search
main
0

Директор тоже должен знать

​В рамках проекта «Знание родителей о возможностях системы образования как гарантия равных стартовых возможностей для всех детей» и на основании конкурса, проведенного обществом «Знание» России, подготовлено пособие (авторский коллектив: А.Майоров, Т.Новикова, П.Кондрашов), в котором есть ответы на актуальные вопросы работников образования.

– Не нарушает ли нормы Федерального закона «О персональных данных» требование о размещении на сайте школы информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы?- Размещение на официальном сайте образовательной организации для обеспечения ее открытости информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня их образования, квалификации и опыта работы, предусмотренное пп. «з» п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», представляет собой не что иное, как обработку персональных данных (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»). В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных допускается, в случае если «осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом». Таким образом, требования Федерального закона №273-ФЗ о размещении на сайте школы информации о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы не нарушают нормы Федерального закона «О персональных данных». Причем такое размещение не требует согласия педагогических работников.- Возможно ли по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» предусмотреть школе порядок конкурсного назначения педагогических работников, аналогичный конкурсу ППС в вузе? Возможно ли заключать срочные договоры по итогам конкурса?- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регламентирует вопросы назначения педагогов общеобразовательных организаций в порядке конкурсного отбора. Этот вопрос урегулирован общими нормами трудового законодательства. Конкурсный порядок приема на работу педагогических работников может быть установлен путем внесения в устав перечня должностей, замещаемых по конкурсу, а также прописывания в уставе порядка проведения конкурса. Однако с работниками школы срочный трудовой договор не может заключаться, если это не соответствует условиям, указанным в статьях 58 и 59 Трудового кодекса РФ. В случае, когда ситуация в школе (например, необходимость замены основного учителя на длительный срок) или обстоятельства, связанные с положением самого работника (студент, совместитель, пенсионер), позволяют на основании статей 58 и 59 кодекса заключить срочный трудовой договор, по результатам конкурса может быть заключен срочный договор.- Сможет ли педагогический работник обжаловать дисциплинарное взыскание в конфликтной комиссии, создаваемой в образовательной организации согласно ч. 3 ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?- Нет, не сможет, так как эта комиссия создается для урегулирования вопросов по поводу реализации прав на образование. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в Государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, к которым закон относит комиссию по трудовым спорам и суд (ст. 193, 357, 382 Трудового кодекса РФ). При обращении работников в другие органы и к должностным лицам последние обязаны дать ответ в установленный срок, но не обладают правом отменить решение работодателя. Если дисциплинарное взыскание наложено на педагога в связи с конфликтной ситуацией с обучающимися, то возможно обратиться по урегулированию споров и в комиссию для разрешения возникшего конфликта. При отсутствии вины педагога в конфликтной ситуации позиция комиссии может способствовать снятию дисциплинарного взыскания либо послужить дополнительным доводом для признания взыскания незаконным. При этом сама комиссия не может признать решение о дисциплинарном взыскании незаконным и отменить его.- Учителя школы, в которой я работаю директором, опасаются, что в связи с введением понятия «образовательная организация» и упразднением видов образовательных учреждений будет отменена пенсия за выслугу лет педагогическим работникам. Так ли это?- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 5 ст. 47). Новый закон ничего не меняет в этой системе, потому что сам порядок назначения таких пенсий им не регламентируется. Как и прежде, закон содержит отсылочную норму на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и списки, которые содержат наименование должностей и учреждений, дающих право на досрочное получение трудовой пенсии. Данные списки утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона №273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму, в связи с этим из названий образовательных учреждений слово «учреждение» не исчезнет и словом «организация» заменяться не будет. Что касается выделения видов, то слова, ранее обозначающие вид общеобразовательной организации (например, лицей, гимназия), сохраняются за общеобразовательными организациями в качестве специального наименования (ч. 6 ст. 23 Федерального закона №273-ФЗ). При этом, конечно, после вступления в силу Федерального закона №273-ФЗ учредитель при изменении наименования образовательного учреждения не должен присваивать ему специфическое наименование, не входящее в упомянутый выше список. Однако если при реализации нового Федерального закона №273-ФЗ все же будут возникать наименования образовательных организаций, прямо не подпадающие под упомянутый список, Министерство образования и науки России будет инициировать издание Министерством труда и социальной защиты РФ актов об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.- К нашей школе присоединили детский сад. Его воспитатели стали нашими работниками. Они интересуются, сохранится ли им льготный стаж для назначения досрочной пенсии при работе в школе?- Согласно ч. 4 ст. 23 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, что, в общем-то, не является новшеством и было предусмотрено старым Законом РФ «Об образовании». Пенсионное законодательство не связывает право воспитателей детских садов на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с работой исключительно в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно постановлению Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 право воспитателей на назначение досрочной пенсии по старости сохраняется и при работе в общеобразовательных учреждениях.- Что такое конфликт интересов педагога и как будет работать эта норма?- Определение конфликта интересов дано в п. 33 ст. 2 Федерального закона №273-ФЗ. Согласно данному пункту конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. К ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет ч. 2 ст. 48 Федерального закона №273-ФЗ на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов. Сложно подобрать ситуацию, в которой данный конфликт не может возникнуть. Вместе с тем доказать наличие такой деятельности и принять законные меры к педагогическому работнику, ею занимающемуся, достаточно сложно по целому ряду причин. Во-первых, выявить наличие таких платных занятий можно будет только в случае, если обучающийся заявит, что они проводились. Администрации образовательной организации достаточно сложно, например, при проверке деятельности педагогического работника достоверно понять, являются ли занятия с обучающимся бесплатными занятиями с отстающим или талантливым ребенком в рамках обязанностей учителя или запрещенной репетиторской деятельностью. В случае если занятия проходят дома у учителя или ученика, это в принципе не может быть проконтролировано администрацией. Во-вторых, при получении такого заявления будет достаточно сложно доказать его соответствие действительности, поскольку педагог может занять позицию, что его оклеветали и денег за занятия с ученика он не брал. В-третьих, в рассматриваемом случае мер воздействия на педагога администрации образовательной организации в Федеральном законе №273-ФЗ пока не содержится. Привлечение к дисциплинарной ответственности возможно только в случае, если такие занятия проводились в рабочее время педагога, при этом основания привлечения к такой ответственности будут другие. Если же они имели место за рамками его рабочего времени, то фактически работающих санкций для администрации образовательной организации не остается.- Нам объявили, что нашу школу присоединяют к соседней крупной школе и планируют открыть в ней отделение начальной школы с детским садом. Означает ли это, что нас должны уволить? Обязаны ли нам предоставить другую работу?- Присоединение школы к другой образовательной организации является реорганизацией (ст. 57 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ реорганизация не может служить основанием для расторжения трудового договора с работниками реорганизуемой организации, если они сами не откажутся от продолжения работы в новой организации. Следовательно, трудовой договор будет продолжен на прежних условиях. В трудовую книжку должна быть внесена запись о новом наименовании места работы в связи с присоединением к другой организации и ссылкой на приказ (распоряжение) о реорганизации.- Родители несовершеннолетних учащихся школы требуют от директора возможности посетить уроки их детей, проводимые одним из учителей. Как регулируется такая ситуация по Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»?- Данный вопрос подлежит урегулированию исходя из положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающих права, обязанности и свободы как родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, так и педагогических работников. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они, в частности, вправе знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, защищать их права и законные интересы (ч. 1, пункты 4, 5 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Педагогические работники пользуются академическими правами на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность, а также свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, правом на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля). Академические права и свободы педагогических работников должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункты 1 – 3 ч. 3, ч. 4 ст. 47 данного федерального закона). Регламентация отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся устанавливается локальным нормативным актом данной организации. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов) (ч. 2, 3 ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ). Локальные нормативные акты обязательны для соблюдения всеми участниками образовательного процесса, в том числе родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, педагогическими работниками (п. 2 ч. 4 ст. 44, п. 11 ч. 1 ст. 48 Федерального закона №273-ФЗ). Исходя из приведенных положений указанного федерального закона вопрос о посещении родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся должен быть отрегулирован локальным нормативным актом конкретной общеобразовательной организации. Если кто-либо из участников образовательных отношений не согласен с этими актами или же считает сложившиеся отношения предвзятыми и противоправными, он вправе обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе с целью признания локального нормативного акта недействительным (ст. 45 Федерального закона №273-ФЗ).- Разъясните вопрос о финансировании групп продленного дня в общеобразовательных организациях в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».- Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» достаточно четко решает вопросы финансирования различных услуг в сфере образования, как образовательных, так и иных. Статьями 8 и 9 нового федерального закона четко распределяются полномочия в сфере финансирования системы общего образования между субъектами РФ и муниципальными образованиями. В соответствии с ними на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления общего образования, однако обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается, вводится только обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации. Вопрос финансирования групп продленного дня решается в зависимости от того, каково содержание этой деятельности и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации, принятой в пределах федерального государственного образовательного стандарта. При решении данного вопроса возможны два варианта. Первый – данная услуга фактически услуга по присмотру и уходу за обучающимися, то есть образовательная деятельность в ходе ее реализации не ведется. В таком случае это отдельная услуга, оказываемая образовательной организацией. Источники ее финансирования могут быть различными. Если оказание такой услуги не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет средств родителей, услуга будет оказываться на платной основе. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения). В таком случае эта услуга может быть отдельной строкой включена в государственное (муниципальное) задание учреждению. В этой ситуации финансирование присмотра и ухода возможно осуществлять за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. При этом общий принцип распределения средств данной субсидии таков, что общий размер субсидии предоставляется учреждению на выполнение всего объема государственного (муниципального) задания, то есть в рамках распределения средств на выполнение задания учреждение может свободно распределять весь объем субсидии на различные составные части задания независимо от того, какие средства рассчитал учредитель на каждую составную часть задания при формировании общего объема субсидии. Второй – данная услуга по своему содержанию образовательная деятельность, то есть в ходе нее фактически осуществляется образовательный процесс (ситуация менее вероятная, однако возможная). В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Данная образовательная деятельность может быть составной частью реализации образовательной программы, например, ведением предусмотренной программой индивидуальной работы с обучающимися. В случае если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы. В случае если указанная образовательная деятельность не входит в качестве составной части в основную образовательную программу, она должна быть оформлена как платные дополнительные образовательные услуги и финансироваться за счет средств физических лиц на основании договора оказания платных образовательных услуг. Указанная деятельность также может быть отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета, и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание.- Вправе ли гимназия ввести профильное обучение уже в начальной школе?- Федеральный закон №273-ФЗ определяет право образовательных организаций осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не основная цель их деятельности, без каких-либо дополнительных условий, а именно это образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам. Образовательная программа образовательной организации может содержать региональные, национальные и этнокультурные особенности, она может быть ориентирована на конкретные области знания, а также содержать различные виды учебной деятельности. Часть 4 ст. 66 Федерального закона №273-ФЗ определяет, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Таким образом, профильное обучение может быть организовано в рамках реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования.- Каким образом разрабатывается образовательная программа в школе? Нужно ли проводить экспертизу или согласование разрабатываемых образовательных программ?- Исключительным правом на разработку и утверждение образовательных программ обладает образовательная организация. Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона №273-ФЗ «образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» подтверждает это положение, она относит к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации. Необходимость проведения экспертизы разработанной образовательной программы определяется самой образовательной организацией в рамках процедуры ее разработки. Согласования образовательной программы не требуется.- Позволит ли новый закон как-то защитить школу от неадекватного поведения родителей? У нас в 9-м классе учится ребенок, мать которого регулярно пишет жалобы во всяческие инстанции на самые разные темы. К нам постоянно приходят, проверяют, нарушений не находят, но тем не менее на это тратится много нервов и рабочего времени. Можно ли что-то сделать с такими родителями?- Данные вопросы не регулируются законодательством об образовании, они регулируются законодательством об обращениях граждан (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). При этом законодательство построено на принципах приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина (что полностью соответствует Конституции Российской Федерации) и потому не может ограничивать число обращений гражданина, в том числе с жалобами, если он полагает, что его право нарушено. В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ч. 5 ст. 11) предусмотрено только одно ограничение. Если гражданин обращается с письменным обращением, в котором содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, то может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О таком решении обращающийся гражданин должен быть уведомлен. Однако родителя каждый раз волнуют разные аспекты школьной жизни его ребенка, и он посылает в компетентные органы жалобы различного содержания, в этом случае органы обязаны отреагировать на его жалобу, проверить, действительно ли нарушают его права. Несмотря на то что это создает очевидные неудобства образовательной организации, право обращаться с жалобами защищает интересы граждан и потому не может быть ограничено Федеральным законом №273-ФЗ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте