Михаил БОРОДИН, и. о. заведующего детским садом комбинированного вида №1465: – Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов и школ гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей раннего и дошкольного возраста, а также их родителей.
В 2008 году в рамках совместного проекта Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» на базе детского сада комбинированного вида №1465 для систематизации и транслирования опыта инклюзивного дошкольного образования, создания сообщества инклюзивных образовательных учреждений столицы был создан ресурсный центр инклюзивного дошкольного образования «Детский сад для всех».
Ресурсный центр включает в себя инклюзивные возрастные группы, а также новые формы дошкольного образования. Инклюзивное образовательное пространство основано на предоставлении вариативных форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для ребенка, который по каким-либо причинам не может посещать инклюзивную группу в режиме полного дня, в ресурсном центре создана система структурных подразделений: лекотека, служба ранней помощи, консультативный пункт, группа развития «Особый ребенок». Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
В консультативном пункте проводятся консультации специалистов. За консультацией может обратиться семья, воспитывающая ребенка с нарушениями в развитии или риском нарушения. В ходе консультации составляются первичные рекомендации по разработке индивидуальной программы развития, определяются направления дальнейшего обучения, частные виды помощи, необходимые модули коррекционно-развивающей программы.
Деятельность ресурсного центра осуществляется в системе «детский сад – центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – школа». Экспериментальная площадка работает в сотрудничестве с ЦППРиК «Тверской». Специалисты центра занимаются комплектованием служб детского сада, проводят консилиумы для детей с особенностями в развитии, консультации для родителей и специалистов.
В ходе проведения совместных с центром «Тверской» мастер-классов, стажировок, семинаров к работе центра присоединились 12 детских садов Центрального и Западного округов, 5 школ и центров, предполагающих в дальнейшем реализовать предоставляемые педагогические технологии. В ближайшее время в работу ресурсного центра планируют вступить еще 38 городских дошкольных учреждений. Таким образом, к 2010 году сетевая экспериментальная площадка будет включать 50 детских садов, находящихся в различных районах Москвы.
В спектр продуктов экспериментальной работы в ресурсном центре входят:
Модель инклюзивного детского сада, включающая специальные структурные подразделения (службы), инклюзивные группы, описание особенностей комплектования, выбора специалистов, образовательных услуг. Модель представляет собой комплекс административных и научно-практических решений, которые могут быть реализованы в дошкольном учреждении, создающем инклюзивные группы или службы.
Технологии практической деятельности педагогов инклюзивного детского сада. Описание практических технологий в виде сборников рекомендаций, мультимедийных пособий по организации деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов.
Методика проведения занятий в инклюзивной группе. Сборники методических рекомендаций по составлению индивидуальных программ обучения, составления модульных образовательных курсов на основе базовой программы обучения.
Информационная база инклюзивных образовательных учреждений. Сбор информации о детских садах и школах, организованных в них группах, службах и классах необходим для предоставления семьям для направления детей в учреждения, где созданы условия для обучения и воспитания ребенка.
Методические пособия для педагогов, памятки для родителей. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.
Памятки для руководителей образовательных учреждений. В памятках представляется информация, связанная с нормативными требованиями и административными решениями, с которыми сталкивается руководитель, принимающий решение о создании инклюзивных форм образования в учреждении.
Сборники творческих работ детей.
Программы семинаров и мастер-классов.
Построение инклюзивного образовательного пространства основано на таких принципах, как:
– Принцип индивидуального подхода.
– Принцип междисциплинарного подхода.
– Принцип вариативной развивающей среды.
– Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания.
– Принцип модульной организации образовательных программ.
– Принцип самостоятельной активности ребенка.
– Принцип семейно ориентированного сопровождения.
– Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
– Принцип активного включения всех участников образовательного процесса.
Реализация этих принципов позволяет достигать высокой эффективности образовательной модели и предполагает:
– выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы,
– работу в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка,
– создание безбарьерной среды, использование педагогом методов и средств работы из смежных областей,
– включение в базовую программу обучения и воспитания модулей из специальных коррекционных программ, введение модулей дополнительных развивающих программ («Маленький исследователь», иностранный язык, керамическая мастерская, проектная деятельность),
– возникновение структуры психолого-педагогического сопровождения, в основании которого лежит семейное консультирование, семейно ориентированная психотерапия, детско-родительские группы.
Таким образом, организуется образовательное пространство, учитывающее интересы каждого из участников инклюзивной группы. Главным направлением в деятельности инклюзивного детского сада становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров», формирование принимающей «толерантной» позиции участников инклюзивного пространства.
Комментарии