Радионяня и поющая зубная щетка стали привычными атрибутами жизни самых простых людей. Стоит ли удивляться, что сегодня самые продвинутые представители homo sapiens – педагоги мечтают о самонаполняющихся кошельках и собственных аватарах?! Может, и вправду, как было тонко подмечено на научно-практической конференции «Полимедийные технологии – инструмент педагога XXI века» в Казани, существа с мобильными телефонами под подушкой стремительно перерождаются в новый эволюционный вид – homo digital?
Время оторопи от появляющихся букв на послушной прикосновению маркера, а то и руки, доски прошло. Учителя, оправившись от потрясения, стали создавать с помощью современных технологий уроки. И хотя некоторые школы еще только идут к созданию своей техносферы, многие учебные заведения с гордостью демонстрируют оснащенные новейшей аппаратурой классы, а кое-кто из педагогов уверенно эту аппаратуру использует по назначению.II Международная научно-практическая педагогическая конференция, посвященная теории и практике применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, собрала в Казани людей из самых разных уголков России и СНГ. Здесь учителям школ, преподавателям колледжей и вузов представилась фантастическая возможность изучить и обсудить современные мировые тенденции и практики обучения. Участники конференции участвовали в работе творческих мастерских, встречались с известными педагогами, тестировали новые технологические разработки и предлагали свои рекомендации по их усовершенствованию. Программа была насыщенна, разнообразна и вполне утилитарна. Но главное – она заставляла поверить в себя как в личность творческую, к тому же способную не просто научиться виртуозному использованию всех функций электронного устройства, но подружиться с «железом», сделать ИКТ своим верным помощником в просвещении.В Казани определили победителей конкурса «SMART профессионал». Презентации лучших уроков показали, насколько иллюстративно и динамично проходит сегодня освоение материала. Екатерина Жданова из школы №38 Екатеринбурга отметила, что интерактивная доска служит педагогу своеобразной дирижерской палочкой, а Юлия Понятовская из гимназии №1 Данкова Липецкой области считает, что без волшебства в образовательном учреждении никуда. Полимедийные технологии это волшебство создавать помогают. Хотя, утверждает Светлана Сырцова из лицея №43 Саранска, это все равно набор железяк, главными действующими лицами даже в мультимедийном мире остаются ученик и учитель. Обучение же в мастер-классах конференции проходило по трем группам: «Интерактивный SMART в школе от А до Я», «Блог простого учителя. Зачем и как?», «Интеллектуальные инструменты учителя: документ-камера и система опроса в начальной школе».Техника развивается так быстро, что, кажется, успеть за новинками невозможно. Размеры экранов за столь короткий срок выросли с 3 на 4 до 16 на 10, а это повлекло за собой искажение всего визуального вида. Путеводителем по стране новинок стала выставка инновационного оборудования, которое предлагает компания Polymedia для внедрения в образовательный процесс. На ней можно было узнать о характеристиках интерактивных досок с проектором, документ-камер, электронных дисплеев, последних разработок проектора с поддержкой 3D. И неизменным интересом пользовался мультимедийный глобус, позволяющий в динамике изучить изменения погоды в мире, последствия человеческой деятельности на Земле, миграцию биологических экосистем, температурное распределение в различных частях света, движение тектонических плит и континентальный дрейф, океанские течения, сейсмическую активность и многое другое. В большинстве своем это новинки, но все они уже начинают активно внедряться не только в образовательный процесс, но и в другие сферы современной жизни. Чтобы всеми этими высокотехнологичными инструментами могли овладеть учителя, Polymedia создала сайт Edcommunity.ru, который стал не только площадкой обмена опытом, но и обширной библиотекой уроков. Уроки сопровождаются методическими комментариями опытных ИКТ-компетентных педагогов и членов Клуба творческих партнеров Polymedia. Члены Клуба часто проводят вебинары по работе с интерактивным оборудованием на сайте Edcommunity и дают мастер-классы в своих регионах. Это активная творческая команда учителей, научившихся извлекать пользу из тех новых педагогических инструментов, которые преподносит им XXI век.Встречу активных пользователей мультимедийных средств проводят в столице Татарстана уже второй год подряд не случайно. Благодаря активной политике региона в области модернизации и внедрения информационных технологий в образование, о которой «Учительская газета» рассказывала подробно 12 июля, здесь сложилась вполне благоприятная почва для диалога о судьбе образовательных технологий в российской школе. Это тот редкий случай, когда проблемы оснащения не отвлекают внимания от выстраивания информационной системы. Активная социальная позиция компании Polymedia, стремящейся не только обеспечить школы России оборудованием, но и научить учителей использовать его наиболее эффективно, сделала возможным то, что на таком собрании единомышленники спокойно и квалифицированно обмениваются опытом.- Внедрение информационных технологий в образование – это одна из самых актуальных проблем в образовании и для государства, и для администраций школ, и для педагогов, и для родителей учеников, – отметила генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова. – Наша компания всесторонне помогает любому взаимодействию. Мы плотно сотрудничаем с Республикой Татарстан, где столь широко и успешно информационные технологии вошли в образование и государственное управление. Поэтому на конференции есть что услышать каждому.Polymedia сотрудничает с Татарстаном давно. За годы этого сотрудничества компания поставила в школы региона более 2 тысяч интерактивных досок. А в начале года был подписан меморандум о намерениях российского поставщика и разработчика, а также канадской компании SMART Technologies с Министерством образования и науки республики на достижение максимального педагогического эффекта от внедрения интерактивных технологий в образование. В соответствии с этим меморандумом было оснащено 2 центра по обучению учителей работе с интерактивными технологиями и проведено обучение тьюторов.- Эта конференция для нас – событие знаковое, поскольку республика уделяет огромное внимание информатизации всей нашей жизни и особенно образованию, – заметил на открытии конференции заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов.Ожидания участников конференции, что из докладов, презентаций, мастер-классов этих двух дней они вынесут что-то полезное для себя, оправдались. Рассказы о выстраивании единой информационно-образовательной среды, творческом партнерстве, новом виде искусства – Digital SMART Art – показали, что в школе изменилось очень многое. Интерактивные технологии стали не просто обыденными – модными. И, как предостерег директор Института новых образовательных технологий РГГУ Сергей Кувшинов, уже приходится следить за тем, чтобы хайтек не деформировал человека.То, что все-таки в школе главным героем остается человек, окончательно стало понятно на ток-шоу. Резюмировали работу на конференции и происходящее в образовании весьма компетентные спикеры – главный специалист Центра информационных технологий при Министерстве информатизации и связи Республики Татарстан Тамара Торова, директор московской гимназии №1518 Марина Фирсова, зам. директора столичного образовательного центра «Царицыно» Елена Шимутина, эксперт Национального фонда подготовки кадров Елена Третьякова, зам. декана по инновационной деятельности филфака МГУ им. Ломоносова Лариса Дунаева, генеральный директор компании Polymedia Елена Новикова, директор Института новых образовательных технологий РГГУ Сергей Кувшинов, куратор онлайн-сообщества Edcommunity.ru Анна Кириченко, учитель русского языка и литературы школы села Тимофеевка Самарской области Денис Борзаков. Модератором ток-шоу «Модернизация современного образовательного процесса. Итоги и перспективы» выступил главный редактор «Учительской газеты» и член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации Петр Положевец.В качестве одной из основных проблем участники конференции обозначили проблему ИКТ-компетентности самих учителей. Бывает так, что, выходя из стен учебного заведения, молодой педагог вынужден пройти дополнительную подготовку в области работы с современными технологиями. Как отметила директор гимназии №1518 Марина Фирсова, отвечать за то, чтобы учитель был компетентным в области информационно-коммуникационных технологий, должна администрация школы. В подтверждение своих слов она рассказала о той системе непрерывного обучения учителей, которая внедрена в ее гимназии.Елена Новикова подчеркнула, что в любом случае внедрение новых технологий в образование должно носить системный характер. По ее словам, зачастую проекты в образовании внедряются спонтанно, поэтому, если учебное заведение намерено не просто оснастить аудитории оборудованием, а организовать четко продуманную и грамотно функционирующую инфраструктуру, то без помощи профессионального и опытного интегратора не обойтись.Ну а финалист конкурса «Учитель года России-2010» Денис Борзаков видит будущее таким: его клоны успешно справляются с ипостасями организатора, усердного оформителя всех необходимых документов, общественного деятеля, а он сам спокойно занимается любимым делом – зажигает в душах детей свет знаний.
Комментарии