search
main
0

Директор – учитель: что их объединит в общем развитии и приведет к успеху?

​Профессиональное совершенствование педагога и руководителя – сфера интересов профсоюза. Председатель МГО Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова выступила на конференции для руководителей и специалистов образовательных учреждений «Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?».

Каждый руководитель обязательно ищет, что надо сделать, зачем и как.  Качества и стиль лидерства во многом, если не во всем, определяют модель новой школы.Директор без учителя как командир без воинства, не способен противостоять неприятелю и победить. Поэтому необходимо определить некоторые черты, которые должны заставить директора подумать о своих шагах в отношении педагога. Профсоюз всегда, а сейчас наиболее активно, заявлял о задаче профессионального развития учителя, без которого не может быть качественного обучения, успешного ученика и учителя-мастера.  Что такое профессиональное развитие? Раньше мы ограничивали его повышением квалификации, затем стали говорить о методической подготовке, а потом объединили все в слове «самообразование». Наверное, профессиональное развитие включает все перечисленное, но не ограничивается им. Прежде всего его обеспечивает определение целей, ценностей и личная вовлеченность в их реализацию. Сегодня зачастую мы наблюдаем, как личные цели, исходящие из личных побуждений и устремлений, в основе которых лежат индивидуальные ценности, приводят к проявлению сопротивления происходящим переменам или пассивному наблюдению за ними.  Частично объяснение этому можно найти в том, что все реформы инициировали (всегда и во всем) сверху – министерство, департамент или директор, иногда даже президент, а для учителя они оставались неизбежными, но чуждыми, требовали долгого присматривания, привыкания, а может быть, даже ломки. Энтузиазм учителя – вещь сложная, не возникающая по велению руководства, она результат понимания, осознания и принятия.Как сделать учителя активным сторонником, а значит, и участником – реализатором реформ? На что обращать внимание, что изменить в своем стиле руководства, как создать команду и добиться успеха, своего, особенного? Что можно сделать сегодня, чтобы наша школа стала другой уже завтра?Лев Толстой когда-то написал: «Каждый думает о том, как изменить мир, но никто не думает о том, что начать эти изменения надо с себя». Именно об этом должны начать думать и руководители школ, и учителя, понимая направления этих изменений.Для руководителя школы стремление к изменениям не может не быть связано с развитием своей организации, и, значит, в первую очередь педагогов, профессиональное развитие которых непосредственно будет зависеть от созданных условий, предъявляемых требований и уровней сформированной корпоративной культуры.Недавно я услышала формулу: учитель – для ученика, директор – для учителя. И действительно, эта цепочка, в которой главное связующее звено учитель, будет эффективной только тогда, когда «директор для учителя», потому что только тогда может случиться союз и появиться союзники, только тогда можно реализовать стратегию развития и проявить потребность в изменениях. Иерархия, прямая подчиненность в линии директор – учитель, сохраняющаяся во многих наших ОУ, точно не изменит парадигму развития, включая линию взаимоотношений учитель – ученик.Создание огромных, объединяющих очень разные коллективы, комплексов еще не есть изменение. Структуры – да, но не идей и укладов, образа жизни. Это только предвестник изменений. Из слагаемых может возникнуть фабричный конвейер по подготовке учеников, или, того хуже, организационные привычки и годами существующие практики расползутся и погребут новую структуру. Узнаем мы об этом не сразу, а через несколько лет или десятилетий.Организации не меняются сами по себе. Их меняют люди. И даже если без устали совершенствовать структуру, штатное расписание, пересматривать функциональные обязанности, совершенствовать процессы, рассматривать школу с позиций управления бизнесом, этого будет недостаточно, если люди, которым выпадет проводить эти изменения, будут делать их без понимания, по приказу или привычке, для сохранения статус-кво или самосохранения, одним словом, без души.По мнению всем нам известной консалтинговой компании «McKinsey», если в самом начале преобразований организация сумеет создать коллектив «активистов», приверженцев, сторонников, разделяющих взгляды лидера, ее шансы на дальнейший успех возрастут в 4 раза (!) по сравнению с теми, кто этот шанс упустил.Так что же можно считать главным в профессиональном развитии руководителя сегодня? По моему мнению, это новый взгляд на себя не как на педагога или менеджера, а как на лидера и командного игрока. (См. таблицу 1.)Есть еще одна принципиальная черта лидера: он может, а иногда должен, быть жестким, но честным и справедливым. У него не может быть разрыва между словом и делом, так называемой деятельностной дыры.Вот буквально на днях появившийся живой пример из жизни школы. Директор, как сирена, певший про сохранение «лучших» работников, про то, что изменения не затронут ничьих интересов, неожиданно и без объяснений через своего секретаря передает этим «лучшим» уведомления о сокращении. Что помешало встретиться и поговорить? Желание сохранить лицо, нежелание напрягаться или просто отношение к работникам как к винтикам и использованному материалу – уже не важно, потому что коллектив такому директору не поверит и вряд ли станет помощником и союзником.Каждый руководитель формирует долго, настойчиво и тщательно свои качества руководителя, среди которых главное – ответственность за слова и действия и их последствия. Иначе никакое видение развития организации не будет реализовано, просто некому будет воплощать его в жизнь.При этом внутреннее восприятие себя, а значит, и понимание сильных и слабых сторон для руководителя необходимо. О четырех главных внутренних помощниках для лидера написала в своей книге «Winning from Withiin»/ Побеждая себя» Ариель Фокс, консультант компании «McKinsey». (См. таблицу 2.)В этой комбинации внутренних качеств лидера содержится залог успеха:-    только мечтатель найдет привлекательную и жизнеспособную идею, модель, комбинацию, способную объединить;- только аналитик сможет правильно распределить и управлять ресурсами;- только думающий о своих сотрудниках лидер будет способен создать команду, вдохновить коллектив;- только отличный тактик-управленец преодолеет трудности и сомнения, найдет правильные методы и технологии.МГО профсоюза считает необычайно важным обеспечение профессионального развития педагога, особенно когда произошли серьезные изменения в нормативной базе, в требованиях к современному учителю, в технологиях обучения и критериях оценки.Одно из главных условий профессионального роста – мотивация педагога и понимание им цели и направлений профессионального развития. Чтобы понять, что движет нашими педагогами, мы провели в 2014 году опрос, один из вопросов в котором был таким: «Какой педагог нам сегодня нужен?» Участниками опроса стали 288 московских педагогов до 30 лет.В целом опрос был направлен на выявление наиболее значимых характеристик современного учителя глазами учеников, их родителей, коллег и администрации.Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какой педагог нужен сегодня тем ученикам современной образовательной организации, которые станут активными устроителями жизни в середине XXI века?» (См. схему 1.)На двух полюсах ответов оказались «амбиции» и «творческое начало». Много творчества и мало амбиций – это хорошо для педагога? И может ли одно быть без другого? Амбиции – стимул к достижению результата, карьерного роста, они только могут способствовать развитию творчества.Обращает внимание то, что в группе личностных характеристик на первом месте стоит подгруппа критериев, указывающих на доброжелательный характер личности педагога, а в группе социально-психологических характеристик – подгруппе критериев активная жизненная позиция, с «искрой в глазах», а в группе профессиональных характеристик главным стали высокий профессионализм, стремление к результату, инициативность и заинтересованность в работе.Интересно, что в каждой из групп характеристик на третьем месте оказались подгруппы, которые характеризуют уровень образованности личности в соединении с вектором к постоянному саморазвитию на пути поиска нового: «образованный, интересующийся знаниями, способный к постоянному самосовершенствованию», «идущий в ногу со временем, стремящийся к лучшему, практико-ориентированный».Оказалось, что для молодых педагогов на последнем месте находятся критерии, связанные с внутренними морально-нравственными характеристиками, определяющими в конечном итоге общественную значимость личности и ее ценностный потенциал. Это доказывает расположение на предпоследнем, пятом месте в группе «Личностные характеристики» подгруппы с критериями «нравственный, чуткий, неравнодушный – сильный духом и характером, безотказный альтруист». В группе «Профессиональные характеристики» на том же пятом месте оказалась подгруппа критериев, имеющих первостатейное значение для оценки качества профессионализма педагога, «умеющий общаться с детьми и родителями, готовый не просто дать знания, но и объяснить человеческие ценности, гуманист».Ответы на вопрос «Если бы такой педагог пришел в рядовое образовательное учреждение сегодня, как бы его приняли другие субъекты образовательного процесса и почему?» Сформулируйте ваши варианты ответов одним предложением с вашими аргументами. (См. таблицу 3.)Среди наиболее важных для наших молодых педагогов характеристик: активность, креативность, саморазвитие, целеустремленность, любознательность.А вот критерии профессионального саморазвития педагога по Виталию Сластенину:a) самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;b) доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление, изменение своих способов работы;c) постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;d) способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.Насколько же сегодняшний педагог способен меняться, делать это осознанно и качественно?Анализ ответов ежегодного опроса по теме «Роль личности педагога в реализации инноваций» показывает, что:- только третья часть педагогов столичного образования полностью понимает происходящие изменения в системе столичного образования и активно включается в ее инновационные процессы; – примерно около половины педагогов готовы и хотят заниматься инновационной деятельностью, однако эта готовность сопровождается желанием видеть результат своей деятельности немедленно, что противоречит самому характеру педагогической инноватики (главный и наиболее значимый эффект педагогической инноватики всегда проявляется в отсроченном периоде и сопровождается процессами личностного изменения инициатора педагогических инноваций, которые не учитывают как результат инновационной деятельности);- существует устойчивая немалая группа молодых педагогов (примерно 1/9), которая открыто демонстрирует свое нежелание включаться в инновационную деятельность.Распределение ответов респондентов на вопрос «Ваша образовательная организация активно участвует в освоении современных образовательных инноваций?» (%). (См. схему 2.)Эти ответы ясно показывают, что принимавшие участие в опросе учителя не очень хорошо оценивают инновационную деятельность своего ОУ. Только 34% (каждый третий) оценили эту работу как постоянную. Остальные в той или иной мере ее замечают, но… А вот 25% совсем не при делах.Распределение респондентов по использованию в работе инновационных разработок и технологий (%). (См. схему 3.)То же самое мы видим и при анализе ответов на уже более конкретный вопрос об использовании новых технологий. 28% в этом случае не сильно используют инновационные возможности, только 42% делают такую работу постоянно.Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как вы оцениваете свое участие в освоении инновационных проектов по изменению деятельности вашей образовательной организации?» (%). (См. схему 4.)Неудивительно, что и свою роль в общем инновационном развитии своего учреждения педагоги оценивают весьма скромно: или соисполнитель, или наблюдатель, или критик.Распределение ответов респондентов на вопрос о качественном эффекте от их инновационной деятельности (%). (См. схему 5.) Результат, понятно, соответствует роли и активности. Каждый второй видит этот эффект как средний, а 18% – как низкий, или не сумели ответить.Распределение ответов респондентов на вопрос «Вы согласны, что эффективность инновационных преобразований в современной образовательной организации напрямую зависит от степени вашего участия?» (%). (См. схему 6.)При этом опять же 27% респондентов либо не задумывались, либо выразили несогласие с тем, что именно от их личного участия может зависеть развитие их школы, хотя приятно осознавать, что в 2,5 раза больше учителей это ясно понимают.В 2013 году МГО профсоюза провела социологическое исследование «Чем наполнена рабочая неделя учителя? Поиск ответов с подсказки учителей» (в нем приняли участие 505 педагогов московских школ), согласно которому при 24-часовой нагрузке учителя он затрачивает более 60 часов в неделю, выполняя более 30 видов работы, причем из них около 6 часов (8,5%) затрачивает на методическую работу, взаимодействие с коллегами, самообразование, ведение сайта, составление портфолио. (См. таблицу 4.)При этом есть сомнение, что учителя отвечали на вопросы осознанно, действительно примеривались к своему недельному графику и сумели правильно определить свои временные затраты. Но один факт остается бесспорным – каждый пятый, иногда и больше, не занимается никаким из перечисленных видов деятельности. Вовсе не занимается!  Не участвуют в работе педсовета, методсовета 23,38% респондентов, в работе методобъединения, творческого коллектива и других профессиональных сообществ – 28,65%.Чуть получше показатели временных затрат учителей на самообразование, знакомство с педагогическими новинками. 8% тратят на это один час в неделю, а совсем не вдохновлены идеями самообразования еще 8% учителей. А среди самых молодых (до 30 лет) этот процент составляет 24%!К сожалению, даже учитывая всю занятость учителя, приходится констатировать вновь, что происходит сужение восприятия статусно-профессиональных требований учителя к себе, своим коллегам. Если говорить о тех требованиях, которые выдвигает стандарт педагогической деятельности, призванный обеспечить высокое качество образовательной деятельности, у современных учителей они значительно менее развиты.Не менее тревожно выглядит ситуация с обобщением педагогического опыта, составлением педагогами своего портфолио: 24% опрошенных затрачивают на это 0 часов в неделю, более 35% – 1 час, что в целом дает пугающую величину – почти 60%. Лидерами в этих антидостижениях вновь стали педагоги до 30 лет – 67%.Несмотря на техническую оснащенность школ, введение электронного документооборота, необходимость создания личного пространства в Интернете, на ведение своего сайта или блога затрачивают от 1 до 4 часов в неделю 36% респондентов. Результаты налицо. Есть о чем задуматься и педагогу, и руководителю. Как раз и новый учебный год на подходе.Марина ИВАНОВА, председатель МГО Общероссийского профсоюза образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте