search
main
0

Дмитрий ЛИВАНОВ: Основные цели государственной политики в сфере образования – обеспечение его доступности и качества

​Как мы сообщали в прошлом номере «МП», 16 марта состоялась итоговая коллегия Минобрнауки России, на которой председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова подняла проблемы, возникающие с оплатой труда педагогов в регионах. С основным же докладом на заседании выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Мы публикуем его с незначительными сокращениями.

Несмотря на разделение ответственности разных уровней государственной власти за организацию, ресурсное обеспечение и функционирование разных уровней образования, мы понимаем, что сфера нашей ответственности широка – от работы с дошкольниками до подготовки кадров высшей квалификации.Поэтому в рамках своего доклада я затрону все уровни образования в контексте основных целей государственной политики в нашей сфере – обеспечения его доступности и качества.Дошкольное образованиеКлючевое положение майских указов президента – 100‑процентная доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет.По состоянию на 1 февраля 2016 года показатель доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по Российской Федерации составил 99,23%. Иными словами, почти 6 млн детей в возрасте от 3 до 7 лет охвачены дошкольным образованием, ожидают места в данной возрастной категории всего 46,4 тысячи детей. Это результат работы и федерального центра, и субъектов.В числе регионов со сложной ситуацией – республики Тыва, Дагестан, Ингушетия и Забайкальский край (доступность менее 95%).С 2013 года из федерального бюджета на модернизацию региональных систем дошкольного образования было выделено 130 млрд рублей. Регионы выделили еще более 80 млрд рублей. Всего за три года в субъектах Российской Федерации было создано 4634 новых объекта для реализации программ дошкольного образования.С прошлого года детские сады начали работать по государственному стандарту дошкольного образования, который задает кадровые, материально-технические, методические и другие параметры качества образования. Разработана примерная программа дошкольного образования, обеспечивается плановое повышение квалификации педагогов, в том числе на стажировочных площадках – в лучших детских садах, готовых делиться опытом.В числе проблем, которые сохраняются сегодня в дошкольном образовании, – сохраняющийся в ряде регионов дефицит мест, а также рост родительской платы, который зачастую превышает уровень инфляции.Задачи 2016 года:- продолжить работу по обеспечению доступности дошкольного образования;- особое внимание уделить обеспечению местами детей до 3 лет, в том числе на базе консультационных служб (центров), обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми раннего возраста;- контролировать уровень родительской платы и не допускать ее необоснованного роста, опережающего инфляцию.Общее образованиеС 2012 года многое было сделано для повышения доступности качественного общего образования: проведен капитальный ремонт зданий, организован подвоз детей в базовые школы, школы оснащены современным оборудованием.Сегодня в школе реализуются государственные стандарты общего образования. С 2011 года школы переходят на работу по новым стандартам. И уже сейчас не только начальная школа, но и все пятые классы учатся по ним. В стандартах большое внимание уделено личностным результатам – вопросам воспитания, формирования гражданской идентичности.Для обеспечения единства подходов конкретизированы требования к результатам – соответствующие уточнения будут внесены во ФГОС. Разрабатываются примерные основные образовательные программы. Содержание школьного образования постоянно актуализируется. Приняты концептуальные документы, определяющие общие рамки предметного содержания школьных курсов, – прежде всего по математике и отечественной истории. Предстоит модернизация содержания всех предметных областей – например, уже разработан проект концепции филологического образования для учителей-предметников.Мы существенно усовершенствовали порядок формирования федеральных перечней учебников, что позволило исключить попадание в них некачественных учебно-методических комплексов. Современный учебник теперь включает специальную книгу для учителя, имеет электронную версию.С учетом этого мы планируем запустить совместно с лучшими российскими учителями проект «Электронная школа», который позволит создать открытый ресурс с полным школьным курсом в помощь всем учащимся.В последние два года удалось обеспечить высокий уровень организации процедур оценки качества образования – ОГЭ и ЕГЭ. Усовершенствованы КИМы – по большинству предметов исключена тестовая часть с выбором ответа, в перечень обязательных предметов для ОГЭ добавляются экзамены по выбору. Но самое главное – нам удалось кардинально изменить отношение к экзамену в сознании выпускников, родителей и всего образовательного сообщества. При этом важно помнить, что недопустимо сравнивать школы, учителей по результатам ЕГЭ.С 2014 года мы проводим комплексную оценку качества образования: это и национальные исследования качества образования, и всероссийские проверочные работы. Кроме того, наша страна активно принимает участие в проведении международных исследований в области оценки качества общего образования.На основе результатов данных процедур разрабатываются методические рекомендации по совершенствованию развития образования на федеральном и региональном уровнях для принятия эффективных управленческих решений.Школа – это не только содержание деятельности, но и инфраструктура.Значимая проблема общего образования в большинстве регионов – дефицит школьных мест, а также износ школьных зданий, многие из которых были построены 40-50, а то и более лет назад. Решить эту задачу нам предстоит в рамках реализации утвержденной Правительством Российской Федерации программы «Содействие созданию в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях»: за 10 лет предстоит ликвидировать в школах вторую и третью смену, из зданий с высокой степенью износа перевести детей в новые, современные. До 2025 года число детей школьного возраста увеличится почти на 3,5 миллиона. Общая прогнозная потребность по вводу новых мест с учетом демографических тенденций – более 7 миллионов.Программа стартует в 2016 году – первоначально каждый регион-участник получит субсидию на выкуп одного здания наполняемостью не менее 900 человек. К 2021 году предполагается перевести в односменный режим обучения начальную и старшую школу. На втором этапе, до 2025 года, – обеспечить обучение в одну смену учеников основной школы и перевести всех детей из зданий с износом более 50 процентов в новые школы.Итак, основные задачи на 2016 год в сфере общего образования:- определение базового содержания школьного образования по большинству предметных областей образовательных программ;- запуск программы строительства новых школ;- обеспечение объективного проведения ЕГЭ, включая меры по обучению руководителей пунктов проведения экзамена;- проведение и анализ результатов всероссийских проверочных работ для определения «болевых точек» в подготовке наших школьников и последующей программе действий по повышению качества освоения учебных предметов.Дополнительное образование детейКоличество детей, охваченных дополнительным образованием, за последние 5 лет увеличилось с 59 до примерно 67 процентов. В первую очередь это произошло за счет детей, участвующих в дополнительном образовании в форме кружковой работы в общеобразовательных школах – на 12,8%.Сегодня показатель доступности внутришкольного дополнительного образования – около 60% – на таком же уровне, как в советские годы. Важно, что именно школа обеспечивает возможности для вовлечения детей, проживающих в сельской местности, в дополнительные образовательные программы: две трети соответствующих программ реализуются непосредственно на их площадках во второй половине дня.За последние два года в рамках государственной программы «Развитие образования» в регионы направлено 3,4 млрд средств федерального бюджета на создание и улучшение таких условий в сельских школах. Это позволило отремонтировать спортзалы, создать современные площадки, обновить инвентарь.Содержание дополнительного образования в последнее время меняется, растет популярность кружков и секций, связанных с техникой и технологиями. Приоритетным мы считаем развитие дополнительных общеобразовательных программ технической и естественно-научной направленностей. Совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов мы начали работу по поддержке создания в регионах детских технопарков.Важный ресурс развития дополнительного образования детей – ведущие университеты, которые создают подразделения для работы с мотивированными детьми не только на этапе довузовской подготовки, но даже с начальных классов. Университеты дают возможность технически одаренным школьникам включаться в серьезные проекты: например, собирать беспилотные летательные аппараты, заниматься робототехникой, осваивать компьютерные технологии.Сегодня надо активно использовать ресурс дополнительного образования в профориентационной работе.Дальнейшее развитие системы дополнительного образования требует систематизации учета, обеспечения оперативности данных. Министерством совместно с Минкомсвязью России разработана концепция такой единой федеральной межведомственной системы учета контингента. Планируем запустить ее в декабре 2016 года.Очевидно, что не только содержание программ, но и материальная база дополнительного образования нуждается в обновлении. При всех ограничениях принимаемых региональных бюджетов важно не забывать о дополнительном, но особенно приоритетном для будущего наших детей образовании.Задачи на 2016 год:- обеспечить меры поддержки дополнительного образования в целях расширения спектра образовательных услуг, повышения качества их предоставления;- обеспечить переход к нормативно-подушевому финансированию в дополнительном образовании уже в 2016 году;- запустить единую федеральную систему учета контингента.Забота о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуацииКогда мы говорим о доступности качественного образования, то, конечно, имеем в виду и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Без образования невозможна их позитивная социализация.В федеральном законодательстве урегулированы практически все вопросы, связанные с обучением таких детей. В прошлом году утверждены ФГОС начального общего образования для детей с ОВЗ, для детей с интеллектуальными нарушениями, с 1 сентября 2016 года они вступят в силу. Потребности таких детей учтены в стандарте дошкольного образования. Утверждены специальные требования для реализации ФГОС основного и среднего общего образования для детей с ОВЗ.В пятой части всех школ сегодня созданы все условия для инклюзивного обучения. В 2015 году утвержден Межведомственный комплексный план по организации инклюзивного дошкольного и общего образования, который сейчас пролонгирован на 2016-2017 годы. При этом мы сохраняем, поддерживаем и развиваем сеть специализированных образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья.Еще одна категория детей, которым необходима особая забота государства, – сироты. Приоритетными мы считаем семейные формы устройства детей. По данным федерального статистического наблюдения, в 2015 году усыновлено 6,6 тысячи детей, передано на воспитание в семьи на безвозмездную форму опеки (попечительства) 30,1 тысячи детей, на возмездную форму опеки (попечительства), в том числе в приемную семью, – 22,6 тысячи детей. В конце 2015 года под предварительной опекой (попечительством) находилось 8272 ребенка. Кроме того, по оперативной информации субъектов Российской Федерации, возвращены родителям из организаций для детей-сирот 3089 детей.Таким образом, всего детей, которые были устроены в семьи в 2015 году, – 70,7 тысячи (в 2014‑м – 64 тысячи).Очень важным фактором принятия ребенка на воспитание в семью является материальная поддержка. В 2015 году средний минимальный размер выплат на содержание ребенка в замещающей семье в целом по стране увеличился и составил 8582 рубля, что на 12% больше, чем в 2014 году (7543).При этом в действующих детских домах создаются необходимые условия, по возможности приближенные к условиям жизни ребенка в семье. В каждом регионе утвержден региональный план по реструктуризации и реформированию таких организаций. На сегодняшний день из 1783 организаций для детей-сирот 1317 соответствуют новым требованиям (74% от общего числа).Задачи на 2016 год:- внедрение ФГОС для детей с ОВЗ;- оценка соответствия действующих детских домов современным требованиям на основе специально разработанных критериев.Профессиональное образованиеСреднее профессиональное образование в нашей стране остается общедоступным – каждый человек, как и раньше, может получить рабочую профессию. Действует новый порядок приема на образовательные программы, спрос на профессиональное образование растет.Улучшаются условия получения рабочих профессий – важную роль здесь сыграла федеральная поддержка в рамках ФЦПРО. В колледжах и техникумах обновляется учебное оборудование, повышают квалификацию педагоги и управленцы. Расширяется сотрудничество с работодателями – в частности, при их участии дорабатываются образовательные программы. Учащиеся осваивают мировой опыт культуры труда.На федеральном уровне поддерживаются региональные программы развития профессионального образования.В этом году предусмотрено создание более 6 тысяч новых ученических мест (в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных полигонах, на площадках предприятий).Последние несколько лет Россия участвует в движении WorldSkills. По результатам мирового чемпионата по профессиональному мастерству WorldSkills, который недавно состоялся в Бразилии, российская команда из 32 участников завоевала 6 медалей «За высшее мастерство». Чемпионат мира WorldSkills в 2019 году будет проведен в Казани – таково решение Генеральной ассамблеи WorldSkills International. Это признание нашей работы.На ближайшие пять лет разработан комплекс мер по обеспечению колледжей и техникумов современным оборудованием для соответствия этих организаций и реализуемых ими программ лучшим зарубежным стандартам.В 2016 году мы будем работать по следующим направлениям:- развитие поддержки отечественных конкурсов профессионального мастерства, а также чемпионатов WorldSkills;- создание особых условий для подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям: в ФЦПРО мы предусмотрели меры на поддержку развития материальной базы техникумов и колледжей, внедрение программ предпринимательского образования.Высшее образованиеДоступность бесплатного высшего образования для выпускников школ в России сохраняется на протяжении последних лет на высоком уровне: для каждого второго выпускника 11‑го класса предусматривается бюджетное место в вузе (напомню, что в 1980‑х годах в вузы на бюджетные места поступало около 20% школьников). При распределении контрольных цифр бюджетного приема мы исходим из потребностей регионов и отраслей в подготовке кадров – в контрольных цифрах на будущий год учтены пожелания 13 тыс. ключевых российских работодателей.Для обеспечения качества высшего образования начиная с 2012 года проводится мониторинг деятельности вузов. Наш мониторинг – это не рейтинг вузов, а механизм повышения прозрачности их деятельности.По его результатам любой гражданин нашей страны имеет возможность детально ознакомиться с деятельностью образовательной организации, абитуриенты – определиться с выбором вуза, вузы видят свои проблемы, а следовательно, и возможности для повышения качества работы. Учредители при этом получают основания для системных решений по оптимизации и реорганизации деятельности вузов и филиалов.С 2012 по 2014 год Министерством образования и науки реорганизован 21 вуз, ликвидировано 164 неэффективных филиала вузов. В 2015 году изданы приказы о реорганизации 10 вузов и ликвидации 108 филиалов вузов соответственно. По решению ученых советов вузов еще около 100 филиалов вузов прекращают свою деятельность до 2017 года.Во всех подобных случаях студенты получают возможность доучиться или переводятся в другие вузы.В 2015 году мы ввели систему оценивания трудоустройства выпускников. Данные из нашей информационной системы по выпускникам вузов (а их примерно 1,2 млн) соотносятся с данными Пенсионного фонда о страховых отчислениях работодателей. В результате мы получаем уникальные сведения о том, трудоустроены или нет выпускники того или иного вуза, обучавшиеся по конкретным образовательным программам, и если да, то какова их среднемесячная зарплата.На основе этой информации мы уже сейчас принимаем решение об изменении политики распределения контрольных цифр приема. Например, мы увидели, что наибольший спрос предъявляется на выпускников технических и педагогических направлений подготовки. Около 80% выпускников технических и педагогических вузов находят работу в течение года. А с другой стороны, половина всех нетрудоустроенных – это выпускники экономических и юридических направлений. Это учтено в распределении контрольных цифр приема: мы повышаем удельный вес бюджетных мест на технических и педагогических направлениях.С целью повышения качества содержания высшего образования мы создали 9 координационных советов, которые призваны обеспечить формирование основной политики в соответствующих образовательных областях, и 57 учебно-методических объединений (УМО).Сейчас определен состав этих объединений, закончено формирование организационных структур и начата разработка примерных основных образовательных программ высшего образования.Особое внимание мы уделяем развитию инженерного образования – внедряем программы практико-ориентированной направленности в бакалавриате и технологической магистратуре: в таких программах больше времени и внимания отводится практике.В 2014 году запущена программа «Новые кадры для ОПК», в 2015 году – программа «Повышение квалификации инженерно-технических кадров». В рамках программы «Новые кадры для ОПК» в 2014-2015 годах поддержана целевая подготовка около 6 тыс. студентов в интересах организаций оборонно-промышленного комплекса и 22 проекта по инфраструктурному обеспечению целевого обучения таких студентов.В 2014-2015 годах реализуется проект по модернизации педагогического образования. На базе 45 вузов разработано и апробировано более 110 новых модулей образовательных программ бакалавриата и магистратуры. По новым программам прошли обучение около 6000 студентов, из которых 3000 прошли независимую сертификацию.В России сформирована группа ведущих университетов. А в последние годы мы фактически определили российскую лигу университетского превосходства – 15 университетов, которые участвуют в проекте повышения международной конкурентоспособности, действие которого рассчитано до 2020 года. В конце прошлого года мы отобрали еще 6 университетов для поддержки.Важное для нас направление – развитие инновационных предприятий при вузах. Традиционной стала также поддержка совместных проектов вузов и государственных научных учреждений – например, по созданию высокотехнологичного производства, по развитию на базе университетов инжиниринговых центров.Уже сегодня можно отметить значительные результаты этой работы. Вузы демонстрируют неплохую динамику, продвигаясь в международных рейтингах.Так, в ежегодном рейтинге QS World University Rankings улучшили свои позиции Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Томский государственный университет, Томский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет.В сентябре этого года 8 новых вузов – участников проекта попали в ежегодный рейтинг Times Higher Education.Задачи на 2016 годС целью повышения роли университетов в региональном развитии в 2016 году мы запустили программу по созданию опорных вузов. Они будут созданы к 2020 году в большинстве регионов. Сделаем все от нас зависящее, чтобы в них работали лучшие ученые, преподаватели. Для студентов будут созданы все условия для формирования компетенций, необходимых для эффективной работы в высокотехнологичных, инновационных и наукоемких отраслях промышленности.Перед УМО стоит задача до 1 июля 2017 года внести изменения во все федеральные государственные образовательные стандарты, приведя их в соответствие с профессиональными стандартами.НаукаВо всех развитых странах (и Россия здесь не исключение) наука, технологии являются ключевым ресурсом развития экономики. На вопросы, как должен быть устроен научно-технологический комплекс, какие должны быть предложены коммуникационные механизмы между наукой, государством, бизнесом и всем обществом, будет отвечать Стратегия научно-технологического развития.В последние годы мы наблюдаем рост финансирования научных исследований в абсолютных цифрах, в 2014 году внутренние затраты на исследования и разработки составили около 850 млрд рублей (сведения по итогам 2015 года будут доступны только в сентябре 2016 года).Соотношение бюджетных и внебюджетных затрат на исследования и разработки составляет 70 на 30.Зона особой ответственности государства – поддержка фундаментальных исследований. В этой части государство увеличило поддержку фундаментальных и поисковых исследований с 2012 по 2015 год на 15%, с 85 до 100 млрд рублей.По данным Росстата, численность исследователей увеличилось более чем на 4,5 тыс. человек, доля исследователей в возрасте до 39 лет составила 41%.Университеты стали центрами научной деятельности в регионах. За последние 2 года мы наблюдаем рост численности исследователей в вузах. Это 1/3 от величины, на которую сократилась численность исследователей в государственных научных институтах. За это же время прирост затрат на научные исследования в вузах оказался на 80% больше, чем в государственных научных институтах. По доле научных публикаций университеты уже опережают институты ФАНО России: их научно-педагогическими работниками подготовлено 39,8% от общего количества публикаций (учеными ФАНО России – 32,8%). При этом доля совместных публикаций ФАНО России и университетов составляет 14,4%.Задачи на 2016 год:- разработка Стратегии научно-технологического развития России на долгосрочный период;- реализация национальной технологической инициативы;- развитие «цифровой» инфраструктуры исследований и разработок – обеспечение национальной подписки на информационные ресурсы.Молодежная политикаГоворя о молодежной политике, мы имеем в виду три направления.Во-первых, воспитание – гражданское, патриотическое и духовно-нравственное. Завершена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», 30 декабря 2015 года Правительством Российской Федерации утверждена аналогичная программа на 2016-2020 годы.Координатором программы выступает Федеральное агентство по делам молодежи.Успешная реализация программы позволит значительно повысить готовность и способность российского общества к противодействию внутренним и внешним угрозам развитию страны и ее безопасности, преодолению социально-экономических проблем и выходу на траекторию устойчивого развития.Во-вторых, профориентация.Мы организуем тематические смены на региональных молодежных форумах, поддерживаем инициативы различных образовательных организаций по взаимодействию с реальным сектором экономики, в том числе в рамках Всероссийского инженерного конкурса. Был проведен мониторинг профориентационной работы в образовательных организациях, по итогам которого разработаны методические рекомендации. Во многих регионах реализуются целостные программы профориентации, что отражено в «дорожных картах».С этой целью будет уделено внимание повышению статуса молодежных форумов – они реализуются совместно с молодежными профессиональными сообществами и крупнейшими работодателями России: «Территория смыслов на Клязьме», «Таврида», «Итуруп», «Балтийский Артек».В-третьих, это формирование культуры здорового образа жизни. Совместно с Минспортом России мы разработали комплекс мер по развитию инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом во всех российских школах. В 12 регионах проведена апробация комплекса ГТО, его нормативы недавно были утверждены. Мы хотим вернуть в молодежную среду здоровый дух соревновательности, привычку быть в отличной физической форме.В начале февраля текущего года мы представляли Общественному совету отчет по реализации публичной декларации и обозначили особо значимые для общества цели и задачи министерства на 2016 год. Целевые значения показателей, заявленные на 2015 год, достигнуты. Из значимых для общества проектов министерства 2016 года, заявленных в публичной декларации, стоит отдельно отметить: организационное формирование Российского движения школьников, развитие сети школьных музеев, Российский родительский университет, поддержку развития школьных библиотек. Наша декларация размещена на официальном сайте, по всем направлениям деятельности министерство постоянно взаимодействует с общественными институтами. Ясность и понятность действий федерального ведомства обеспечивает основу для конструктивного диалога и оптимальных решений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте