search
main
0

Дисграфии – нет! Трудности ориентирования в пространстве тетрадного листа: преодоление

​В последние годы увеличилось число обращений родителей детей младшего школьного возраста за психолого-педагогической помощью по вопросам нарушений письма у ребенка – дисграфии. Одна из наиболее распространенных форм таких нарушений – зрительно-пространственная дисграфия.В тетрадях учеников в этом случае появляется большое количество пропусков и перестановок букв в слове; сращивание и расщепление слов либо их слитное написание с предлогами; зеркальное письмо, замены букв на близкие по написанию. Работы часто выглядят неопрятно вследствие того, что ребенку бывает трудно ориентироваться в пространстве тетрадного листа, удерживать рабочую строку. Также наблюдаются постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие их элементов по размеру.

Каковы причины дисграфии у детей и как преодолеть эти трудности?В качестве предпосылок возникновения дисграфии специалисты выделяют наследственную предрасположенность, энцефалопатические нарушения, обусловленные вредными воздействиями в периоды пре-, пери- и постнатального развития, двуязычие, социально-психологические факторы, культурный уровень семьи, несоотнесенное с фактической зрелостью время начала обучения грамоте.Стоит учесть тот факт, что дети с предпосылками к зрительно-пространственной дисграфии в дошкольном детстве могут не обращать на себя внимание педагогов и родителей в силу того, что данный вид нарушения письма зачастую не зависит от состояния устной речи и может иметь место даже у детей с высоким уровнем ее развития. К сожалению, вовремя не выявленные нарушения письма неизбежно проявятся с началом школьного обучения, приводя в дальнейшем к трудностям в усвоении школьной программы, снижению учебной мотивации и школьной дезадаптации в целом. Чтобы предупредить трудности, важно еще на этапе дошкольного детства проводить диагностическую и профилактическую работу, направленную на выявление и устранение предпосылок зрительно-пространственной дисграфии.Предпосылки возникновения дисграфииПедагоги и родители должны обращать внимание на ряд признаков, которые могут приводить к возникновению дисграфии еще в дошкольном возрасте. Это:- нарушение памяти, особенно слухоречевой;- трудности с ориентацией в пространстве листа, «зеркальное письмо»;- плохая координация движений;- сниженная работоспособность, повышенная утомляемость.Профилактическая работаМетоды профилактической работы строятся по принципу «взращивания» слабого звена с опорой на сильные звенья в процессе специально организованной совместной игровой деятельности и направлены на формирование зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных и квазипространственных представлений, зрительно-моторной координации, зрительной и двигательной памяти, произвольного внимания и мелкой моторики.Ниже описаны коррекционно-профилактические упражнения, которые педагог может использовать в своей работе.Упражнения для выработки концентрации, способности к переключению зрительного внимания, развития зрительного восприятияВыделить определенную фигуру из множества заданных геометрических фигур. Соотнести геометрические фигуры верхнего ряда с геометрическими фигурами нижнего ряда, найти и соотнести предмет с геометрической фигурой. Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными, узнать предмет по контурному изображению, соотнести предметы с их черными силуэтами, узнать предметы, наложенные друг на друга, узнать зашумленные предметы, назвать недорисованные изображения предметов. Найти различия в двух предметных картинках, найти лишний предмет, который не соответствует по своему расположению остальным, найти одинаковые предметы, объекты, определить, что неправильно нарисовал художник, определить, что забыл нарисовать художник, найти спрятанные в рисунках предметы. Синтезировать реальные изображения предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»), различные «лабиринты». Угадать предметы по отдельным деталям.Для развития зрительной памятиЗапомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти, запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги, восстановить пары картинок, запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе.Для развития пространственных представлений: формирования способности ориентироваться в собственном теле, в окружающем пространстве, в малом пространствеНазвать и показать верхние, затем нижние части тела на рисунке, а затем у себя, сначала стоя перед зеркалом, потом – по памяти, назвать, что выше (ниже) всего. Показать и назвать действия, которые можно совершать верхними частями тела (повороты, наклоны головы, махи руками, вращение туловища). Показать и назвать действия, которые можно совершать нижними частями тела (приседания, махи ногами, вращения бедрами). Назвать и показать части тела, которые находятся спереди (сзади). Выполнить движения только в направлении вперед (ходьба, прыжки, сгибание колен, наклоны головы и т. д.). Выполнить движения только в направлении назад (ходьба, прыжки, откидывание головы и т. д.). Назвать и показать правые и левые части тела. Выполнить движения только в направлении направо (махи руками, ногами, наклоны головы и т. д.). Выполнить движения только в направлении налево. Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха. Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко), далеко (близко). Выполнить команды: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т. п. Нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры: в центре листа – круг, в верхнем правом углу – квадрат, в верхнем левом углу – овал, в нижнем правом углу – прямоугольник, в нижнем левом углу – треугольник; провести на листе бумаги дорожку от одного предмета к другому; закончить строчку по образцу (ребенок работает на листе бумаги в крупную клетку). Пространственные слуховые диктанты. Отработать правильность употребления предлогов перед, за, между, после, около, рядом, на, под, над, в. Отработать правильность употребления противоположных понятий (антонимов).Автоматизация зрительных представлений графических образов букв, дифференциация букв, имеющих оптические сходстваНавать буквы. Назвать пары букв. Найти и назвать неправильно написанные буквы. Дорисовать недостающие элементы букв. Назвать эти буквы. Лепка букв из пластилина. Узнать и назвать буквы. Найти и вычеркнуть заданную букву, слог, слово.Конечно, для диагностики и коррекции зрительно-пространственной дисграфии необходима консультация специалистов: нейропсихолога и логопеда. В случае выявления трудностей важно с пониманием отнестись к ребенку, показать, что вы знаете – его ошибки происходят не от глупости или лени, а из-за реальных проблем, решать которые вы будете вместе. Занятия ребенка с педагогом или родителем должны давать ему ощущение успеха.Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут пройти нейропсихологическую диагностику в Городском психолого-педагогическом центре Департамента образования города Москвы.Мы хотим, чтобы ваши дети были успешны в учебе и уверены в себе!Мария БЕЛОГЛАЗОВА, педагог-психолог территориального отделения «Северное Измайлово» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте