search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Для инклюзивного ДОУ требуется особенное образовательное пространство

Михаил БОРОДИН, и. о. заведующего детским садом комбинированного вида №1465: – Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов и школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их родителей.

В 2008 году в рамках совместного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» на базе детского сада комбинированного вида №1465 для систематизации и транслирования опыта инклюзивного дошкольного образования, создания сообщества инклюзивных образовательных учреждений столицы был создан ресурсный центр инклюзивного дошкольного образования «Детский сад для всех».

Ресурсный центр включает в себя инклюзивные возрастные группы, а также новые формы дошкольного образования. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для ребенка, который по каким-либо причинам не может посещать инклюзивную группу в режиме полного дня, в ресурсном центре создана система структурных подразделений: лекотека, служба ранней помощи, консультативный пункт, группа развития «Особый ребенок». Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

В консультативном пункте проводятся консультации специалистов. За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии или риском нарушения. В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.

Деятельность ресурсного центра осуществляется в системе «детский сад – центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – школа». Экспериментальная площадка работает в сотрудничестве с ЦППРиК «Тверской». Специалисты центра занимаются комплектованием служб детского сада, проводят консилиумы для детей с особенностями в развитии, консультации для родителей и специалистов.

В ходе проведения совместных с центром «Тверской» мастер-классов, стажировок, семинаров к работе центра присоединились 12 детских садов Центрального и Западного округов, 5 школ и центров, предполагающих в дальнейшем реализовать предоставляемые педагогические технологии. В ближайшее время в работу ресурсного центра планируют вступить еще 38 городских дошкольных учреждений. Таким образом, к 2010 году сетевая экспериментальная площадка будет включать 50 детских садов, находящихся в различных районах Москвы.

В спектр продуктов экспериментальной работы в ресурсном центре входят:

Модель инклюзивного детского сада, включающая специальные структурные подразделения (службы), инклюзивные группы, описание особенностей комплектования, выбора специалистов, образовательных услуг. Модель представляет собой комплекс административных и научно-практических решений, которые могут быть реализованы в дошкольном учреждении, создающем инклюзивные группы или службы.

Технологии практической деятельности педагогов инклюзивного детского сада. Описание практических технологий в виде сборников рекомендаций, мультимедийных пособий по организации деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов.

Методика проведения занятий в инклюзивной группе. Сборники методических рекомендаций по составлению индивидуальных программ обучения, составления модульных образовательных курсов на основе базовой программы обучения.

Информационная база инклюзивных образовательных учреждений. Сбор информации о детских садах и школах, организованных в них группах, службах и классах необходим для предоставления семьям для направления детей в учреждения, где созданы условия для обучения и воспитания ребенка.

Методические пособия для педагогов, памятки для родителей. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.

Памятки для руководителей образовательных учреждений. В памятках представляется информация, связанная с нормативными требованиями и административными решениями, с которыми сталкивается руководитель, принимающий решение о создании инклюзивных форм образования в учреждении.

Сборники творческих работ детей.

Программы семинаров и мастер-классов.

Построение инклюзивного образовательного пространства основано на таких принципах, как:

– Принцип индивидуального подхода.

– Принцип междисциплинарного подхода.

– Принцип вариативной развивающей среды.

– Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания.

– Принцип модульной организации образовательных программ.

– Принцип самостоятельной активности ребенка.

– Принцип семейно ориентированного сопровождения.

– Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

– Принцип активного включения всех участников образовательного процесса.

Реализация этих принципов позволяет достигать высокой эффективности образовательной модели и предполагает:

– выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы,

– работу в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка,

– создание безбарьерной среды, использование педагогом методов и средств работы из смежных областей,

– включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ, введение модулей дополнительных развивающих программ («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность),

– возникновение структуры психолого-педагогического сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно ориентированная психотерапия, детско-родительские группы.

Таким образом, организуется образовательное пространство, учитывающее интересы каждого из участников инклюзивной группы. Главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте