Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Для нас главное – забота о качестве

УГ - Москва, №46 от 13 ноября 2012. Читать номер
Автор:

Успешную работу образовательного учреждения определяет реализация стратегических и тактических задач, определенных программой развития, в соответствии с приоритетными направлениями деятельности, определяемыми Правительством Москвы и Департаментом образования.

Точкой роста для нашей школы стало участие в реализации пилотного проекта по развитию общего образования. Переход на новые механизмы управления школы, повышение вовлеченности родителей и общественности в развитие образовательного учреждения, открытость, публичность деятельности образовательного учреждения позволили администрации и педагогическому коллективу определить приоритетным направлением деятельности школы повышение качества образования. Критерием успешности стало совместное участие с образовательными учреждениями округа в реализации Программы повышения качества образования, разработанной Северным окружным управлением образования. Важнейшее условие повышения эффективности образовательного процесса и обновления всей системы школьного образования – непрерывное совершенствование профессионального уровня педагогов, точнее – формирование педагога нового времени для московского образования как человека с осознанной необходимостью быть творческим, жить и работать интересно, быть во взаимодействии с семьей и своими учениками, быть уверенным в себе человеком, имеющим достойную заработную плату.Существенное место среди направлений развития занимает технологическое оснащение школы. Благодаря поставкам нового оборудования повсеместно были внедрены в образовательный процесс мультимедийные, интерактивные, телекоммуникационные технологии. Начала формироваться новая информационная культура, новая система взаимодействия между педагогом и учеником.Основным критерием для формирования рейтинга московских школ стало качество образования. Качество образования в любом образовательном учреждении складывается из качества научно-методического обеспечения, качества учебных планов и программ, качества кадрового состава, качества методов обучения, качества материально-технической базы. Учитывая требования, предъявляемые к столичному образованию, педагогический коллектив и администрация школы разработали стратегию работы образовательного учреждения, задающей новый уровень образовательных результатов учащихся и деятельности педагогов. Обеспечение качественного образования неразрывно связано с мониторинговыми исследованиями. В связи с этим обязательным и необходимым направлением улучшения качества образования стало участие школы в независимой диагностике, проводимой Московским центром качества образования, участие в которой позволяет школе:    оценить реальный уровень учебных достижений обучающихся;    оценить уровень основных компетентностей учащихся;    выявить тенденции в изменении качества образования по различным предметам;    сравнить качество знаний обучающихся своей школы со средним результатом диагностики в Москве;    скорректировать направления совершенствования образовательного процесса;    на основании проведенного анализа выстроить индивидуальную траекторию обучения учащихся.Учреждениям образования, участвующим в пилотном проекте по развитию общего образования в Москве, проведение диагностики было необходимо для установления целевых индикаторов. Положительные результаты независимой диагностики учащихся 4-х и 7-х классов позволили проводить регулярную коррекцию результатов и тем самым повысить рейтинг центра образования.Для обеспечения высокого качества образования в школе основное внимание уделяется развитию инновационных подходов в образовании, в нашем Центре образования реализуется модель вариативной образовательной среды. Это гибкое формирование классов в средней и старшей школе, а также подгрупп на основании проведенного профориентационного тестирования; обеспечение возможности выбора профиля обучения, набора элективных курсов, занятий дополнительного образования; формирование индивидуальной траектории развития учащегося с индивидуальной педагогической поддержкой и сопровождением, основанной на тьюторской модели педагогического взаимодействия.Введение профориентационной тематики в образовательную программу учреждения необходимо для обеспечения развития школьников в соответствии с меняющимися социальными и экономическими условиями жизни и системными изменениями в образовательной среде. В ЦО №1474 разработана и апробирована комплексная профилирующая программа по организации профориентации учащейся молодежи.Инновационной формой работы со школьниками стала организация летнего профильного лагеря. Целями проведения профориентационной летней программы в городском лагере на базе ЦО №1474 были:    разработка и реализация методических и организационных основ психологического сопровождения профессиональной ориентации учащихся;     создание условий для формирования у школьников индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле.Участие школьников в профильном лагере – хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях. Предложенная концепция летнего лагеря для учащихся позволила занять первое место в конкурсе летних лагерей Москвы. Таким образом, на современном этапе развития учреждений образования успешная реализация программ профориентации для старшеклассников стала показателем успешности и самого образовательного учреждения.Особое место в нашей работе занимает проектная деятельность учащихся как одно из основных направлений реализации деятельностного подхода в образовании и необходимый элемент нового стандарта образования. Занятия проектной деятельностью проходят в урочное и во внеурочное время. Проектно-исследовательская деятельность рассматривается как эффективное средство применения личностно ориентированного обучения, обладающего развивающим и воспитательным потенциалом. Несмотря на то что новые стандарты только вводятся в систему обучения, в нашем Центре образования уже разработана методическая модель организации проектной и исследовательской деятельности, которая позволяет получить устойчивую систему подготовки проектов.В рамках инновационной работы учителя-инноваторы не только занимались непосредственно проектной деятельностью с учащимися и их подготовкой к участию во всероссийских, городских и окружных конкурсах проектных и исследовательских работ, но и сами посещали городские и окружные конференции, семинары. В ходе реализации программы эксперимента приоритетными направлениями работы стало сотрудничество с методическим центром Северного окружного управления образования, школами округа, со школьной академией наук округа, организаторами конкурса «Горизонты открытий», «Я – исследователь», «Леонардо». Учащиеся нашей школы принимают ежегодное активное участие в конкурсах проектных работ «Горизонты открытий» классов и конкурсе-выставке исследовательских проектов и технических разработок обучающихся образовательных учреждений Северного округа в рамках работы Молодежного многопрофильного конструкторского бюро (ММКБ) «МИР – молодежные инициативы развития», городской выставке инновационных проектов «РИТМ», в городском конкурсе «От замысла к изобретению» и занимают призовые места. Учащиеся и учителя освоили все уровни проектной деятельности: индивидуальный, групповой (газета «Классные известия», экологические проекты), семейный (игра «Что? Где? Когда?»), общешкольный (Музей космонавтики, Музей эволюции информационных технологий). Учителя-экспериментаторы школы стали организаторами конкурса проектных работ в начальной школе, отрабатывали критерии оценки проектных работ, публичного выступления и представления работ учащимися. С каждым годом количество участников растет. Конкурс проходит на высоком организационном уровне, о чем свидетельствуют отзывы учителей и родителей участников. Для четкой организации конкурса проводится тщательная подготовка, в которой участвуют все учителя. Работа педагогического коллектива направлена на создание атмосферы творчества, стремления к получению знаний, развитию интеллектуального уровня учащихся.Логическим продолжением работы ЦО №1474 по профориентации и проектной деятельности учащихся стала работа по индивидуальным учебным планам. Основное ее направление – разработка возможных вариантов образовательных маршрутов обучающихся с учетом требований времени, их образовательных запросов и познавательных возможностей, конкретных условий образовательного процесса в учебном заведении. Индивидуальный учебный план не задает жесткого набора предметов для каждого из возможных направлений и профилей образования. Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, элективных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальный учебный план, практически свою строго индивидуализированную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут.Управление индивидуальным прогрессом немыслимо без индивидуальной педагогической поддержки и сопровождения учеников. По этой причине у нас в школе начался поэтапный переход на тьюторскую модель педагогического взаимодействия. Тьютор полностью отвечает за все стороны жизни и деятельности подопечного в школе и околошкольном пространстве, организует его индивидуальную образовательную траекторию. На первом этапе тьюторская модель реализована в старшей профильной школе, а в будущем она распространится на часть основной школы.С 2010-2011 учебного года в нашей школе началась работа по созданию классов предпрофильного обучения с ранней профилизацией. Классы предпрофильного обучения – это 8-9-е классы, в которых обучающиеся могут получить разностороннее, универсальное, комплексное образование. В рамках ранней профилизации в 2012 году наш Центр образования принимал участие в модульной программе обучения для 7-9-х классов по естественно-научному циклу в ДТДМ «Интеллект». В 2010-2011 учебном году школа стала базовой школой по отработке модели профильного образования по биологии и химии. Для осуществления профильного обучения в химических группах 10-11-х классов была создана специальная программа с углубленным изучением профильного предмета, осуществляется плотное взаимодействие с ведущим химическим вузом России: практические и лабораторные занятия проходят на базе Российского химико-технологического университета имени Д.И.Менделеева, там же идет чтение цикла лекций. Разработаны планы, осуществляется профильная подготовка и в группах физико-технического профиля. Для осуществления профильного обучения в физико-математической группе решением педагогического совета учащиеся выбирают элективные курсы из предложенного списка (не менее двух часов в неделю), входящие в предельно допустимую нагрузку, организован цикл видеолекций в школьном музее космонавтики. На основании договора о сотрудничестве с Российским государственным технологическим университетом им. К.Э.Циолковского «МАТИ» преподаватели университета читают курс лекций по физике и информатике, на базе университета проходит лабораторный практикум по физике в дни зимних каникул. С 2011 года школа принимает участие в новом образовательном кластере «Мир современных материалов и нанотехнологий». Два раза в месяц в ЦТДиЮ «Сокол» проходили лекции профессорско-преподавательского состава НИТУ «МИСиС». Лекции о современных материалах сопровождали интересные, яркие презентации и видеофильмы. Один раз в месяц на базе лабораторного современного комплекса НИТУ «МИСиС» обучающимся и учителям была предоставлена возможность выполнять лабораторно-практическую работу по темам, включенным в программу обучения. В рамках программы обучения была организована экскурсия в Курчатовский институт. Завершением первого полугодия стала ученическая конференция в НИТУ «МИСиС», на которой участники образовательного кластера презентовали идеи своих исследовательских проектов. В методике преподавания физики и химии такая форма работы с обучающимися позволяет выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого школьника с учетом личностных особенностей ученика, создать психологический комфорт для ученика и учителя.Мы понимаем, как необходимы постоянный обмен опытом и постоянный диалог с коллегами на школьном, окружном и городском уровне. Учителя нашего Центра образования активно принимают участие в окружных и городских мероприятиях, обсуждая ключевые вопросы развития образования. Предложенная модель профориентационного подхода и модели профильного образования ЦО №1474 активно обсуждались с родителями и коллегами и были представлены на Московской городской выставке московского образования. В свою очередь, новая система оплаты труда мотивирует педагогический коллектив повышать профессионализм и позволила поддержать талантливых учителей.Применяя в своей работе разнообразные формы обучения в сочетании с инновационными моделями деятельности, поэтапное внедрение стандартов нового поколения в практику работы школы, ЦО №1474 создал все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала.И.КУРЧАТКИНА, директор Центра образования №1474;А.МИЩЕНКО, педагог-организатор инновационной деятельности Центра образования №1474


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту