Тема травли в школьных коллективах обсуждается не первый год. «Учительская газета» продолжает ликбез по буллингу, который нередко сопровождает жизнь подростков, педагогов, пап и мам.
На этот раз обратимся к трем брошюрам, которые появились в открытом доступе. Издания, подготовленные авторским коллективом под руководством академика Российской академии образования Артура Реана, датируются 2019 годом, но приведенная в них информация актуальности не утратила, а качественно прописанные алгоритмы помощи и советы по поведению – тем более. Напомним, от трети до половины подростков сталкиваются с разовыми проявлениями школьной травли более трех раз в месяц, вовлеченными в травлю становятся 3-10% детей школьного возраста. Судя по этим цифрам, учителя и родители нередко общаются и живут рядом с теми, кто переживает кризис, подвергается психологическому или физическому насилию. Как быть в этой ситуации, как помочь ученику или родному человеку выйти из ситуации с наименьшими потерями? Три брошюры точно не решат всех проблем, но как минимум введут в тему, снабдят необходимыми знаниями и помогут сориентироваться в проблеме.
Есть то, что сделать необходимо, но есть и то, что делать категорически нельзя. Спойлер: давать сдачи в каждом возможном случае лучше не надо.
Руководство по противодействию и профилактике буллинга для школьной администрации, учителей и психологов содержит три раздела, каждый из которых ориентирован на одну из указанных групп специалистов. Рекомендации для педагогов посвящены работе с мамами и папами школьников, вовлеченных в ситуации школьной травли. Внимание также уделяется теме кибербуллинга и безопасного поведения в Сети.
Руководство для подростков «Как не стать жертвой и почему не стоит нападать на других» с рисунками, адаптированной для школьников подачей, не перегружено формальным подходом и морализаторством. Рисунки, нескучная подача, выверенные формулировки. Ключевые разделы: «Что такое буллинг (школьная травля)?», «Как вести себя, если вы стали жертвой буллинга», «Как вы можете предотвратить травлю в вашей школе». Отдельно отметим раздел «Если вы издевались над кем-то», в котором рассматривается вопрос о чувствах жертв буллинга.
В руководстве для родителей рассмотрена ситуация вовлеченности ребенка в травлю как в позиции жертвы, так и агрессора и свидетеля. Несколько разделов посвящены таким вопросам, как наиболее типичные ошибки родителей в ситуации буллинга, эффективное взаимодействие со школой, специфика разговора с ребенком на трудные темы.
Раздел для администрации содержит стратегии школы по организации работы с проблемой травли. Обосновывается необходимость внедрения программы противодействия травле в рамках школы, рассматриваются ее компоненты и способы мониторинга ее выполнения. Внимание также уделено юридическим последствиям буллинга и крайне актуальной теме травли в отношении педагогов. Раздел для психологов направлен на рассмотрение проблемы диагностики вовлеченности в ситуации буллинга. Внимание также уделено проблеме работы школьного психолога с родителями. В разделе даны рекомендации по проведению группового тренинга по противодействию травле.
Александра СЕВЕРНАЯ
Комментарии