search
main
0

Дискуссии и ролевые игры. Что дает использование активных методов обучения

Почему летают самолет и птица? Солнце ли вращается вокруг Земли, в чем можно убедиться, наблюдая за восходом и закатом почти ежедневно, или планета совершает свой путь в орбите громадного светила? Образование во всем мире сосредоточено на фактологии: знаешь – не знаешь даты, события, места. Общего понимания нет. Экология связывает все процессы воедино, она открывает глаза на, казалось бы, привычные вещи, позволяя проникнуть в их суть. И тогда можно самому взять ответственность за свое здоровье и заботиться о себе, сознавая: мы ведь живые! Доктор биологических наук, заведующий кафедрой управления природными ресурсами факультета государственного управления МГУ имени Ломоносова, советник министра образования Московской области, эколог Дмитрий КАВТАРАДЗЕ уверен, что хорошо запоминается только личный опыт. Он пропагандирует интерактивные методы обучения: чтобы не разбить иллюзии о жесткость реальности, любую ситуацию можно попробовать прожить, сымитировав, поиграв в нее заранее.

– Дмитрий Николаевич, у вас есть какой-то особый взгляд на образование, вы считаете, нужно использовать активные методы обучения. Что это значит?

– Мир меняется так быстро, что человек не успевает приспосабливаться к переменам, которые он сам вызвал. Появляются новые опасности и угрозы благополучию людей, возрастает суммарный риск. Чтобы его уменьшить, надо знать и уметь учитывать всю совокупность факторов риска. Современное образование открывает перед педагогом широкий выбор философии обучения и практических задач. Начался переход от обучения фактам к овладению смыслом событий, развитию эколого-гуманистического мировоззрения, обретению навыков применения в жизни накопленного багажа. Для этого-то и нужно использовать активные методы обучения: дискуссии, ролевые, имитационные игры. То, что позволяет погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми.

Учебные имитационные, или деловые, игры разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам прожить десятки условных лет в сжатой по времени и событиям реальности. Во время игры каждый участник сам делает ошибки и находит удачные решения, обогащая личный опыт, который не забывается, потому что «это было со мной». В результате проведения игровых занятий учащиеся осмысливают общечеловеческие ценности, приобретают навыки участия в дискуссии и принятия коллективных решений в различных ситуациях с меняющейся системой, частью которой они являются. Основная задача применения активных, в частности игровых, методов обучения – развитие у людей целостной картины мира, способности правильно ориентироваться. А самое главное – узнать о себе много нового.

В этом году увидело свет 2-е издание моей книги об интерактивных методах обучения «Обучение и игра». Она представляет собой пособие, где описаны система введения в интерактивные методы обучения и методики проведения дискуссий, ролевых, деловых игр.

– Вы специалист в области экологического образования. Почему это направление важно?

– Экологическое образование призвано дать ключевые представления и навыки, обеспечивающие социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей с окружающей средой.

Последние тридцать лет дискутируется вопрос о том, выделить ли «охрану окружающей среды» в отдельный предмет или же экологические принципы должны пронизывать все предметы.

Во всех странах роль школы в экологическом образовании признана основной. Для России это особенно важно, поскольку школьное образование – единственный социальный институт, буквально ежедневно объединяющий всю страну.

Экологическое образование как важнейшая часть современного образования имеет дело с явлениями, разномасштабными по временной и пространственной протяженности. Восприятие этих явлений и их осмысление – трудная образовательная задача. Нередко требуется одновременно охватывать разноуровневые события: микроскопические и глобальные, да притом на протяжении ста лет.

Особенность современного экологического мировоззрения заключается в том, что оно содержит в себе явный и строгий этический компонент, поскольку соотносит интересы каждого человека с интересами человеческого рода.

Такие проблемы относятся к разным наукам и школьным предметам. Необходимо соединение в сознании событий, которые раньше казались не связанными между собой, что потребует новых приемов и принципов обучения. Очевидно, что расположение экологических процессов в координатах времени и пространства свидетельствует о сложности задачи образования, масштабах расширения представлений человека о мире.

– То есть если суметь научить детей осознавать себя частью живого, то их отношение к миру изменится и они станут более бережно относиться к окружающей среде?

– Фраза «экологическое образование надо начинать с детей» – свидетельство логической неполноты позиции говорящего ее, это показатель мозаичности его картины мира. А кто воспитает воспитателя?

Экологическое образование – это получение и активное освоение учащимися ключевых представлений, обеспечивающих социально приемлемую безопасность взаимодействия с природной средой. Его цель – снизить индивидуальный и групповой риск, обеспечить неопределенно долгое благополучие людей в меняющейся биосфере.

Сегодня исследовать прикладные проблемы экологии значительно проще и безопаснее, чем преподавать эту дисциплину: дословно латинское слово educare означает «вести вперед»; как «учить мировоззрению» – мало кто знает.

– Лаборатория экологии и охраны природы была создана при кафедре высших растений факультета биологии в 1978 году. Тридцать лет существования, что они позволили сделать?

– Лаборатория проводит исследования в области экологии высокоурбанизированных территорий, объединенные междисциплинарной программой «Экополис». Лаборатория разрабатывает и организует учебно-производственную практику по охране окружающей среды для учителей. Многие педагоги Подмосковья побывали на наших семинарах.

Мы придумывали те вещи, которые хотелось взять в руки. Составили учебный комплект «Зеленый рюкзак». Есть модель ландшафта, каждому интересно узнать, как он живет. И вот ребенок получает в руки экологический конструктор и строит свой город. Дети начинают мыслить целостно, ведь для того, чтобы дома «не сползли», нужно учесть рельефы ландшафта, изучить законы геологии, узнать об инсоляции. И педагоги в это включаются, иначе они потеряются, это же совершенно другой язык. Здесь нужно к работе привлекать учителей географии, физики и всем вместе решать поставленные задачи. Где еще возможно такое объединение предметов, как не в экологии?

Вот это все было придумано. На это и ушло лет тридцать. И мы это, как можем, распространяем, показываем, семинары проводим.

– И вам за совокупность научно-методических разработок и внедрение интерактивных методов обучения (имитационных игр) в 2001 году была присуждена Премия Президента РФ в области образования. Вы разработали множество игр, например «Экология в филологии».

– Да, она предназначена для развития навыков чтения и понимания образных, идиоматических выражений в русском языке и умения оперировать ими на примерах традиционных народных представлений о жизни природы, ее обитателях, а главное, о взаимоотношениях между отдельными природными объектами и человеком.

Я считаю, что, с одной стороны, природа всегда занимает важное место в истории и культуре каждого народа, а с другой – она объединяет нас, поскольку биосфера служит нашим общим домом.

Пословицы и поговорки, используемые в игре, передают в сжатом, эмоциональном виде коллективный опыт и представления народа о жизни природы. При этом во многих из них мы видим намеки на некоторые стороны человеческих взаимоотношений.

Игра должна помочь освоению русского языка через богатые смысловые ассоциации и помочь увидеть или лучше понять в знакомых пословицах и поговорках скрытый в них экологический смысл, послуживший основой для их создания. Игра позволяет сделать все это в живой, веселой, эмоциональной форме и доставить ее участникам удовольствие.

– А ваш знаменитый «Остров»?

– Это игровое моделирование простейшей наземной экологической системы из четырех трофических уровней. Задача игроков – «заселить» остров организмами, они представлены в виде карт. Проигрывает последний, оставшийся с любыми картами на руках. Круг игры равен одному году. За один ход можно выкладывать карты с организмами только одного уровня в любом количестве, но не больше того, что уже на нем есть, так как скорость размножения любого вида ограничена. Для существования одной особи необходимо иметь на предыдущем уровне не меньше половины ее кормовой базы. Мыши и кролики питаются растениями: для каждого животного нужна трава, лиса питается мышами и кроликами, ласка ест только мышей, беркут в основном охотится на лис и ласок.

Конечно, эта модель отражает жизнь наземной части экосистемы острова в самом общем виде. В действительности она неизмеримо сложнее и загадочнее. Но о законах, по которым живет природа, она представление дает.

– Надеюсь, это не последний наш разговор, мы еще расскажем о проекте Министерства образования Московской области и Российского регионального экологического центра, реализованном в рамках областной целевой программы развития «Школьники охраняют природу», о «Приключениях капельки» и инновационных методах образования региона, родившихся из сотрудничества с вашей лабораторией.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте