Тамара РОМАНОВА, психолог детского сада компенсирующего вида №2173: – В настоящее время перед педагогической наукой и практикой, а также связанными с ними направлениями психологической науки стоят задачи формирования и воспитания активной, эрудированной личности, способной творчески мыслить. Значение проблем развития личности определяет высокий интерес к мотивационной сфере, ибо мотивационная сфера служит ядром личности. Для воспитания и обучения важно понимание природы мотивации, ее становления и функционирования.
В отечественной психологической и педагогической науках мотивация трактуется как психологическая система, обладающая специфическими особенностями: многокомпонентностью, структурностью, динамичностью, включенностью в более сложную метасистему – деятельность, управляемостью. Мотивационная сфера – продукт развития всех побудительных сил человека, его деятельности, жизненной практики, социализации и превращения его в личность.Мотивационные компоненты в том или ином виде всегда присутствуют в психике человека, их состав, взаимосвязанность, управляемость, степень выраженности изменяются по мере формирования личностных свойств.По словам А.Леонтьева, дошкольный возраст – тот период жизни, когда возникают и формируются первые связи и отношения, что образуют новообразование этого возраста – личность. В конце дошкольного возраста происходит «первое рождение личности». Поскольку мотивы – выражение сущности личности неразрывны с ней, то личность проявляет себя в активности через мотивы. К концу дошкольного периода мотивация иерархизуется, прочно связывается с деятельностью личности, ее поведением. Иными словами, в дошкольном возрасте создаются предпосылки тех свойств и качеств, которые будут в значительной степени определять специфику личности младшего школьника, возможности его адаптации к новым социальным условиям, успешность учебной деятельности, его соматическое и психическое здоровье.Ведущей деятельностью младшего школьного возраста, где совершенствуется и развивается личность, считается учебная деятельность. Здесь уместно упомянуть о том, что познавательная мотивация, или стремление получать знания о явлениях окружающего мира, их свойствах, а также способах познания, – мотивация учебной деятельности. Сама учебная деятельность определяется А.Леонтьевым как деятельность, побуждаемая адекватными мотивами, ими могут быть мотивы собственного роста и собственного самосовершенствования. Как правило, сформированность познавательной мотивации коррелирует с уровнем адаптации ребенка к условиям школьного обучения. В случае недоразвития познавательной мотивации, отсутствия интереса к явлениям окружающего мира и возможностям его изучения у учащихся начальной школы можно наблюдать проявления тех или иных форм дезадаптации. Дезадаптация в младшем школьном возрасте имеет самые различные проявления: трудности обучения; нарушения школьной дисциплины; конфликты со сверстниками; соматическая ослабленность.Отсюда становится понятным значение правильной оценки уровня сформированности познавательной мотивации и возможности ее совершенствования.Для диагностики познавательной мотивации важно понимать способы и формы ее выражения. Как и всякое психическое явление, познавательная мотивация выражается в поведении, специфике деятельности, особенностях эмоциональных и когнитивных процессов.При всем обилии тестов, посвященных изучению познавательной мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста, проблемы, связанные с изучением специфики познавательной мотивации детей указанного возраста, нуждаются в дальнейшем уточнении и исследовании. Это касается и диагностики познавательной мотивации дошкольников и младших школьников и уточнения путей ее формирования.Среди методов исследования детей дошкольного и младшего школьного возраста значительная часть методик направлена на изучение состояния познавательных процессов. Изучению мотивационной сферы вообще и ее части – познавательной мотивации – отводится не столь много внимания, как, по нашему мнению, то необходимо. В работах последних лет многих авторов мне не удалось обнаружить методик, напрямую направленных на изучение познавательной мотивации дошкольников и младших школьников. Авторы основное внимание уделяют изучению мотивов социального взаимодействия, действенности личного и общественного мотивов, мотивов взаимодействия со взрослым, эмоциональной и волевой регуляции деятельности.Лишь в одной методике Д.Эльконина и Я.Неверович «Изучение мотивов учения», которая представлена в большинстве диагностических сборников, я нашла прямое указание на изучение познавательных мотивов. Но и здесь это всего лишь часть теста, связанная с изучением наличия и места познавательного мотива в структуре учебных мотивов. Анализ теста не позволяет утверждать, что предложенная методика объективна, наличие или отсутствие познавательного мотива в мотивационной структуре проводится в форме прямого вопроса, адресованного самому ребенку дошкольного или младшего школьного возраста, который может его не понять или дать социально желательный ответ, дополнительные приемы, позволяющие удостовериться в истинности выбора ребенка, отсутствуют.Значит ли это, что не существует способов исследования познавательной мотивации дошкольников и младших школьников? Проведенный мной анализ литературных источников выявил наличие опосредованных способов изучения познавательной мотивации через анализ игры, конструирования, рисования, различных видов познавательной деятельности в случае уточнения иерархии мотивационной структуры ребенка. Например, С.Гореленко изучает составляющие познавательной мотивации методиками, направленными на анализ уровня сформированности интеллектуальных умений, уточнение степени доминирования познавательного или игрового мотива ребенка в мотивационной структуре, анкетирование педагогов. Приведенный пример не единственный, то есть в настоящем познавательная мотивация исследуется преимущественно опосредованно, а не прямыми методами.Предложений относительно развития познавательной мотивации множество. Я обнаружила различные по степени разработанности и методического оснащения подходы к пониманию проблемы формирования и развития познавательной мотивации. Например, Е.Севостьянова, Н.Наношенко, В.Юркевич, Д.Годовикова считают, что основная задача развивающей работы по формированию познавательной активности и познавательной мотивации – предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления.При выборе конкретных методических приемов следует предлагать детям ситуации, соответствующие их возрастным особенностям, охватывать различные виды познавательной деятельности (то есть включать как действенный, так и образный способ познания). В то же время следует помнить, что познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным, поэтому среди условий, способствующих становлению познавательной активности, названные авторы называют игру и общение со взрослым.Е.Виноградова, опираясь на закон онтогенетического развития целеобразования О.Тихомирова, своим исследованием доказывает, что познавательная мотивация складывается и первоначально существует в интерпсихической форме, то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход в интрапсихическую форму, познавательная мотивация становится внутренним качеством личности ребенка. Подобное утверждение означает, что познавательная мотивация должна формироваться на специальных занятиях с детьми и в режимных моментах. Основной способ ее формирования – специально построенное общение со взрослым, развитие детского творчества, создание условий для детской активности, формирование интереса к окружающему миру.Среди наиболее значимых условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство авторов называют игру и общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание соответствующего уровня сложности. Но главное – взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребенка на решение задачи. При совместной работе со сверстником такой целенаправленности у ребенка, как правило, не наблюдается, зато эмоционально занятия проходят более ярко. Подражая и соревнуясь друг с другом, дети с удовольствием включаются в познавательную деятельность. В то же время сверстник может и отвлечь другого ребенка от познавательной деятельности. Таким образом, участие сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого – на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее. Поэтому следует допускать разные коммуникативные ситуации (индивидуальные, диадные и групповые). Детей в группу или пару следует подбирать таким образом, чтобы они дополняли друг друга, то есть один ребенок с низкими показателями эмоциональной вовлеченности и инициативности, а другой, наоборот, с высокими оценками по этим характеристикам, но с низкой целенаправленностью.В одной из работ Е.Виноградовой я обнаружила принципы коррекционно-развивающего обучения по исправлению недостатков и дальнейшему развитию познавательной мотивации детей дошкольного возраста. К этим основным принципам она отнесла:1) Эмоциональную вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае погруженности взрослого в деятельность по познанию окружающего мира происходит передача личностных смыслов деятельности ребенку.2) Стимуляцию любознательности ребенка, что предполагает использование оригинальных игрушек, материалов, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку.3) Последовательную передачу инициативы от взрослого ребенку. Работа по обучению постановки целей познания и самостоятельному обнаружению способов выполнения деятельности должна проводиться последовательно и постепенно.4) Безоценочность. Любая оценка взрослого способствует фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. В случае нашего стремления к развитию познавательной мотивации следует акцентировать внимание на процессуальной стороне деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.5) Поддержку детской активности, исследовательского интереса. Взрослый обязан поддерживать познавательную активность ребенка – помогать преодолевать трудности на первых порах, обнаруживать и указывать на возможные ошибки, стимулировать поисковую активность.Указанные выше принципы формирования познавательной мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста, условия формирования в настоящем не оформились в полноценные педагогические технологии. Они преимущественно представляют отдельные приемы и методы. Следовательно, остро стоит вопрос о разработке психологических и педагогических методов и технологий формирования познавательной мотивации детей дошкольного и младшего школьного возраста.Я сделала такие выводы: Познавательная мотивация, будучи внутренней мотивацией учебной деятельности, способствует быстрой и эффективной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения, сохранению и поддержанию их здоровья. Проблематика изучения специфики выражения познавательной мотивации с учетом возрастных факторов нуждается в дальнейшем обосновании. Необходимо продолжить исследования, связанные с выявлением участия различных компонентов мотивации на формирование личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целесообразно совершенствовать методический инструментарий, позволяющий эффективно изучать возрастную специфику познавательной мотивации и особенности ее формирования. Психологическая и педагогическая практика нуждается в разработке новых и усовершенствовании уже имеющихся путей формирования и развития познавательной мотивации. Необходима консолидация усилий всех специалистов, работающих в дошкольных и школьных учреждениях для совместной работы по изучению и формированию познавательной мотивации учащихся.
Комментарии