search
main
0

Для всего мира. Некоторые проблемы открытых ресурсов в высшей школе

Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к следующей за ним постиндустриального общества, которое часто определяют как информационное общество, означает в первую очередь отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания. На смену приходит понимание образования как достояния личности, средства ее самореализации в жизни, построения личной карьеры. А это изменяет не только цели обучения и воспитания, но и его мотивы, нормы, формы, методы, роль педагога и так далее.

Комментарий «УГ»*См. статью Леонида ЯСТРЕБОВА, Алексея БУТУЗОВА, Дмитрия ГУЖЕЛИ «Охота по лицензии», №№1-2, 2007 год, «ИКТ в образовании».

Катализатором этих процессов может послужить новая тенденция, которая получила название Open Source*, что предполагает открытый доступ к использованию и разработке как образовательных ресурсов, так и ПО различного назначения. Это своего рода новое прочтение коммунистического принципа «все во имя человека, все для блага человека». Примером его успешной реализации может служить свободная сетевая энциклопедия http://wikipedia.org.

Например, открытые образовательные ресурсы (ООР) создаются учебными и научными организациями, информационными агентствами, профессиональными ассоциациями и объединениями, государственными и межправительственными структурами. Они имеют большое значение для образовательного сообщества, обладая огромной ценностью для развития и распространения образования в мире. ЮНЕСКО поддержало инициативу создания ООР, в которой сегодня участвуют около 150 крупнейших университетов из 21 страны мира, каждый из которых предоставил в открытый доступ собственные учебные материалы в рамках консорциума Open Coursе Ware (www.ocwconsortium.org).

ООР представлены в интегрированных системах доступа, таких как Open Educational Resources Commons (www.oercommons.org), которая содержит более 4,5 тысячи материалов для начального образования, более 6 тысяч для среднего и около 13 тысяч для профессионального образования. Появление подобной информационной системы свидетельствует о мировой тенденции к расширению доступа к образовательным ресурсам.

Показательным примером в формировании ООР может служить инициатива Массачусетского технологического института (МТИ). Несколько лет назад этот университет, один из ведущих во всем мире, сообщил, что собирается бесплатно предлагать свои курсы всем желающим через Интернет. В течение ближайших лет в Сети размещались курсы практически по всем предметам, преподаваемым в университете, – от точных наук до гуманитарных дисциплин и искусства. Руководство образовательного учреждения продвигало идею открытых курсов с целью распространения новейших видов и системы образования через Интернет, а также из желания противостоять явлению, которое можно назвать «приватизация» знаний.

Установка МТИ такова, что все желающие получат тексты лекций, учебные пособия и тому подобное, но им не будут ставить оценки, а по окончании курса они не получат университетского диплома. Зато все университеты и институты в мире смогут использовать их учебные материалы по своему усмотрению. Руководство МТИ призвало и другие учебные заведения мира последовать их примеру – распространять свои академические курсы по Всемирной сети, делая их доступными для всех. Столь существенные и бескорыстные усилия более чем позитивно оценило мировое сообщество. В первую очередь интернет-пользователи и те, кто испытывает острую потребность в повышении своей квалификации и уровня знаний по предложенным курсам.

Уже в первый месяц на сайт проекта http://ocw.mit.edu/OcwWeb/web/home/home/index.htm пришло около 315 тысяч посетителей. С тех пор трафик постоянно растет. При этом около 40 процентов посетителей приходится на зарубежные страны. Карта посещаемости по регионам показывает, что на 1-м месте располагаются США и Канада (41 процент), на 2-м месте – Китай (21 процент), на 3-м – Европа (19 процентов), на 4-м – Индия (8 процентов), на 5-м – Латинская Америка и так далее. Среди посетителей онлайн-курсов превалируют люди, занимающиеся самообразованием (49 процентов). За ними идут студенты (32 процента) и преподаватели (16 процентов).

Инициатива МТИ – эпохальное, знаковое событие в сфере образования, и она нашла последователей в США и в других странах мира. Так, Университет Калифорнии в Беркли одним из первых вслед за МТИ стал выкладывать в открытый доступ аудио- и видеоматериалы для высшего образования. Еще в 2001 году этот вуз запустил программу Educational Technology Services (http://webcast.berkeley.edu). Он начал свое вещание в Сети в апреле 2006 года. На нем и сейчас появляются файлы различных начавшихся этой осенью курсов и событий в виде подкастов, просто mp3-файлов и потокового видео. Сейчас его содержание в общей сложности составляет более 3500 часов информации. Позже для распространения материалов был выбран сервис YouTube (www.youtube.com/ucberkeley). Теперь посетители этой страницы могут увидеть множество самых разных курсов, записанных на видео в 2005-2007 годах. Здесь есть ролики с лекциями по биологии, биоинженерии, химии, физике и другим наукам. И они не только облегчат жизнь студентам самого университета. Всегда найдутся желающие прослушать курсы заочно (пусть они и не получат за это диплом университета).

В Германии на сайте Тюбингенского университета можно найти онлайн-библиотеку TOBIAS-lib, представляющую собой онлайновый сервис университетских публикаций (http://www.uni-tuebingen.de/ub/elib/tobias.htm). Здесь хранятся диссертации, статьи, монографии, заключения, аннотации и другие материалы. Кроме того, на сайте университета выделен специальный раздел – Тюбингенский Интернет мультимедиа сервер (http://timms.uni-tuebingen.de), где выложены лекции и научные мероприятия зимнего семестра 2007/2008 гг.

В России большая работа в отношении ООР проводится на уровне Министерства образования и науки РФ. Например, электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети «Интернет», представлены в следующих информационных системах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);

Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru);

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» («Единое окно»http://window.edu.ru);

Ресурсы, описания которых находятся на Федеральном портале «Российское образование» (www.edu.ru).

Так, ФЦИОР обеспечивает доступность и эффективность использования электронных образовательных ресурсов для всех уровней и объектов системы образования РФ. Он реализует концепцию «единого окна» для доступа к любым электронным образовательным ресурсам системы образования РФ и предоставление единой современной технологической платформы для существующих и вновь создаваемых электронных образовательных ресурсов.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России. Цель построения системы – обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. В разделе Библиотека (http://window.edu.ru/window/library) представлено более 17000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, вузах и школах России. В Каталоге (http://window.edu.ru/window/catalog) хранится более 40000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории.

Надо отметить, что российские вузы в целом пока слабо поддерживают инициативу МТИ. Тем не менее ни у кого не возникает сомнений, что отечественным университетам и институтам следует поддержать начинания массачусетских коллег и формировать свои открытые базы лекционных данных не только в текстовых файлах, но и в формате видеолекций и так далее. На сегодняшний день из образовательных интернет-порталов в формате видеолекций на университетских сайтах можно отметить http://math.ru. Это лекции на русском языке с мехмата МГУ о математике, который читают известные профессора.

Следует обратить внимание на ряд негативных факторов, тормозящих данный процесс:

низкое финансирование и устаревшая материально-техническая база;

слабая информационная компетентность профессорско-преподавательского состава в целом;

не всегда достаточно высокий уровень лекций;

проблема плагиата;

психологический фактор дискомфорта наших преподавателей перед камерой;

загруженность преподавателей и, как следствие, малая доля с их стороны инициативности и креативности и так далее.

Однако в российском образовательном пространстве в настоящее время разрабатывается интернет-проект, который во многом созвучен инициативе МТИ и базируется на исходных принципах той же философии «свободной культуры информационного общества». Речь идет об интернет-университете информационных технологий Анатолия Шкреда (www.intuit.ru/courses.html). Концептуальное обоснование проекта «Интуит» включает в себя следующие положения:

за обучение не нужно платить (то есть человек читает книги совершенно бесплатно);

доступ к курсам свободный, для тестирования необходима регистрация на сайте;

все книги находятся в полном и открытом доступе;

авторы имеют право издавать свои учебники в других издательствах;

вузы имеют право бесплатно использовать курсы в учебном процессе.

Таким образом, можно заключить, что формирование и использование открытых образовательных ресурсов – заметная всемирная тенденция, обеспечивающая поддержку мировой системы образования, в которой российское образование начинает успешно встраиваться.

Александр АНДРЕЕВ, заведующий кафедрой педагогики Московской финансово-промышленной академии, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте