Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Колонка редактора

Дивный новый мир

Учительская газета, №01 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

Давным-давно, еще в конце прошлого тысячелетия, я брал интервью у директора одного из ПТУ Зеленограда Тамары Костиной. Она долго и с огромным вдохновением рассказывала о том, какие у нее грандиозные планы, что собирается сделать у себя в училище, какие направления открыть. Было видно, она этими идеями живет.

Потом то самое ПТУ стараниями Костиной превратилось в одно из самых известных образовательных учреждений области, ибо поступать сюда приезжали люди и из других городов. На тот момент из училища через колледж оно превратилось в Академию делового администрирования. Многие мои ученики, причем самые успевающие, после 9‑го класса уходили туда и к моменту, когда их бывшие одноклассники только оканчивали школу, уже имели опыт работы в престижных компаниях, а некоторые – и свой успешный бизнес.

В последний раз я разговаривал с Тамарой Ивановной несколько лет назад. Она жаловалась на то, что ей очень не нравятся тенденции в нашем образовании. В частности, оптимизация сети учреждений, «благодаря» которой небольшие школы становятся частью крупных комплексов, а самостоятельные институты – частью крупных университетов. По ее словам, у себя в академии она знает в лицо и по имени не только преподавателей, но и студентов, знает, кто как учится, у кого какие проблемы в семье и личной жизни, кто чем интересуется. Но такое возможно только в относительно небольших коллективах, ибо глупо ожидать, что ректор сможет, а главное – захочет напрягать свою память подобными «мелочами», если у него учатся несколько десятков тысяч человек. А ведь было бы более грамотно, наоборот, чтобы в каждом городе России, даже самом маленьком, работал свой вуз, пусть небольшой, но хорошо обеспеченный, гостеприимный и дружный, где все были бы одной семьей. И хорошо бы в каждом селе иметь свою школу, как это было когда-то. Ведь сейчас мы имеем возможность обеспечить людям хорошее качество образования, а не экономить на них.

А через несколько месяцев академию, выращенную и выпестованную Костиной из училища, присоединили к другому вузу, растворив в нем. И Тамаре Ивановне места там не нашлось.

…Мы народ крайностей. То всеобщее почитание и возвеличивание, то огульное охаивание и оплевывание, то строим в пустыне или тундре цветущие города, то сравниваем их с землей, то ставим памятники, то их сносим. Я абсолютно уверен, что и в системе образования этот маятник рано или поздно обязательно качнется в другую сторону. И тогда люди с высоких трибун вдруг осчастливят нас гениальной мыслью, мол, зачем нам такие уродливые порождения эпохи глобализации, давайте лучше сделаем так, чтобы было как можно больше маленьких школ, колледжей, училищ, академий, институтов. И чтобы у каждого было свое лицо, свои традиции, свой уникальный и неповторимый колорит. Ведь это же ничуть не противоречит ни ФГОС, ни качеству образования, ни интересам страны, верно? Мы богатая страна и можем себе позволить иметь не 40 с небольшим тысяч школ, а 60, 80, 100! Мало? Сделаем больше – 400 тысяч! Чтобы ни у кого в мире столько не было!

И маятник снова качнется назад, по пути разбивая на куски мощные центры образования и грандиозные университетские комплексы, чтобы из этих обломков создать светлый, дивный мозаичный мир, в котором все будут друг друга знать и любить, а на одного преподавателя будет приходиться не более пяти учащихся…

Главное – успеть застать тот период относительного равновесия, когда педагогов, детей и учреждений будет не слишком мало и не слишком много. Но ведь главное – начать двигаться в нужном направлении. И все-таки попытаться вовремя остановиться.

Начнем?..

Вадим МЕЛЕШКО, редактор отдела политики и экономики образования «УГ»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt