search
main
0

Для защиты детства

О проблемах борьбы с детской беспризорностью, социальной защиты и реабилитации детей рассказывает заместитель директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ – Марина ГОРДЕЕВА.

– Марина Владимировна, расскажите, пожалуйста, что уже сделано в области профилактики детской беспризорности, соцзащиты и реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении?

– Для улучшения координации и повышения эффективности деятельности органов и учреждений социальной защиты населения и здравоохранения в этом направлении Министерство здравоохранения и социального развития РФ создало Координационный совет по вопросам детской безнадзорности и беспризорности.

В последние два года активизировалась деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по созданию новых социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.

Действующая сеть учреждений органов социальной защиты населения позволяет оказать экстренную помощь всем несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, в первую очередь беспризорным. Созданная автоматизированная информационная система «Учет семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации», позволяет с заданной периодичностью получать информацию о таких детях и их семьях.

По данным органов социальной защиты населения РФ, число выявленных в 2003 г. безнадзорных детей по сравнению с 2002 г. уменьшилось с 998.000 до 950.000. Следовательно, наметилась тенденция к сокращению их числа. В 2002 г. в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, ее прошли 9.600 беспризорных детей, в 2003 г. – около 7.500., в 2004 г. – 5.700.

В 2004 г. оказана помощь в укреплении материально-технической базы 379 специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 85 субъектах Федерации, а также 165 центрам помощи семье и детям и 3 кризисным центрам для женщин. В 2005 г. эта работа продолжается.

– Как планируется развивать работу по профилактике безнадзорности?

– Наше министерство в 2005 – 2006 гг. будет вести ее в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы «Дети России», подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Не секрет, что в России за 2002 – 2004 гг. число преступлений, совершенных подростками и при их участии, увеличилось на 10,5%. Рост криминальных проявлений в молодежной среде отмечается в 53 регионах России. Упомянутая подпрограмма должна сыграть свою роль в ликвидации беспризорности и предотвращении правонарушений среди молодежи.

Прорабатываются вопросы организации дальнейшей деятельности Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ. Наше министерство также активно участвует в подготовке концепций, разработке нормативных правовых документов, обеспечивающих защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе воспитанников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. Например, подготовлено Постановление Правительства РФ о порядке финансирования из федерального бюджета перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи, детских учреждений за пределы субъекта Федерации.

Вместе с тем актуальными остаются проблемы совершенствования ряда нормативных и законодательных актов по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, в первую очередь – организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Наше министерство планирует продолжить работу по совершенствованию действующей на межведомственной основе системы профилактики семейного неблагополучия, детской безнадзорности, социального сиротства, развитию и государственной поддержке различных форм семейного жизнеустройства детей, лишившихся родительского попечения.

– Как прошла детская оздоровительная кампания летом 2005 г., в том числе и для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации?

– Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено координировать работу федеральных и региональных органов исполнительной власти по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.

Основное внимание в преддверии летних школьных каникул уделили укреплению базы детского отдыха и оздоровления, всесторонней подготовке детских оздоровительных лагерей к приему детей. Прежде всего, это касалось санитарно-эпидемиологического благополучия в детских оздоровительных учреждениях, оснащения их медицинским оборудованием и лекарствами. Обеспечения безопасности проезда детей к местам отдыха и в оздоровительных лагерях.

Всего в стране действуют свыше 30.000 детских оздоровительных лагерей, в них за летний период отдохнули около 2 млн. детей и подростков.

Во Всероссийском детском центре «Орленок» проводилась целевая смена для детей, требующих особой государственной поддержки, в которой участвовали около 900 детей и подростков из неблагополучных семей, воспитанников детских приютов из всех регионов России.

Путевки в детские лагеря оплачивались в основном за счет средств Фонда социального страхования РФ. На эти цели в 2005 г. выделено около 12,6 млрд. рублей, что позволило оплатить свыше 5,3 млн. путевок. Часть средств пошла на оплату путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из федерального бюджета в 2005 г. выделено свыше 1,308 млрд. рублей. Эти средства полностью предназначены для организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, прежде всего – детей-инвалидов, безнадзорных и беспризорных, пострадавших от техногенных катастроф, а также детей из районов Крайнего Севера и находящихся под опекой.

– Возникли ли летом вопросы, над которыми предстоит работать вашему ведомству?

– Да, безусловно, мы должны решать вопросы, без которых не может стабильно и устойчиво существовать система детского отдыха и оздоровления. Необходимо наметить пути ее сохранения и органичного развития. Очевидно, эта система нуждается в государственной поддержке. Но надо по-новому подойти к формам поддержки. Это не только прямое финансирование из федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ, а прежде всего – программно-целевой подход к проблеме. Мы поддерживаем идею разработки и реализации соответствующей целевой программы.

Организаторам детского отдыха следует более внимательно относиться к его лечебно-оздоровительной составляющей, а также добиваться совершенствования содержательной деятельности лагерей, качества услуг в учреждениях отдыха и оздоровления детей.

В последнее время на жизнедеятельности детских оздоровительных учреждений отражается рост тарифов на энергоносители, коммунальные услуги, цен на продукты питания. Это ведет к удорожанию их содержания, увеличению стоимости путевок, что может отразиться на численности детей, охваченных организованными формами отдыха и оздоровления. В связи с этим органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления необходимо принять меры по консолидации средств из различных источников на проведение детской оздоровительной кампании. Проблема должна решаться не только, и не столько путем увеличения бюджетного финансирования. В субъектах Федерации явно недостаточно привлекаются дополнительные источники: спонсорские средства, средства фондов и организаций, слабо реализуются возможности многопрофильного использования детских здравниц.

– Есть ли положительные примеры такой работы?

– Да. В последние годы наиболее эффективной формой организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и прежде всего безнадзорных и беспризорных, стали профильные лагеря. Их финансировали на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003 – 2006 гг.

– Как органы социальной защиты решают проблему временной занятости подростков летом?

– Временное трудоустройство несовершеннолетних мы рассматриваем как реальный фактор сокращения подростковой безнадзорности и преступности, профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних. Поэтому в 2005 г. на организацию временного трудоустройства подростков от 14 до 18 лет было предусмотрено направить из федерального бюджета свыше 615 млн. рублей – на 8% больше, чем в 2004 г.

Расширению масштабов занятости несовершеннолетних граждан способствует включение временного трудоустройства в программы социально-экономического развития субъектов Федерации, разработка специальных целевых программ.

– В условиях происходящих в стране реформ и модернизации здравоохранения при сохраняющихся высоких уровнях смертности и депопуляции населения охрана здоровья детей приобретает особую значимость. Как обстоят дела со здоровьем детей?

– При общей положительной динамике наиболее социально значимых показателей службы охраны материнства и детства сохраняется ряд негативных тенденций. Растут показатели заболеваемости, инвалидности, остаются стабильно высокими показатели смертности детей старше года, растет распространенность хронических болезней у подростков и в более ранних возрастных группах; социально обусловленных болезней детей. В последнее десятилетие в стране на треть сократилась численность детского населения. Несмотря на то, что в структуре общей смертности младенческая составляет менее 1%, это интегрированный показатель эффективности работы не только службы охраны материнства и детства, системы здравоохранения в целом, но и социального благополучия общества.

– Какую заботу проявляет государство о детях-инвалидах?

– Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов с 2005 г. определяется тем, что основную часть обязательств берет на себя федеральный центр, за исключением мер социальной поддержки и обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Федерации.

Государство гарантирует детям-инвалидам реабилитационные мероприятия, получение предусмотренных федеральным перечнем технических средств и услуг, которые утверждены Правительством РФ и предоставляются за счет федерального бюджета.

Важнейшая новация – введение с 1 января 2005 г. ежемесячной денежной выплаты детям-инвалидам в размере 1000 рублей взамен предоставления им отдельных видов льгот.

В соответствии с обязательствами, которые Российская Федерации взяла на себя, подписав Конвенцию о правах ребенка, дети-инвалиды имеют право на воспитание в семье. Но сохраняется и необходимость развития системы стационарных социальных учреждений для детей-инвалидов, совершенствования их деятельности, оптимизации социально-реабилитационной и социально-адаптационной деятельности.

– Что предстоит еще сделать для таких детей?

– Поскольку большие изменения коснулись практически всех сфер жизнедеятельности детей-инвалидов, от органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ требуется привести в соответствие с ними региональную нормативную правовую базу, а также (и это важнейший аспект работы) адекватного финансирования новых бюджетных обязательств. Ведущим при этом должно оставаться обеспечение интересов детей-инвалидов.

Первоочередными задачами улучшения положения семей, воспитывающих детей-инвалидов, остается расширение сети специализированных социально-реабилитационных учреждений и увеличение числа медико-социальных услуг, поскольку деятельность таких учреждений способствует сокращению числа детей, поступающих в детские дома-интернаты.

Так как, несмотря на положительную динамику развития реабилитационных учреждений, их сеть недостаточна и не может удовлетворить потребности детей-инвалидов, необходимо совершенствовать на региональном уровне медико-социальную поддержку их семей, создать устойчивый механизм решения проблем детской инвалидности. Ныне потребность в реабилитационных учреждениях удовлетворяется только на 55%.

– Какие еще важные задачи стоят перед Департаментом медико-социальных проблем семьи, материнства и детства?

– Первоочередная задача – улучшение положения семьи и детей. Она в соответствии с новым законодательством – практически полностью в компетенции регионов. Вместе с тем важно обеспечить синхронность действий и выбор приоритетов. В этой связи подготовлен проект указа Президента России об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 г. (национального плана действий в интересах детей). Он обсужден на заседании коллегии Минздравсоцразвития РФ.

Во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию до конца года будет подготовлен комплекс мер по повышению престижа материнства и отцовства, улучшению условий воспитания детей и улучшению на этой основе демографической ситуации.

Это немногое из того, что необходимо сделать службам материнства и детства, социальной защиты населения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте