search
main
0

Дистант ста баллам не помеха

Дистанционное обучение до сих пор вызывает множество споров, связанных с сомнениями в его эффективности и опасениями о загруженности учащихся. Особенно активная дискуссия развернулась вокруг ЕГЭ-2020 по химии. Главные претензии со стороны выпускников и их родителей касались изменения формы некоторых заданий и сложности подготовки к экзамену в условиях дистанта.

Конечно, для дистанционного обучения характерна высокая нагрузка учащихся, связанная с большим количеством работы за компьютером, нередко его качество страдает и из-за технических проблем.

Но иногда минусы дистанционного обучения можно преобразовать в плюсы. Подобный опыт имеется у учителей химии школы №2033. По результатам 2020 года из 23 учащихся, сдававших ЕГЭ по химии, 8 человек получили 100 баллов, и средний балл среди всех сдававших составил 85,5 балла. Секретом такого успеха делится заслуженный учитель города Москвы, химик школы №2033 Надежда Николаевна Ванина:
– Преподавание химии должно быть ориентировано на формирование прочных знаний, понимание фундаментальных законов этой науки и применение общеучебных умений и навыков в нестандартных задачах, а не натаскивание на выполнение заданий единого государственного экзамена.

Важным условием для эффективного дистанционного обучения является способность учащихся управлять собственной учебной деятельностью, которая в психолого-педагогических кругах носит термин «саморегуляция». Саморегуляцию можно «вырастить»: необходимо научить школьников ставить цели своей работы и подбирать методы и средства для ее достижения, анализировать собственные действия и оценивать их успешность, осуществлять контроль своей деятельности и при необходимости вносить коррективы. Для целенаправленного формирования умений саморегуляции мы используем специальные задания с химическим содержанием. Школьный курс химии обладает большим потенциалом для развития регулятивных умений, так как данная дисциплина носит прикладной характер и требует четкого соблюдения алгоритма работы при составлении уравнений химических реакций, описании свойств веществ, решении задач и выполнении эксперимента. При дистанционном обучении опыты в школьной лаборатории приходится заменять показом видеороликов и мысленным экспериментом, при котором школьники практикуются в построении логической цепочки и прогнозировании результата исходя из условий. Для развития умений целеполагания мы применяем проблемные ситуации, мозговой штурм, кластеры понятий и идей.
Обучение с помощью компьютеров открывает широкие возможности для использования разнообразных ресурсов Интернета: видео, презентаций, онлайн-тестов и тренажеров, виртуальных экскурсий и так далее. И тут нельзя ошибиться с отбором материала, его наглядность и дидактическая ценность должны сочетаться с четкостью, лаконичностью, отсутствием лишних спецэффектов, которые только отвлекают от главного.
И еще один очень важный момент: в обучении ключевую роль играет общение между учителем и учеником, и онлайн не должен становиться барьером для такого общения. Нельзя превращать учебный процесс в механический обмен заданиями и баллами, надо постараться сохранить возможность для совместного творчества и доверительного разговора. И тогда дистанционный формат обучения не будет помехой для получения самых лучших результатов на любых экзаменах.

Григорий КОРТУНОВ, учитель химии школы №2033

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте