search
main
0

Для молодых и дерзких. «Педагогический дебют» прирастает новыми номинациями

В этом году, как и в прошлом, местом проведения финала Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» стала московская гимназия №1518, базовая школа Финансового университета при Правительстве РФ. Начинающие специалисты состязались в трех номинациях: «Молодые учителя», «Молодые управленцы», «Педагоги дополнительного образования». Конкурс молодых, как и положено всему молодому, растет и развивается. «Педагогический дебют-2014» оказался рекордным и по количеству участников, и по числу призеров. 78 финалистов из 37 регионов России, успешно прошедших заочный этап, не только померились силами в очных состязаниях, но и посетили ведущие образовательные учреждения столицы, побывали на мастер-классах конкурсантов прошлых лет, пообщались с представителями Министерства образования и науки РФ, а в один из вечеров отправились на нашумевший мюзикл «Чикаго». Учредители и организаторы конкурса – Ассоциация лучших школ, Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования – сделали все, чтобы конкурс запомнился, полюбился и стал заметным событием в жизни педагогического сообщества.

Как найти выход из любой ситуации?Каждый «Педагогический дебют» особенный. Ежегодно организаторы стараются придумать новые, неожиданные задачи, решение которых пригодится конкурсантам в дальнейшей работе. В этом году молодым руководителям образовательных учреждений впервые было предложено конкурсное испытание «Управленческие ситуации». Оно позволило понять, как новое поколение управленцев справляется с проблемами, от которых не застрахован ни один директор.Например, что делать, если во время обсуждения профессионального стандарта педагога один из учителей решает, что ему это неинтересно, и демонстративно покидает педсовет? Или родитель жалуется на классного руководителя, который выгнал его ребенка с урока, потому что тот пришел в школу в джинсах? А вот еще распространенная ситуация: один подросток мешает учиться всему классу, родители против его нахождения в школе. Как объяснить взрослым, что этот ребенок должен остаться в образовательном учреждении?Главная задача конкурса состояла в том, чтобы показать: любое решение, которое принимает руководитель, должно основываться на нормативной базе (законе об образовании, Трудовом кодексе), где можно найти ответ на любой подобный вопрос и выйти из сложной ситуации, не ущемляя ничьих прав.Если наскучили стандартыОдно из испытаний, которое проходили все участники конкурса, – представление успешного опыта работы. Так, по мнению Антона Кирносова, учителя физической культуры ремонтненской гимназии №1 Ростовской области, современных детей на уроке физкультуры нужно научить не только бегать, прыгать и играть в волейбол, но и думать, анализировать, делать выводы. Как представитель поколения, вступившего во взрослую жизнь в XXI веке, Антон Кирносов увлечен принципиально новыми видами спорта, пришедшими к нам с дворовых площадок: стрит-воркаутом и паркуром. Стрит-воркаут – альтернатива дорогим фитнес-клубам, его идея в том, чтобы проводить тренировки на улице – на турниках, брусьях и других простейших снарядах, доступных всем желающим. Антон Сергеевич называет его спортом для тех, кому наскучили стандарты. В своей гимназии учитель создал кружок по стрит-воркауту, который посещают ребята 7-9‑х классов. Подростки занимаются пять дней в неделю, но, как показала практика, эти занятия не мешают урокам, некоторые ученики улучшили свои оценки.Антон Кирносов увлек еще трех учителей физкультуры стрит-воркаутом – так появилась творческая группа «Спорт умных». На заседании Молодежного правительства Ростовской области, где Антон Сергеевич, министр по физической культуре, педагог, выступил с предложением по созданию спортивных площадок в Ремонтненском районе и по всей области, две новые площадки уже построены.Учитель математики веселовской школы №1 Ростовской области Наталья Матвеева задумалась о том, как на своих уроках развивать не только логическое мышление ребят, но и прививать им трепетное отношение к малой родине. Так появилась идея разработать систему прикладных задач по математике с региональным компонентом. Собрав вместе с учениками уникальный краеведческий и статистический материал, Наталья Анатольевна стала составлять математические задачи, кроссворды, ребусы, которые содержат познавательные сведения о районе и области. Например, при изучении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» учитель предлагает такое задание: выполнить действие и узнать, сколько сельских поселений входит в состав Веселовского района. Тема «Умножение и деление натуральных чисел» изучается на примере задачи, связанной с местным предприятием «ДонМаслопродукт». Ребята должны вычислить, сколько тонн прессового масла произведено за 5 лет работы завода, если в год производится 77 тысяч тонн.Алиса Живодрова преподает английский в средней школе №28 Владивостока с углубленным изучением иностранных языков. В первую очередь для успешного изучения иностранного языка нужно вызвать у ребят желание на нем общаться, уверена Алиса Александровна. Молодая учительница любит использовать игровые технологии и даже разработала «Правила правильной игры», которые призывают учеников быть внимательными, вежливыми, активными и готовыми к работе в команде. В своей школе она первая начала использовать лингвистические переменки: незадолго до звонка дети вместе с учителем повторяют перед уроком пройденный материал. Лингвистические переменки позволяют детям более комфортно вливаться в урок, убирают психологические барьеры в изучении иностранного языка.Мария Ченаш, учитель английского языка гимназии №505 Красносельского района Санкт-Петербурга, столкнулась с тем, что многие дети обладают различными логопедическими нарушениями, которые мешают осваивать первоначальные навыки чтения и письма. Она рассказала о том, как помочь таким ребятам в изучении английского языка. Мария Сергеевна ознакомилась с деятельностью учителя-логопеда, теми методиками, которые он использует на материале русского языка, и стала адаптировать эти приемы для изучения английского.В планах Марии Сергеевны создание книжки-помощника, которую можно использовать не только на уроках, но и дома. Небольшая брошюра на эту тему уже готова. Очень важно, считает Мария Ченаш, научить родителей правильно взаимодействовать с ребенком, помогать ему выполнять домашние задания, хвалить за каждый успех.От Общероссийского профсоюза образования в жюри работали главный специалист отдела по связям с общественностью аппарата профсоюза Дмитрий Голубев и ведущий специалист отдела общего образования Ирина Яковлева. Учитывая, что профессиональный стаж конкурсантов невелик, члены жюри особое внимание обращали на новизну и оригинальность педагогического опыта, а также творческий подход к подаче конкурсного материала.Самым оригинальным, пожалуй, было выступление Артема Наумова, заместителя директора по воспитательной работе многопрофильного лицея №11 имени В.Г.Мендельсона города Ульяновска. Он прочитал рэп собственного сочинения, рассказав о том, как предпочел работу в школе креслу чиновника в областном министерстве образования:Чиновника небольшого в лицее приметили,Обсудили, поговорили, радушно встретили,Учитель, заместитель, мероприятий организатор.Но здесь ты для детей больше приятель, чем администратор.Здесь вместе День учителя, турниры, Осенний бал.А еще в секцию по теннису детей набрал.Задуманное мной потихоньку воплощается.Ответ я чувствую. А значит, все получается…После Артем Наумов признался, что ненавидит скуку, предполагал, что стандартных выступлений будет много, поэтому решил «разбавить» их творчеством, и, как потом оказалось, жюри это оценило по достоинству.На конкурсное задание «Публичное выступление», тоже общее для всех, отводилось 7 минут. За это время участник должен был проявить свои ораторские способности, обоснованно и интересно представить идею, которую считает важным вынести на общественное обсуждение. В этом году наиболее часто поднималась проблема социализации инвалидов. Паралимпиада в Сочи еще раз продемонстрировала героизм людей с ограниченными возможностями здоровья. Участники конкурса отметили, что сегодня отношение к инвалидам меняется, но российскому обществу и государству нужно еще многое сделать для того, чтобы люди с ограниченными возможностями чувствовали себя полноценными членами общества.Также в рамках «Педагогического дебюта» состоялась встреча конкурсантов с помощником заместителя министра образования и науки РФ Дмитрием Ковалевским. На встрече обсуждалась возможность возрождения фестиваля педагогических инициатив, молодые специалисты задали Дмитрию Константиновичу животрепещущие вопросы, большей частью связанные с решением социальных проблем педагогических работников.Новая номинация – новые возможности4 апреля на торжественной церемонии награждения были названы имена победителей и призеров конкурса. Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко передал приветствия финалистам, членам жюри и гостям от председателя профсоюза Галины Меркуловой, пожелал молодым специалистам дальнейших успехов, творческого драйва и такого отношения к профессии, чтобы с годами желание идти на работу не ослабевало.Председатель жюри, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин, подводя итоги конкурсного марафона, похвалил молодежь за смелость: «Юные, неоперившиеся педагоги рванули на суд московский. Конкурс показал, что стереотипы нашего общества о том, что педагог – это синий чулок, он скучен, формален – не соответствуют действительности. Вы любопытны, веселы, умны. Вы проявили творчество, энтузиазм, без которого наша педагогическая профессия немыслима». Он также поблагодарил членов жюри, которые оставили свои важные кресла и кабинеты и на несколько дней посвятили себя конкурсу.Директор гимназии №1518 народный учитель России, доктор экономических наук Мария Михайловна Фирсова призналась в любви к молодым педагогам, без которых немыслима современная школа, и напомнила, что победителей очень быстро забывают, если они каждый день не делают шаги к новым победам.Затем под звуки фанфар объявили имена лучших из лучших. В номинации «Молодые управленцы» победу одержали Юлия АЧКАСОВА, директор средней школы №21 Василеостровского района Санкт-Петербурга, Артем НАУМОВ, заместитель директора по воспитательной работе многопрофильного лицея №11 им. В.Г.Мендельсона города Ульяновска, и Марина ПИСАРЕВА, заместитель директора по воспитательной работе гимназии №1 поселка Русская Поляна Омской области.В номинации «Молодые педагоги дополнительного образования» победили Евгений ВЕСНИН из Центра детского (юношеского) технического творчества «Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга (объединение «Юный журналист»), Андриан ВЛАХОВ из Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных и Александр ГОНЧАРОВ из гимназии №5 Белгорода.В номинации «Молодые учителя», самой многочисленной, выбрана десятка победителей:Анна АКИНДИНА, учитель начальных классов гимназии Абакана, Республика Хакасия;Павел ВОЛКОВ, учитель физической культуры средней школы №14 имени П.А.Столыпина города Пугачева, Саратовская область;Мария КАЧАЛКИНА, учитель начальных классов гимназии №1518 Москвы;Антон КИРНОСОВ, учитель физической культуры ремонтненской гимназии №1, Ростовская область;Ольга ЛИПАТНИКОВА, учитель математики и информатики гимназии №14 «Университетская» Новосибирска;Евгений МАЗЯКОВ, учитель информатики и ИКТ гимназии №24 имени И.А.Крылова Санкт-Петербурга;Лидия НУТРИХИНА, учитель начальных классов начальной общеобразовательной школы №39 Череповца, Вологодская область;Олеся ОТМАШКИНА, учитель английского и немецкого языков Правдинской основной школы Первомайского района, Алтайский край;Мария ЧЕНАШ, учитель английского языка гимназии №505 Красносельского района Санкт-Петербурга;Тарас ЯРЕМЧУК, учитель английского языка средней школы №574 Невского района Санкт-Петербурга.Особенно бурно зал приветствовал учителя начальных классов гимназии №1518 Марию Качалкину. Дело не только в том, что Мария Владимировна работает в гимназии, которая принимала конкурс, но и в том, что ей удалось подружиться со многими финалистами. Помимо выполнения конкурсных заданий молодой учительнице приходилось готовить свой класс для уроков коллег из других регионов. «Наш замечательный коллектив мне помогал, поддерживал, и ребята не подвели», – поделилась Мария Владимировна.Лидия Леонидовна Нутрихина призналась, что не рассчитывала на победу: «На финал из разных регионов России приехали сильные педагоги, на уроках у меня складывалось впечатление, что они работают в школе не год, не два, а все десять. Думаю, вклад, который внес каждый участник, важнее, чем грамоты и победа на конкурсе. Я ехала сюда, чтобы посмотреть на коллег и набраться опыта, теперь возвращаюсь домой и уже знаю, что буду делать в понедельник, какие новинки у нас в классе появятся».Победитель в номинации «Молодой педагог дополнительного образования» Андриан Влахов отметил, что на конкурсе ему очень помогли ученики столичной гимназии: «Я проводил занятие по теме «Языки народов России» для старшеклассников. Цель моего занятия была в том, чтобы показать этническое, языковое многообразие России, где распространено 275 языков, и поговорить о толерантности. В правилах конкурса было написано, что в финале придется работать с незнакомыми учениками, но на это нельзя ссылаться как на оправдание за неудачно проведенный урок или занятие. На занятии дети меня очень поддержали, они были открыты для общения, живо интересовались новой информацией, которую я им предлагал, задавали замечательные вопросы».Открытием конкурса «Педагогический дебют-2014» признана Ксения Николаенко, учитель-психолог гимназии №14 города Новосибирска «Университетская». Жюри запомнилось публичное выступление Ксении Сергеевны, где она подняла злободневную проблему воспитания мальчиков в неполных семьях.Кстати, как было объявлено на церемонии награждения, в следующем году на конкурсе появится еще одна, четвертая номинация – «Молодой педагог-психолог».Всем конкурсантам были вручены дипломы лауреатов и памятные значки. Победители получили памятные медали с символикой конкурса и планшеты в подарок от оргкомитета.Кто поедет на ВПШ?Общероссийский профсоюз образования приготовил специальный приз: пятерым конкурсантам Михаил Авдеенко вручил приглашения на Всероссийскую педагогическую школу профсоюза с полной оплатой проживания и дороги, она пройдет в Москве 21-26 апреля. На ВПШ отправятся финалисты «Педагогического дебюта» Антон Кирносов, Евгений Мазяков, Валентина Моллентор, Иван Хаванских, Ада Чапанова.Также победителям и финалистам конкурса были вручены различные призы от компаний ВОТУМ и «Полимедиа».В рамках «Педагогического дебюта» проводился конкурс образовательных проектов, посвященных культуре и патриотическому воспитанию. Его победителями стали Алексей АТАПИН, учитель информатики средней школы №175 Самары; Алексей ЖЕЛТОВ, учитель истории СОШ №1 города Шахты Ростовской области; Валентина МОЛЛЕНТОР, учитель истории Марьяновской средней школы №2 Омской области, Туяра НОВГОРОДОВА, педагог дополнительного образования ЦОиОД «Сосновый бор» Республики Саха (Якутия), и Анастасия СТАРОДУБОВА, педагог дополнительного образования Центра детского творчества города Балашова, Саратовская область. Авторам лучших проектов были вручены призы издательства «Русское слово».Также были определены победители конкурса разработок «Интерактивный урок». Победители в этой номинации получили в подарок от компании «Полимедиа» интерактивный маркер Aver, который позволит не только управлять презентацией, но и сделать любую поверхность интерактивной.Конкурс завершился танцевальным вечером, а на следующий день финалисты «Педагогического дебюта» разъехались по домам, с багажом новых идей по поводу того, каким должен быть завтрашний день российского образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте