В современной школе методобъединения все чаще уступают место предметным кафедрам. Но кафедры, как ни парадоксально, все дальше уводят учителей из области практики в бумажные пещеры теоретических изысков…
А между тем основная цель методической работы состоит именно в практической пользе. Другими словами, для того чтобы повысить качество образования, сегодня используются средства, направленные на результат опосредованно.
Сейчас трудно оценить баланс необходимости и достаточности подобного положения вещей, поскольку любая школа, вставшая на инновационный путь развития, обязана соблюдать правила игры и мгновенно реагировать на изменение педагогической конъюнктуры. Однако для подобных игр вполне достаточно заместителя директора по НМР или ученого-консультанта, привлекаемого к работе по мере необходимости.
Методическое объединение в первую очередь должно иметь простые и даже утилитарные цели: оказывать помощь учителям, имеющим затруднения в преподавании своего предмета. Результатом такой работы в идеальном случае должно быть восстановление или формирование способности опекаемого учителя к обратной связи с учениками, что возможно увидеть лишь при посещении уроков коллег. И вот здесь кроется тонкий психологический момент: далеко не каждый педагог готов услышать и адекватно воспринять оценки коллег. Поэтому выхода видится два: либо посещающий должен обладать большим авторитетом (возможно, учитель-методист), либо посещение должно быть групповым и взаимным.
Планирование работы методобъединения не должно носить характер догматичного плана научно-исследовательских работ, это должно быть живое и практическое руководство к действию. При определенных обстоятельствах оно может иметь минимальные размеры и служить делу корпоративного роста, взаимообучения.
Между тем понятно, что план учебно-воспитательной работы школы во многом состоит из планов методических объединений, что само по себе плодит бумажную ответственность и скрывает за многочисленными шорами бюрократическую сущность управления школой.
Что можно сделать? Кажется, что есть действенное средство – формирование общей для всех участников методического объединения, безусловно, понятной цели. Формирование подобной цели – процесс весьма непростой и требующий приложения определенных интеллектуальных и душевных усилий руководителя объединения, так как в условиях реформы учителей нацеливают на достижение личностного, а не общего результата. Но если будущее школы не является для педагогов пустым звуком, то задача осуществима, а будущее методического объединения будет надолго ограждено от бездушного ветра бумажных реформ.
Об авторе:
Дмитрий Скурихин, директор вечерней школы Кирово-Чепецка, победитель Всероссийского конкурса «Директор школы 2011 года»
Комментарии