Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Раздвигая границы

Для чего и как читать детям сказки

Советует педагог-психолог
УГ - Москва, №22 от 1 июня 2021. Читать номер
Автор:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Жили-были…» – очень многие народные сказки начинаются именно такими словами, открывающими ребенку увлекательный многогранный мир, наполненный приключениями, путешествиями, захватывающими событиями.

Сказка сопровождает ребенка с самого начала жизни: мама читает малышу сказки и до рождения, и после, с каждым годом появляются любимые сказки и лучшее время для их чтения в каждой семье. Иногда любознательные мамы задают вопросы: «А есть ли с точки зрения психологии время, когда надо читать сказки?», «Как правильно читать сказки – с выражением, театрально или просто с интонацией и правильным ударением в словах?», «Сколько можно читать одну и ту же сказку, уже все соседи ее выучили наизусть, а он опять ее хочет слушать». И еще много других вопросов, на которые пора получить ответы.

Что такое сказка для ребенка? Во-первых, это посредник между ним и родителем (пока читают, находятся рядом), поэтому часто дети просят почитать не потому, что хотят услышать сказку, а потому, что хотят услышать родной голос рядом, почувствовать себя в безопасности и ощутить тепло и любовь близких. Во-вторых, путеводитель в мир новых слов, образов и сюжетов: каждая новая сказка дает возможность сделать еще одно открытие, именно поэтому дети так любят говорить «да», если их спрашиваем: «А хочешь новую сказку?» А еще сказки – это справочник полезных и мудрых советов, поскольку каждый сюжет помогает увидеть путь от сложной ситуации до ее эффективного или не очень решения. Кроме того, сказки – это первый учебник истории (многие основаны на реальных событиях древности), слушая, дети узнают о событиях прошлого, легендарных героях, которые когда-то жили, совершали подвиги во имя семьи, любви, Родины. Ну и, наконец, сказка – это тренажер развития личных качеств и навыков: пока мы слушаем страшную сказку – учимся встречаться со страхом и запоминаем, как его пережить, пока мы слушаем сказку смешную – учимся сопереживать, радоваться вместе с ее героями, и все это в безопасной ситуации рядом с родителем или вместе со старшими членами семьи.

Когда и как читать сказки? Специально рекомендованного времени для чтения сказок не существует, читать стоит тогда, когда есть время и желание. Но существуют правила, которые очень важно соблюдать, когда мы читаем сказку ребенку, для того чтобы сказка принесла всю ту максимальную пользу, которая возможна:

1. Внимание к интонации.

Чем младше ребенок, тем важнее сохранять естественность: чтение сказок театрализованным голосом лучше начинать тогда, когда ребенок уже сам готов говорить за одного из героев, и в этом случае, конечно, ему стоит предоставить выбор, за кого говорить.

2. Русский язык – всему голова.

Грамотная речь родителя (правильное произношение слов, интонирование) способствует развитию речи и воображения ребенка: он имеет возможность включить собственную фантазию, вместо того чтобы включаться в эмоции, которые демонстрирует читающий, лучше понимает содержание текста, сопереживает героям сказки, понимая свои эмоции.

3. Столько, сколько хочет ребенок.

Читать сказку необходимо столько раз, сколько хочет ребенок, каждое новое прочтение помогает лучше понять содержание, примерить на себя различные роли, оценить последствия совершенных действий. Чем младше ребенок, тем больше работает механизм «сначала слушаю и запоминаю, потом слушаю и понимаю».

4. Выбираем безопасный сюжет.

Сказка на ночь часто вплетается в сны ребенка, если остановиться на трагическом моменте, это может вызвать нежелательный эффект: и заснуть будет непросто, и сниться может что-то неприятное. Если дочитать сказку до конца нельзя, то стоит остановиться на нейтральном или положительном моменте.

5. Останавливаемся на классике.

Предпочтите проверенный временем текст произведению современного автора. Каждый новый автор добавляет в сюжетные линии свои переживания, личные идеи и, к сожалению, иногда и психологические проблемы.

Для детей раннего и дошкольного возраста лучше использовать издания, в которых только одна сказка, тогда ребенок сможет не только ее слушать, но и перелистывать страницы, еще переживая сюжет, который сейчас так важен для его развития.

Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами, их речь выразительна и разнообразна, а психика и поведение более устойчивы. Читайте и перечитывайте сказки вместе.

Ирина ВШИВКОВА, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt