Николай МАЛОФЕЕВ, директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования: В начале 90-х мы выдвинули идею разработки и принятия стандарта специального образования, направленного на обеспечение каждому ребенку максимально возможного уровня психического развития, образования и жизненной компетенции. Поначалу наше предложение многих повергло в шок. Традиционно специальной школе следовало идти в кильватере школы общеобразовательный, программа была единой для всех, дефектологам лишь разрешалось ее слегка адаптировать. Образно говоря, ребенку с отклонением в умственном или физическом развитии надлежало соответствовать действующей государственной программе, а специальной школе – «подгонять» особого ученика под стандартные мерки.
При разработке специального стандарта каждой категории детей с ОВЗ применительно к каждому варианту должны быть представлены: характеристика уровня образования, который в конечном итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный), требования к результатам школьного образования на каждой его ступени, требования к условиям получения образования. В их дифференциации в соответствии с нуждами детей состоит специфика разрабатываемого специального государственного стандарта образования детей с ОВЗ.
В 2008 году институт в рамках ФЦПРО реализовал проект по разработке концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. За всю историю отечественной дефектологии решать задачи подобного ранга никому не приходилось, разработчики «стандарта» оказались первопроходцами. Разработку специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ Министерство образования и науки РФ доверило нашему институту.
Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ должен стать одним из базовых инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование «БЕЗ ДИСКРИМИНАЦИИ И НА ОСНОВЕ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ». Специальные федеральные государственные образовательные стандарты стали неотъемлемой частью федеральных государственных образовательных стандартов, проект которых разработан РАО под руководством Александра Кондакова.
Сегодня стала очевидной необходимость создания инструмента, гарантирующего реализацию права ребенка с ОВЗ на адекватное его потребностям и возможностям образование, независимо от того, в каком регионе страны ребенок проживает, насколько тяжелым является нарушение его психического развития, насколько велика его способность к освоению цензового уровня образования, сопоставимого со здоровыми сверстниками, в каком виде учебного заведения он обучается.
Введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства. При этом культура понимается как система ценностей (частных, семейных, государственных), присваивая которые ребенок реализует свои личные устремления, берет на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в сообществе.
Предмет стандартизации образования детей с ОВЗ в основе совпадает с общим, поскольку оба они обеспечивают образование ребенка развивающегося, образовывающегося, социализирующегося. Соответственно предмет стандартизации здесь:
требования к результатам образования на каждой ступени;
требования к структуре образовательной программы;
требования к условиям, необходимым для получения образования.
В то же время предмет стандартизации специфичен, поскольку данный стандарт адресован школьникам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим особые образовательные потребности, и обращен к чрезвычайно разнородной группе детей. Диапазон различий в психическом развитии детей с ОВЗ в целом и каждой категории в отдельности столь велик, что единый итоговый уровень школьного образования невозможен. Требуется выделение нескольких уровней, соответствующих диапазону возможностей детей с ОВЗ, и их стандартизация. Таким образом, предметом стандартизации в специальном стандарте образования детей с ОВЗ становится и сам уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок.
В соответствии с возможностями детей выделяются несколько уровней образования, при этом каждый должен обеспечивать ребенку не только адекватные его потенциалу академические знания, умения и навыки, но и возможность их реализации в жизни для достижения личных целей. Предлагается стандартизировать три уровня результата школьного образования для детей с ОВЗ. При этом один из них цензовый, то есть в своем результате полностью сопоставимый с уровнем неполного или полного среднего образования обычных сверстников. Два других уровня несопоставимы в своем результате с цензом.
Первый вариант специального стандарта (цензовый)
Ребенок получает цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием его здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. В случае необходимости среда и рабочее место ребенка должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательное условие освоения первого варианта стандарта – наличие систематической специальной психолого-педагогической поддержки, то есть создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей, формирования полноценной жизненной компетенции. Также обязательна специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ. Первый вариант специального стандарта можно соотнести с моделью полной и постоянной интеграции ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду.
Второй вариант специального стандарта (цензовый)
Ребенок получает цензовое образование, находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более пролонгированные, чем в норме, календарные сроки. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории детей и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребенку. Условием освоения второго варианта стандарта становится организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных «цензовых» знаний в реальных условиях. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду, смыслом которой является поэтапное и планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка. Второй вариант стандарта можно соотнести с моделью частичной постоянной интеграции.
Третий вариант специального стандарта (нецензовый)
Третий вариант не предполагает получения цензового уровня образования: в структуре содержания редуцирован «академический» компонент за счет расширения области развития жизненной компетенции. Ребенок находится в коллективе сверстников со сходными ограничениями возможностей здоровья. Среда и рабочее место организуются в соответствии с нуждами данной категории детей и особенностями развития конкретного ребенка. Обязательна организация специального обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Этот вариант стандарта отличается от первых двух более низким уровнем образования, усилением внимания к формированию жизненной компетенции в доступных ребенку пределах. В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения и воспитания, максимально приспособленной к дефекту ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную и богатую социальную среду. Смысл этой работы – поэтапное и планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка в доступных для него пределах. Третий вариант стандарта можно соотнести с моделью частичной постоянной или частичной временной интеграции в зависимости от возможностей конкретного ребенка.
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень)
Ребенок получает образование, уровень которого в наибольшей степени определяется его индивидуальными возможностями. Максимально редуцирован и утилизирован «академический» компонент и максимально углубление в область развития жизненной компетенции. В этом варианте стандарта обязательна и единственно возможна индивидуальная образовательная программа. Ребенок находится в среде сверстников с выраженными нарушениями развития, при этом их ограничения и проблемы необязательно должны быть однотипны. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития конкретного ребенка. Обязательна специальная организация всей жизни ребенка силами специалистов для реализации особых образовательных потребностей. Четвертый вариант стандарта существенно отличается от первых трех уровнем образования, максимальным вниманием к формированию жизненной компетенции в доступных ребенку границах, прежде всего – его домашней жизни и ближайшего социального окружения. Требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду, ее смыслом является поэтапное и планомерное расширение повседневных социальных контактов ребенка. Четвертый вариант стандарта можно соотнести с моделью временной и частичной интеграции в соответствии с возможностями конкретного ребенка.
Варианты специального стандарта (1-4) рассматриваются как системные интегральные характеристики требований к уровню, структуре, результатам и условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
При разработке специального стандарта каждой категории детей с ОВЗ применительно к каждому варианту должны быть представлены: характеристика уровня образования, который в конечном итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный), требования к структуре образовательной программы; требования к результатам школьного образования на каждой его ступени, требования к условиям получения образования. В их дифференциации в соответствии с нуждами детей состоит специфика разрабатываемого специального государственного стандарта образования детей с ОВЗ.
Отличие от стандарта образования нормально развивающихся детей состоит и в том, что специальный стандарт может быть представлен только в описании его вариантов, которые и становятся интегральными характеристиками, прямо соответствующими наличествующему диапазону различий в возможностях и потребностях получения образования.
Комментарии