Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Для всех и для каждого. В якутских школах приобщение к классической музыке – задача номер один!

Учительская газета, №04 от 26 января 2016. Читать номер
Автор:

Доказано, что музыка лечит, спасает от агрессии, сохраняет человеческое в человеке. Занятия музыкой в детстве вырабатывают устойчивость к стрессам, делают жизнь более содержательной и эмоционально насыщенной. Ряд исследований подтверждает: музыкально образованные люди тяготеют к плюрализму, они более терпеливы, либеральны, отзывчивы. Музыкальное искусство – неоценимый ресурс для выстраивания открытых, толерантных, доверительных отношений между людьми, народами, странами. Именно поэтому два года назад Министерство образования Республики Саха (Якутия) обратилось к кафедре ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование на протяжении жизни» при Московском педагогическом государственном университете с просьбой разработать новую программу по музыке для общеобразовательных школ Якутии.

Руководителю кафедры, доктору педагогических наук, профессору Эдуарду Абдуллину и его коллективу предстояло создать такую модель, при которой начиная с первого класса каждый школьник на музыкальных занятиях мог приобщаться к высокохудожественной музыке – народной, классической, современной. Хоровое пение, слушание музыки, музыкально-пластическое интонирование, коллективная игра на «элементарных» музыкальных инструментах, включая блокфлейту, металлофоны, ксилофоны, ударные инструменты, в том числе якутские национальные инструменты – барабаны, хамус и др., а также участие в коллективной музыкальной драматизации – основные виды музыкальной деятельности, посредством которых в условиях одного урока музыки и двух внеклассных музыкальных занятий в неделю авторы решали поставленные перед ними задачи. А именно, приближали к реальности идею, предложенную еще первым президентом Якутии, депутатом Государственной Думы М.Е.Николаевым и реализуемую в Республике Саха (Якутия) многие годы – приобщать к музыке всех детей без исключения, повышать роль музыкального воспитания и образования во всех образовательных организациях.Чтобы сделать музыкальное образование в школах Якутии обязательным для всех детей, использовать этот ресурс для развития общей культуры, для учителей пилотного проекта были разработаны программа для начальной школы по музыке, хрестоматии и фонохрестоматии, видеопособия по овладению игрой на блокфлейте, на других «элементарных» инструментах, а также предложены методики и технологии постановки музыкальных мини-спектаклей. В подборе якутского музыкального материала для программы, что особенно ценно, приняли участие Союз композиторов Якутии, преподаватели Высшей школы музыки г. Якутска и лаборатория видеозаписи, сотрудники Государственной филармонии Якутии.Для каждого участника пилотного проекта проводились ежегодные курсы по овладению методикой преподавания музыки в рамках новой программы. В специальных классах и с обязательным наличием инструмента (пианино, аккордеон, баян) учитель должен был, во-первых, исполнять сам или воспроизводить в записи на каждом занятии фрагменты какого-то музыкального шедевра, постоянно культивируя и поддерживая интерес детей к классической музыке, а также активно включать каждого ребенка в исполнительскую деятельность.За небольшой период появились заметные результаты. Практически все дети тридцати городских и сельских школ Якутии все активнее приобщаются к музыке Моцарта и Чайковского, Бизе и Прокофьева, Баха и Свиридова, других композиторов-классиков. Они изучают как язык музыки Якутии, так и русской, зарубежной музыки, осваивают ее жанровые и интонационные особенности, с удовольствием поют, играют на элементарных музыкальных инструментах в детских оркестрах, все активнее принимают индивидуально-коллективное участие в музыкально-пластическом интонировании, в музыкально-драматургических мини-постановках, созданных на материале русских и якутских сказок.Не так давно первые итоги апробации новой программы по музыке для якутских школьников обсуждались и были положительно оценены на заседаниях Министерства образования Якутии и в Общественной палате РФ на слушаниях в Комиссии по содействию науке, художественному образованию и культуре Российской ассоциации содействия науке, а также на Всероссийском форуме «Музыкальное образование. Проблемы и вызовы XXI века» в Москве. В конце прошлого года на третьем конгрессе ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге президент Всемирной организации по музыкальному воспитанию профессор Шейла Вудворд (Вашингтонский университет, США), посетившая музыкальные занятия в Якутии, отметила, что новая интерпретация системы Д.Б.Кабалевского в этом регионе заслуживает самого серьезного внимания и одобрения.В самом деле, представленная программа вызывает все больший интерес у музыкально-педагогической общественности. Учителя музыки в других республиках России выражают желание развивать пилотный проект с участием кафедры ЮНЕСКО при МПГУ в своих регионах. Якутский пример конструктивного сотрудничества с учеными Москвы, республиканскими педагогическими и музыкально-творческими организациями таит в себе возможности сохранения национальной специфики музыкальной культуры и образования, расширяет границы межнационального культурного и педагогического пространства, помогает нашим детям становиться музыкально образованными людьми, а значит, чуткими, отзывчивыми, умеющими ценить и любить малую и большую Родину.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту