Несведующие люди зачастую воспринимают профсоюз как протестную организацию, забывая, что митинг, забастовка, пикетирование, демонстрация – крайние меры. Между тем ежедневная деятельность профессионального союза касается интересов педагогов, которые заняты любимым делом и стремятся получать за свой труд нормальную зарплату. Если бы не проблема выживания, никакая сила не оторвала бы учителей от уроков, они бы думали исключительно об одном – улучшении качества преподавания. Однако и сегодня эти вопросы волнуют работников образования не меньше, чем родителей или начальство. Постоянно говорится о качестве работы педагогов и воспитателей, о том, что оно должно соответствовать тем высоким требованиям, которые предъявляют учителям общество и государство. А также о том, что нормальная работа невозможна без правильной организации. Проблеме создания приемлемых условий труда для педагогических работников был посвящен недавний пленум ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ.
Любовь к профессии… без взаимности
В преддверии пленума был проведен опрос председателей профкомов более чем 100 вузов, подведомственных Рособразованию, тщательно изучены материалы, полученные из 40 территориальных профсоюзных организаций, результаты мониторингов, проведенных Национальным фондом подготовки кадров, Центром социологических исследований МГУ, Московским городским комитетом профсоюза.
Обнародовала результаты исследований председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ Галина Меркулова. Галина Ивановна отметила, что профсоюз признает актуальной потребность современного российского образования не столько в предметнике, сколько в специалисте, который знает, как решать психологические и педагогические задачи, возникающие при обучении различных групп детей и молодежи: проблемных, одаренных, инвалидов…
Большинство российских педагогов выбрали свою профессию еще в детстве. Они надеялись, что преподавательская деятельность позволит им полностью реализовать на практике свои умения и возможности. Когда учителя рассуждают о значимости своей работы, они говорят о том, что их труд им интересен. На втором месте стоит польза, которую они приносят обществу. Но условия труда и зарплата учителя таковы, что активные педагоги готовы уйти из школы, а те, кто не уйдут, близки к «упадку». Они просто-напросто начинают выполнять свои обязанности формально, нанося тем самым значительный вред обществу.
А общество предъявляет учителям вполне конкретные запросы. Считается, что общее образование сегодня требуется исключительно для того, чтобы поступить в техникум или вуз. Иначе успеха в жизни добиться невозможно. А раз школьное образование – «проходной вариант», то от школы ждут не знаний вообще, а определенного набора, необходимого для вступительных экзаменов. Соответственно учителя оценивают по одному критерию: дал он эти прагматические знания или нет.
При этом родителей не устраивает уровень профессиональной подготовки педагогов. Они считают, что учителя, принадлежащие к старшему поколению, давят на детей психологически, не владеют современными методами обучения, а молодые педагоги не имеют должной квалификации. Родители предлагают ужесточить контроль за качеством профессиональной подготовки педагогов. Их надежды в основном связаны с молодым поколением учителей и повышением зарплаты педагогов, которая позволит им больше времени уделять собственному развитию.
Мнение руководителей муниципальных органов управления о своих кадрах также нелицеприятно. Они считают, что учитель недостаточно компетентен для современного общества, сам виноват в том, что профессия педагога потеряла престиж. По их мнению, учитель «усреднился», ярких личностей в педагогической среде единицы.
Опросы показывают, что благосклонность общества учитель может заслужить одним способом – стать достаточно компетентным для решения новых задач, стоящих перед школой: вариативность и индивидуализация образовательного процесса, практическая, деятельностная направленность образования, профессиональное самоопределение учеников, проектная и поисково-исследовательская деятельность школьников и так далее. Все это предлагается в тех реформах, которые проводятся или будут проводиться в системе образования. Однако серьезная проблема заключается в слабой информированности учителей и директоров школ по большинству направлений реформирования. К тому же педагоги никак не установят связь между различными мероприятиями и общими задачами реформ, а потому подчас относятся к ним с раздражением. Почти половина педагогов (47,6%) пессимистично настроены по отношению к реформированию, лишь 27% считают, что реформа идет в правильном направлении, 22,4% не знают, как оценить ее ход, а вот 15% убеждены, что все делается неправильно. Высказывая недовольство ходом реформы, многие учителя и директора школ ссылаются на то, что они не чувствуют себя полноценными участниками этого процесса.
В целом учителя ждут, что реформа повысит их самостоятельность, треть опрошенных готовы брать на себя ответственность за принятие оперативных педагогических решений. Ответственность учителя тесно связана прежде всего с его собственным творческим и профессиональным ростом. Но сегодня педагог в среднем уделяет всего полтора часа повышению своей квалификации, чтению профессиональной литературы. А от пяти до десяти процентов учителей и вовсе не находят времени на чтение. Прежде всего потому, что рабочая нагрузка учителя, как правило, весьма велика и растет год от года. Так считают 50% опрошенных. Учитель становится похожим на поденщика, и в этом его нельзя обвинять, поскольку речь идет о выживании. При этом большинство учителей и директоров уверены, что они очень хорошо выполняют свою работу. Во время так называемых глубинных интервью и те, и другие даже не пытались посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым к ним обществом.
Вечные каникулы
Авторы современных образовательных реформ полагают, что повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников в условиях модернизации способны многое изменить в нынешней системе преподавания. Но реформаторы исходят из того, что на курсы учителя ездят, как положено, раз в пять лет. На самом деле далеко не у всех педагогов есть такая возможность, однако на федеральном уровне нет статистических данных, позволяющих представить истинную картину происходящего.
Что мешает учителю повышать свою квалификацию? По собственным оценкам педагогов, это:
– отсутствие финансовых возможностей у образовательного учреждения;
– невозможность пройти обучение из-за высокой загруженности;
– незаинтересованность администрации муниципалитета в повышении квалификации работников подведомственных учреждений;
– отсутствие информации о существующих образовательных услугах.
По экспертным оценкам, многие работники системы образования считают, что профессиональное развитие требует от них слишком больших затрат (временных и финансовых), к которым они не всегда готовы. Поэтому нужно развивать сеть краткосрочных курсов, дистанционное обучение, проводить очную учебу в максимально удобное для слушателей время, недалеко от места их проживания, не говоря уже о том, что необходимо значительно улучшить финансирование повышения квалификации.
Во время глубинных интервью учителя и руководители школ довольно часто отмечали свою слабую информированность не только о программах курсов, но и относительно ожидаемых результатов обучения. Как утверждают учителя и директора школ, именно муниципальные методические службы и вышестоящие органы управления образованием – основные источники информации о доступных образовательных услугах. Поэтому важно перестроить работу этих служб. Необходимо создать банки данных, постоянно информировать учреждения образования о новых возможностях повышения квалификации и тем самым стимулировать профессиональное развитие учителей.
Для того чтобы каждый педагог субъекта Федерации получил дополнительное профессиональное образование раз в пять лет, нужно, чтобы ежегодно повышали квалификацию 25% всех педагогических работников региона. Между тем, как следует из отчетов по итогам 2003 года, региональные отраслевые учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров Мордовии, Удмуртии, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Астраханской, Новосибирской областей, Хабаровского и Амурского краев, Чукотского автономного округа обучили менее 15% педагогов. А вот в Рязанской, Новгородской, Псковской, Томской, Сахалинской областях, республиках Калмыкия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Алтай, Хакасия, Ставропольском крае на курсах повышения квалификации побывали более 35% учителей – каждый двадцатый.
Интересно, что происходит в регионах, которые считаются первопроходцами реформ. Так, в Самарской области сотрудники Центра профессионального образования провели социологическое исследование, посвященное педагогическим кадрам областной системы НПО. Оказалось, что за 1998-2002 годы прошли переподготовку всего 10% преподавателей. А выборочное обследование педагогических работников показало, что 40% учителей за пять лет повышали свою квалификацию только один раз по учебным программам с объемом более 100 часов, ни один педагог не проходил стажировку.
В 2003 году ученые Российской академии образования провели исследование «Кадры сельской школы». Выяснилось, что 10,4% опрошенных повышали свою квалификацию более пяти лет тому назад, а 11,2% вообще никогда ее не повышали. В самом тяжелом положении молодые учителя. По закону повышение квалификации им еще не положено, а в сельской школе может не оказаться коллег, чтобы помочь им освоить преподавание конкретного предмета, в сельской библиотеке чаще всего отсутствует нужная литература…
В ходе исследования, проведенного Национальным фондом подготовки кадров, выяснилось, что после курсов повышения квалификации в Республике Чувашия, Свердловской, Самарской, Воронежской областях от 12 до 66% учителей считают, что стали более информированными, овладели новыми технологиями, конкретными методиками, способами решения проблем. Однако каждый шестой, в отдельных регионах – каждый третий учитель уверен, что повышение квалификации ни на что не влияет. На продвижение по службе рассчитывают только 10%. На повышение зарплаты – треть учителей. С одной стороны, это свидетельствует о том, что качество подготовки на курсах оставляет желать лучшего. С другой – о непродуманности кадрового роста и мотивации к обучению.
По оценке международных экспертов, одна из важных проблем, связанная с престижем учительской профессии, заключается в том, что педагог не может сделать карьеру, оставаясь при этом учителем. Если ты преподаватель физики, то это на всю жизнь. Единственная возможность карьерного роста – стать завучем или директором. В то же время в вузе ассистент может стать доцентом, профессором, получать гранты, иметь свой научный коллектив и так далее. Сегодня возникает серьезный вопрос о возможности внутренней дифференциации в учительской среде, которая бы стимулировала педагогов повышать свою квалификацию и быть более требовательными к качеству непрерывного профессионального обучения.
Официальные пряники
Галина Меркулова считает, что желаемые результаты профессионального развития работников муниципальной системы образования должны быть четко зафиксированы в официальных документах и доступны общественности. Каждый сотрудник должен знать, чего от него ждут. Этот результат должен иметь единицу измерения, чтобы человек был уверен в объективности оценки. Для аттестации необходимо прежде всего разработать требования к профессиональной компетентности специалистов всех категорий, к обучению, а также зафиксировать содержание повышения квалификации. Эксперты НФПК полагают (и профсоюз с ними согласен), что муниципальные методические службы должны разработать и довести до каждого руководителя и учителя систему требований к его знаниям и умениям, которая обеспечивает качественное выполнение профессиональных задач, стоящих перед районом, городом. Один из способов повышения эффективности курсов – их сертификация и учет обучения при прохождении аттестации.
Специалисты считают, что необходима четкая связь между результатами профессионального развития, обучения, переподготовки и повышения квалификации и значимыми для специалиста положительными последствиями. Значимыми считаются последствия, связанные с удовлетворением насущных, актуальных потребностей конкретного работника: повышение материального уровня, социального статуса, получение более престижной, ответственной и интересной работы, признание коллег. Поэтому на региональном и муниципальном уровнях нужно разработать систему материальных и моральных стимулов, побуждающих работников наращивать свой потенциал. Система вознаграждения за повышение профессионального уровня должна быть всем известной и справедливой. Необходимо также учитывать индивидуальные потребности работников.
При оценке перспектив повышения квалификации работник должен быть уверен, что желаемый результат будет обязательно достигнут. Эта уверенность способна стать сильным мотивом, именно поэтому ее нужно создавать и закреплять специальными средствами – внутренними нормами, традициями, официально принятыми системами стимулирования и так далее. Работники должны знать, что получить ожидаемые блага без профессионального развития невозможно или очень трудно. Сегодня более широко распространена система распределения благ кадрам, зарекомендовавшим себя в предыдущие годы, близким к руководству. Существует уравнительная система предоставления благ всем без учета результатов профессионального развития. Естественно, это самым отрицательным образом сказывается на мотивации профессионального роста, повышения квалификации. Формы материального и морального стимулирования педагогических кадров сегодня не отличаются многообразием. По мнению Галины Меркуловой, нужно прислушаться к тому, какие формы поощрения считают эффективными сами учителя, участвовавшие в исследованиях НФПК и МГУ:
– направление на курсы повышения квалификации или стажировку;
– содействие в получении гранта на реализацию важного для педагога проекта;
– возможность участвовать в международных образовательных проектах;
– организация персональной выставки работ учеников;
– содействие в выдвижении на престижный конкурс;
– помещение фотографии на стенд «Лучший по профессии»;
– предоставление удобного графика работы и возможность выбора учебной нагрузки;
– поручение быть наставником молодых педагогов;
– назначение педагога членом аттестационной комиссии, членом экспертной группы в ходе проведения аттестации;
– аттестация на более высокую квалификационную категорию;
– организация экскурсий и различных досуговых мероприятий для учителей.
Наши заботы
По мнению Галины Меркуловой, сегодня нужно выделить два основных направления, по которым профсоюз совместно с органами управления образованием должен выстроить свою работу для повышения конкурентоспособности, мотивации профессионального развития и закрепления кадров в образовании. Во-первых, это разработка и поддержка системы непрерывного педагогического образования. Во-вторых, разработка траекторий профессиональной карьеры педагогических работников дошкольного, общего, дополнительного образования. Необходимо увеличить разницу в заработной плате учителей с разным уровнем квалификации и достижений, не забывая, конечно, о финансовой и социальной поддержке молодых, начинающих педагогов.
Вот каковы, по мнению председателя ЦК, основные направления работы профсоюза:
– анализ действующей в регионе системы подготовки и переподготовки педагогических работников. Необходимо выяснить, какие учреждения этим занимаются, в каком объеме, в каких организационно-правовых формах, могут ли они обучать в год 20-25% работников образования, в том числе в связи с введением новых технологий обучения в рамках модернизации образования (профильное обучение, тестовые технологии и так далее);
– участие в разработке различных схем подготовки и переподготовки учителей с соблюдением главного принципа: своевременность (не реже чем раз в 5 лет) и бесплатность для самого работника, включая проезд и проживание;
– мониторинг потребности региона в педагогических кадрах (выявление и прогнозирование избытка или недостатка кадров по отдельным ступеням образования, педагогическим специальностям), разработка мероприятий по коррекции сложившейся ситуации, участие в выработке региональной кадровой политики;
– контроль за соблюдением законодательно закрепленных прав педагогических работников в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки, борьба за расширение этих прав за счет норм, закрепленных региональным законодательством.
Комментарии