В соответствии с законом \”Об образовании в РФ\” школа обеспечивает условия обучения и воспитания, в том числе создает безопасную и надёжную образовательной среду. На курсах для управленческих команд столичных школ, разработанных и организованных Московским центром развития кадрового потенциала образования, не только показывают механизмы создания такой среды, но и учат управленческие команды грамотно и эффективно противостоять возникающим перед детьми информационным угрозам.
Сегодня в Московском центре развития кадрового потенциала образования такое обучение для школьных управленцев, в числе которых и руководители классов, проводится в дистанционном режиме с использованием специальной платформы. Подключаться к занятиям можно как с компьютера, так и с планшета или телефона. Все участники имеют возможность активно взаимодействовать с преподавателем: предусмотрено совместное обсуждение, голосование, выполнение заданий и решение кейсов происходят в режиме \”прямого эфира\”.
Статистика
Согласно данным исследования \”Детский рунет\”, 93% детей в возрасте 5-11 лет пользуются интернетом, при этом уже в возрасте 5-7 лет они проводят в сети 39% своего времени, к 8-11 годам этот показатель вырастает до 55%.
Сетевая беспечность подростков
Одна из важных угроз, требующая немедленной профилактики — беспечность подростков в сети. Подростки открыты и неосмотрительны в интернете, информацию, которую они раскрывают, киберпреступники используют в своих целях. Анализ открытых сообществ московских и подмосковных школьников показал, что у 90% молодых людей на страницах в социальных сетях можно найти геометки, при этом у 50 % были найдены метки возле собственного дома. Большинство школьников охотно и часто рассказывают в интернете о новых покупках, прикладывают фотографии, на которых видны ценные вещи, находящиеся в квартире, и другие детали, которые сами дети сочли бы совершенно незначительными.
Сегодня появился новый вид преступников, которые собирают информацию по открытым профилям подростков в социальных сетях и продают данные на закрытых биржах злоумышленникам, которые затем могут использовать ее в довольно широком диапазоне действий, попадающих под УК РФ.
\”Для комплексной работы по обеспечению информационной безопасности детей вначале обучение должна пройти управленческая команда школы, чтобы руководство учреждения было в курсе последних трендов, знало, как действовать в различных ситуациях и могло управлять и координировать работу школьной команды\”, – отметил Владимир Каширов, член президиума Координационного совета Негосударственной сферы безопасности (НСБ) России
Тренинги для управленческих команд
На основе мониторинга актуальных информационных угроз, совместно с Медиасоветом Координационного совета НСБ России и общественным объединением правоохранительной направленности \”Безопасная столица\” в Московском центре развития кадрового потенциала образования разработали и успешно апробировали тренинги для управленческих и школьных команд, а также интенсивные модули для классных руководителей по защите детей от опасного контента (угроз социального и технологического характера). В ходе тренинга управленцы в режиме интерактивного интенсива учатся распознавать актуальные и массовые угрозы и осваивают эффективные технологии работы с ними.
В первом блоке тренинга управленческая команда учится основным механизмам выявления угроз на основе анализа профилей подростков в социальных сетях. На этом этапе участники выявляют ребят, находящихся в группе риска, связанной с такими явлениями, как School-shooting, ARG, кибербуллинг и груминг/секстинг. Управленцы выявляют ключевые слова, хэштеги, увлечения, фото-, видеоматериалы, ссылки, контакты и целый ряд индикаторов странички подростка, которые позволяют идентифицировать ту или иную угрозу социального характера.
Другое явление, с которым работают члены управленческой команды — технология ARG – игры в альтернативной реальности, иногда игры, изменяющие реальность. В ходе тренинга руководители не только узнают об этих технологиях, но и учатся направлять их на службу мирным и профилактическим целям – ведь ребёнок, который может увлечься подобными играми, потенциально есть в каждом школьном коллективе.
Продолжает блок, посвящённый феномену кибербуллинга, образовательный интерактив для управленческой команды школы, в ходе которого предлагается решать кейсовые задачи, связанные с поведением основных участников конфликта в ситуации кибербуллинга. Специалисты часто сталкиваются с ситуациями, когда проблема решается локально, в конкретном образовательном коллективе, но через некоторое время атака на жертву повторяется со стороны совершенно другой аудитории. Помимо конкретных механизмов удаления контента из Интернета управленцы получают схему действий по работе с жертвой, агрессором и наблюдателями.
В следующем блоке управленческая команда учится распознавать специфический сленг, связанный с \”темной стороной\” интернета (DarkNet), а также узнает, по каким признакам можно отличить подростка, который умеет туда заходить и определить, с какой вероятной целью это делается, насколько серьезные угрозы это за собой может повлечь.
В рамках тренинга управленческие команды получают алгоритм безопасного использования сети Интернет, который включает в себя три основных раздела: \”До выхода в сеть\”, в котором даются базовые навыки подготовки устройств перед их подключением к интернету; \”Безопасная работа в сети\”, где рассказывается о наиболее распространенных на сегодняшний день видах мошенничества и методах противодействия; \”Безопасное завершение работы\”, в котором отрабатывается на практике алгоритм действий по удалению цифрового следа пользователей.
– Можно ли запретить детям плавать в бассейне? Реке? Море? Ведь могут утонуть. Запретим? Нет. Давайте лучше научим их правилам поведения. Как в воде, так и на суше – осторожному поведению в Интернете. Задача управленческой команды школы – уметь видеть угрозы, распознавать их, обращать внимание на мелочи и детали, знать, куда обратиться за помощью в случае необходимости и понимать свой алгоритм действий в критической ситуации. Вот этому на курсах по защите детей от информационных угроз и безопасному использованию сайтов в сети как раз и учат. В эпоху цифровизации это востребованная практика, которой необходимо делиться и с педагогической командой, и с родителями, – рассказал директор школы №1945 Сергей Астахов.
В финале тренинга управленческие команды на групповой сессии классифицируют учебные кейсы по ведомствам, которые ведут направленную работу в той или иной ситуации и определяют, какими нормативными документами регламентируются действия школьной команды в случае возникновения той или иной угрозы.
Комментарии