В НИИ развития профессионального образования состоялось совместное заседание лаборатории психологии и воспитания НИИРПО и городского совета зам. директоров по учебно-воспитательной работе колледжей системы профессионального образования Департамента образования. На повестке дня – актуальный вопрос развития воспитания в профессиональных колледжах в современных условиях.
Городской совет заместителей по воспитательной работе профшколы столицы был создан в сложные 90-е годы для консолидации организаторов воспитательной работы в профтехучилищах и сохранения традиций воспитания в городской системе профтехобразования. Инициатором создания и первым председателем городского совета был Михаил Никитин, в те годы – заместитель директора по воспитательной работе профессионального лицея №310 «Квалитет», в настоящее время – директор НИИРПО. Новая инициатива – консолидация ведущих специалистов науки и практики, занимающихся проблемами воспитательной работы в профессиональных колледжах.На заседании состоялся профессиональный диалог о проблемах воспитательной работы, компетентностном подходе к воспитанию в условиях перехода колледжей к новым организационно-правовым формам и стандартам нового поколения, необходимости разработки и общественного обсуждения концепции развития воспитания в системе профессионального образования. В обсуждении проблем воспитания приняли участие заведующий лабораторией психологии и воспитания, научные сотрудники НИИРПО Сергей Евтушенко, председатель городского совета, зам. директора по УВР строительного колледжа №12 Елена Мискарян, члены совета – Анатолий Грошев (политехнический колледж №8), Галина Давыдова (политехнический колледж №13), Софья Ягуфарова (строительный колледж №26), Альбина Борисова (колледж декоративно-прикладного искусства №36), Раиса Свечина (колледж сферы услуг №44), Елена Попова (строительный колледж №1) и другие.2010 год по существу стал рубежным годом перехода от государственных стратегий модернизации образования к тактикам и программам действий по развитию воспитания в образовательных учреждениях. НОИ «Наша новая школа», Федеральный закон №83, ФГОС СПО нового поколения, план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, ГЦП «Рабочие кадры» и «Столичное образование», реестр государственных образовательных услуг, предоставляемых системой образования Департамента образования, – эти и другие программные документы заставляют по-новому взглянуть на вопросы содержания, технологий, организации, управления, оценки качества и развития воспитания в профессиональной школе.Организация воспитательной работы в системе столичного профессионального образования в настоящее время имеет структурированную сеть: организацию, руководство, управление, контроль, методическое сопровождение воспитательной работы в колледжах осуществляют УМЦ ДПО, МЦФВПВ, МДНТХТ под общим руководством управления профессионального образования Департамента образования. Сетевая структура позволила привести к единству требований в организации воспитания, активизировать ресурсы развития таких направлений, как спортивное, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое, художественное и научно-техническое творчество, развитие самоуправления и волонтерства, развернуть разнообразные конкурсные программы для педагогов и обучающихся среднего профессионального образования, интегрировать творческие достижения колледжей в городские конкурсные программы Департамента образования. Участники заседания отметили, что разнообразие конкурсных программ и спортивных марафонов – значимое завоевание в процессе модернизации, так как соревнования, конкурсы и фестивали открыли большие возможности для личностного и творческого продвижения обучающихся и педагогов. Однако остро звучит справедливое требование заместителей директоров по воспитательной работе о согласованности в работе сетевых организаций по сбору и обобщению информации, создании единого информационного центра и базы данных, поскольку затраты рабочего времени организаторов воспитания на документооборот в области воспитательной работы несоизмеримо больше, чем на непосредственную каждодневную работу со студентами. А время и силы организаторов воспитания необходимы для выполнения новых задач.Перед инженерно-педагогическими кадрами нынче поставлена ответственная задача по выполнению государственного задания на реализацию государственных образовательных услуг. Реестр государственных услуг, предоставляемых системой образования Департамента образования, включает 50 наименований, 25 из них связаны с обеспечением процесса воспитания. Согласно должностным инструкциям педагогических работников воспитание в учебном процессе – обязанность преподавателей и мастеров производственного обучения, классных руководителей. Главный фактор перехода к новой качественной ступени развития воспитания в профшколе, по мнению участников обсуждения, – готовность педагогов колледжей, их профессиональная педагогическая компетентность, что далеко не всегда соответствует масштабным задачам преобразований. Участники совещания предложили создать условия для профессионального развития инженерно-педагогических кадров, обучения их технологиям профессиональной рефлексии, обобщения и трансляции актуального опыта воспитания, так как учащимся неинтересны скучные лекции или нужные классные часы. Психологические службы колледжа должны осуществлять консультативную и просветительскую работу с педагогами, реализовывать адекватные меры профилактики педагогического выгорания, тренинговых групповых форм совершенствования педагогического мастерства.Более 70 тысяч юношей и девушек обучаются по 214 профессиям и специальностям НПО – СПО в 78 колледжах системы профессионального образования Департамента образования. Каждый колледж имеет сложившийся кадровый потенциал, многолетний опыт, отраслевую специфику, педагогические традиции. Многообразен и интересен опыт, качественные результаты воспитания московских колледжей в развитии волонтерства (строительный колледж №26); в движении военно-патриотических поисковых отрядов в колледжах №№7, 26, 46, 53; в развитии самоуправления (колледжи №№20, 51); художественного творчества (колледжи №№23, 34, 36, 37, 36, 59, 60, 61); научно-технического творчества (колледжи №№20, 21, 27, 31, 39, 54); музеев (колледжи №№14, 26, 27, 36, 48, 54, 57, 59); дополнительного образования (колледжи №№7, 8, 13, 14, 18, 21, 34); предпринимательства (колледжи №№11, 37, 48); психолого-педагогического сопровождения в колледжах №№16, 20, 21, 23, 27, 34, 57, 60; спорта и физической культуры в колледжах №№12, 21, 33, 52, 57. Главным в организации воспитания в колледже стала направленность на воспитание профессией, воспитание профессионала. Профессия, соответствующая интересам развития личности, – ключевой фактор развития профессионального образования и подготовки кадров для современного рынка труда.Массовые культурно-досуговые, спортивные, физкультурно-оздоровительные мероприятия, составляющие основу планов воспитательной работы колледжей, конечно же, останутся в содержании воспитывающей деятельности. Однако контекст их использования должен обновиться. Школы лидерства, волонтерства, предпринимательства, профессиональной карьеры как технологичные формы развития социальных компетенций студентов должны найти свое место в воспитательных проектах колледжей.
Комментарии