На V Всероссийском конкурсе «Успешная школа», который проводят издательский дом «Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», бронзовыми призерами стали школа №8 имени А.Я.Тимова поселка Прикубанского Краснодарского края и школа с углубленным изучением английского языка №1 города Ставрополя. Конкурс проходил в конце весны, когда уже завершался учебный год, шла подготовка к ЕГЭ и выпускным вечерам. Поэтому мы не стали спешить с командировкой, дав команде из четырех человек – директора, учителя, родителя и ученика – перевести дух после непростых конкурсных испытаний, решив встретиться после летних каникул.
Путь в профессию
На первосентябрьской линейке в школе №1 города Ставрополя, как всегда и везде в этот день, было празднично и торжественно, звучала музыка, счастливые родители не упускали шанса запечатлеть на смартфонах своих любимых чад, забавные первоклашки с букетами в руках с интересом наблюдали за происходящим, знакомясь с первой учительницей и друг с другом. О чем в такие моменты говорит директор, какие напутствия дает своим новым воспитанникам? Конечно, только о добром и хорошем, о пользе знаний и прилежности в учебе. А директор Ирина Николаевна Шатская решила в первый школьный день сказать детям и о том, что… делать ошибки – это нормально, что они будут, но их не нужно бояться, напротив, на ошибках нужно учиться. Ее речь была легкой, душевной, непринужденной, она говорила как мама, желающая помочь своему ребенку справиться с неудачами и ошибками, превратить их в возможность научиться чему-то новому, избавиться от страха, повысить самооценку. Слушая напутствие директора, вспомнила известную фразу Альберта Эйнштейна: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал ничего нового». Часто ли ошибалась сама Ирина Николаевна, уточнять не стала, но поняла, что ко всему новому и неизведанному у нее особое отношение, что по своей природе эта яркая и красивая женщина – человек целеустремленный, ищущий, идущий вперед, умеющий преодолевать преграды и неудачи. Интерес к педагогике проявился рано, поэтому Ирина поступила в Ставропольское педагогическое училище на специальность «дошкольное воспитание». Кстати, учась в нем, отличница Ирина, шестнадцатилетняя красавица, спортсменка, стройная и изящная девушка, приняла участие в краевом конкурсе красоты и одержала на нем победу. В 2008 году, уже трижды став мамой, она снова вышла на подиум на конкурсе «Миссис Россия», который проходил в Москве, и заняла почетное второе место. Такое милое увлечение было для нее некой дополнительной реальностью, азартом молодости, экспериментом, но главной всегда оставалась учеба, начиная с педучилища, которое, по ее мнению, дало самые важные и прочные педагогические знания и навыки. Училище, в 1989 году преобразованное сначала в учебно-научный педагогический комплекс «детский сад – школа – педагогический колледж», стало первым на Юге России инновационным вузом – Ставропольским региональным государственным педагогическим институтом детства, а с 2001 года Ставропольским государственным педагогическим институтом. Все это произошло благодаря Людмиле Леонидовне Редько, ректору, доктору педагогических наук, профессору, депутату краевой Думы, известной не только на Ставрополье женщине с лидерскими качествами, яркой и незаурядной, харизматичной и креативной, которую Ирина Шатская считает своим главным учителем и наставником. Она во многом определила ее судьбу, помогла сделать выбор в профессии. Хорошо помню, как на первом конкурсе «Лидеры в образовании» в 2000 году, в организации которого принимала участие «Учительская газета», Людмила Редько одержала победу, поразив жюри своими дарованиями и талантами, а через 21 год ее ученица, теперь уже директор образовательного учреждения, вошла в число призеров конкурса «Успешная школа». Символично, согласитесь! И совсем не случайно, на мой взгляд!
В портфолио Ирины Шатской есть и другие дипломы о высшем образовании. В 1998‑м она окончила Ростовский государственный педагогический университет, получив квалификацию педагога-психолога для работы с детьми дошкольного возраста, в 2011 году завершила обучение в Московском институте предпринимательства и права по специальности «юриспруденция». Три года назад она стала бакалавром по направлению «Государственное и муниципальное управление» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. К этому приплюсуем многочисленные курсы повышения квалификации, связанные с менеджментом, охраной труда в солидных организациях, занимающихся профессиональным педагогическим дополнительным образованием. Получается так: директор – она же воспитатель, она же педагог-психолог, она же юрист, управленец! Быть может, в этом кроются секрет и формула успеха, к которому пришла школа на этом конкурсе? В этом, и не только!
Будущий Лавров
На конкурсе «Успешная школа» очень важно представить команду, в которой все участники, исполняя каждый свою сольную партию, работают в диалоге и контакте друг с другом, образуя слаженный и гармоничный школьный ансамбль. Именно таким оказался красиво звучащий квартет, получивший признание: директор Ирина Николаевна Шатская, учитель английского языка Елена Владимировна Самус, кандидат педагогических наук, родитель Юлия Михайловна Склярова, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент и банковское дело» Ставропольского государственного аграрного университета, и ученик 8‑го класса Владимир Сергеев были убедительны и гармоничны! А юный конкурсант охарактеризовал, точнее, оценил для себя эту ситуацию уже спустя несколько месяцев таким образом: «Совместная работа учителей, учеников, директора, родителей приносит свои плоды, когда пытаешься вникнуть в то, о чем говорят твои взрослые коллеги с высшим образованием, научными званиями, квалификацией, когда следишь за ходом их мыслей, а также подмечаешь то, что происходит внутри тебя, как это влияет на твои собственные суждения, взгляды, высказывания. А также мне понравилось чувство сопричастности чему-то высокому, красивому, большому, скорее всего, я бы не смог в обычной жизни совершить то, что сделал на конкурсе».
Кстати, объявленный Петром Положевцем, председателем фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в день открытия конкурса личный приз в размере 50 тысяч рублей достался Анастасии Акатовой из Санкт-Петербурга как самой жизнерадостной ученице в команде и Владимиру Сергееву из ставропольской школы №1 как самому уверенному в себе ученику. А еще Петр Григорьевич назвал этого юношу будущим Лавровым!
Здесь следует напомнить, что на выполнение третьего задания – «Форсайт-сессии», пожалуй, наиболее сложного и ответственного, команда делегировала именно этого ученика, что было впервые в практике проведения конкурса «Успешная школа». Он отлично справился с этой ролью. Володе пошли впрок, как он сам отметил, чтение книг – и футуристических, предсказывающих будущее, и по экономике, праву, политике, – а также участие в дипломатическом клубе, работа над собой и навыки ораторского искусства.
В самом деле, дипломатический клуб стал визитной карточкой этой ставропольской школы. «Когда 12 февраля 2016 года после участия в первой игровой модели ООН пришла спонтанная идея создания дипломатического клуба, – рассказывает Ирина Николаевна, – мы и не предполагали, что эта, в общем-то, неновая форма работы станет для нас креативной идеей, которая запустит совсем другую историю жизни для наших детей. В тот момент мы действовали интуитивно, не делая ставку на развитие основных компетентностей. Мы шли своим путем, делали открытия на каждом шагу».
Надо заметить, что ребята, которые в силу своего возраста, установок в семье или информационного поля зачастую критически настроены на многое в нашей сегодняшней действительности, дали клубу название «Патриот», уже, вероятно, понимая, что дипломатия, которая в большей степени связана с внешней, международной политикой, прежде всего защищает интересы государства за границей. Известных дипломатов России всегда характеризовало преданное служение Отечеству. Дипломат и не может быть иным. Вспомнить, например, Александра Михайловича Горчакова, друга Александра Пушкина по Царскосельскому лицею. Один из лучших дипломатов в истории России, будучи министром иностранных дел, сумел удержать Российскую империю в стороне от острых европейских конфликтов и вернуть своему государству прежнее положение великой мировой державы.
Искусство переговоров
За эти почти уже шесть лет ставропольские дипклубовцы стали командой нового поколения. Уже в школе они приобретают лидерские и ораторские навыки, учатся договариваться и критически осмысливать информацию. Умение находить точки пересечения между учениками, педагогами, родителями, сверстниками жизненно необходимо и в повседневной жизни, и в любой профессии, особенно это пригодится в дипломатической карьере, а многие нынешние ученики ставропольской школы №1 уже сейчас мечтают стать дипломатами. Они получают здесь первый опыт ведения переговоров, постигают азы науки и искусства дипломатии. В марте 2018 года школа №1 подписала соглашение о сотрудничестве с гимназией «Поляне» г. Любляна (Республика Словения), в которой изучаются шесть иностранных языков, в том числе русский. Цель программы международного обмена школьников состоит в ознакомлении с системой преподавания иностранных языков в Европе, установлении дружеских отношений и совершенствовании иностранных языков учащихся.
Модель дипломатического клуба, а это и сам процесс подготовки, и непосредственное участие в дебатах, круглых столах, ролевых и имитационных играх, создает внутри школы и далеко за ее пределами особую развивающую образовательную среду, в ней школьники планируют и согласованно осуществляют совместную деятельность, договариваются, распределяют роли, контролируют действия друг друга. Они неукоснительно следуют принципам, которые являются ключевыми для будущих дипломатов, – уважительное и доброжелательное отношение к партнеру, собеседнику, конструктивный диалог, взвешенность решений и признание различий между людьми, здоровая конкуренция. Все это, на мой взгляд, и стало важной составляющей успеха ставропольской школы №1 на конкурсе, который во многом связан с работой команды клуба «Патриот».
Не случайно этим летом члены клуба оказались в числе ста участников (из 26 регионов страны) тематической смены «Юный дипломат» на площадке Всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке. В рамках программы образовательного проекта Ассоциации российских дипломатов «Дипломаты будущего» школьники знакомились с различными языками, изучали их историю, овладевали основами ораторского искусства, дипломатии и всего того, что связано с этой профессией. Чрезвычайный и полномочный посол, заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов (АРД) Валерий Евгеньевич Егошкин, руководитель этого совместного проекта ВДЦ «Океан» и Московского государственного института международных отношений МИД России, уже не первый год поддерживает юных ставропольских дипломатов, активно помогает клубу «Патриот» в его деятельности.
Ум, скорый на выдумки
«Какими главными качествами должен обладать человек данной профессии?» – спросила я у ребят, которые пригласили нас, гостей школы, на заседание своего клуба. Почти хором они начали перечислять важные, на их взгляд, качества: эрудиция, знание языков, умение договариваться, умение слушать и слышать собеседника, выдержка, хорошие манеры, ораторское искусство и многое другое. Их ответы практически совпали с тем, о чем говорил еще в XVIII веке французский дипломат Кальер, отмечая качества, которыми должен быть наделен человек этой профессии: «…внимательный и приятный ум… здравый смысл, отчетливо воспринимающий вещи такими, какие они есть… проницательность, позволяющая угадывать, что происходит в сердцах людей, ум, скорый на выдумки, способный сгладить встречающиеся затруднения и примирить интересы, составляющие предмет переговоров, присутствие духа, ровный характер, спокойная и терпеливая натура… всегда открытый подход к человеку, мягкость, учтивость, приятность общения, непринужденная и располагающая манера, которая очень помогает снискать расположение тех, с кем имеешь дело…»
Разумеется, погружение в ценностно-смысловое пространство дружбы, мира, взаимопонимания с народами разных стран, солидарности в детской и молодежной среде, дипломатии как стиля жизни, а также развитие коммуникативных компетенций в познавательной и практической деятельности по освоению межкультурной коммуникации не является единственной и доминирующей идеей в концепции школы №1 с углубленным изучением английского языка города Ставрополя. Все новые, важные, современные обучающие технологии, например по робототехнике, направления, связанные с искусством, спортом, здоровьесберегающие методики и многое другое не остаются на обочине учебно-воспитательного процесса и без пристального внимания ко всем новациям со стороны энергичного и умелого руководителя. В школе, которую считают преемником первой на Ставрополье женской гимназии (она была открыта еще в 1861 году, а в 1876‑м указом императора этой гимназии было присвоено имя княгини Ольги Федоровны), есть и медицинский профиль: при поддержке Ставропольского государственного медицинского университета 10‑й класс специализируется по программе «Медикус», старшеклассники в качестве второго иностранного языка изучают латынь, причем с уклоном в медицину.
Для половины выпускников школы, рассказала мне Ирина Николаевна, успехом считается сдача ЕГЭ на высокие баллы, а каждый шестой ученик первой школы побеждает на олимпиадах различных уровней. Кстати, по числу победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников они занимают первое место среди образовательных учреждений Ставропольского края. И каждый второй выпускник школы №1 города Ставрополя поступает на бюджетное место в ведущие вузы страны. Это солидный и убедительный результат, которым может гордиться первая из первых школ Ставрополья.
Однако Ирина Шатская смотрит на эту ситуацию шире и глубже. Это не самоцель и не главная задача школы! И не только той, которой она руководит, ведь половина школьников не готовы сегодня демонстрировать крепкие академические знания (hard skills). Есть ли у них шанс стать успешными в жизни?
Выступая на конкурсе, Ирина Николаевна примерно так ответила на заданный ею же самой вопрос: будущее надвигается на космических скоростях, и оно кажется нам неопределенным. Если ребенок выучил все темы программы наизусть, это не значит, что он готов к неизвестности. Выход только один – вооружить детей знаниями, навыками, которые имеют ценность вне времени. Деятельностный подход даст нашим детям шанс быть гибкими и готовыми к социальным, экономическим переменам, уютно себя чувствовать в любой команде, в любом сообществе.
Вместо послесловия
Михаил Богуславский, член-корреспондент Российской академии образования, один из членов жюри конкурса «Успешная школа», особо отметил, что многомерная образовательная сеть, созданная в школе №1 города Ставрополя, – это прежде всего реализация «проблемно-ориентированного подхода, который на основе полученных и переработанных знаний, накопленного опыта заставляет педагогов и школьников мыслить нестандартно, предлагать индивидуальное видение проблемы. Ее изюминкой является сетевое взаимодействие как система, формирующая синергетику знаний, в которой реализуется совместная деятельность ученика, педагога, родителя как налаженная система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать сообществу инновационные модели формирования успешной личности.
Сетевое взаимодействие – это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс этой школы. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается двусторонняя полезность. Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты».
Михаил Викторович, один из самых известных экспертов в образовании, профессор, доктор педагогических наук, подчеркнул и еще одну важную сторону деятельности этой школы. Он написал, что «сетевой принцип организации работы способствует повышению положительной мотивации у всех участников образовательного процесса к учебной и педагогической деятельности, что, как следствие, приводит к росту качества обучения и обеспечивает доступность качественного образования для обучающихся».
В школе организовано продуктивное сетевое взаимодействие на вертикальном и горизонтальном уровнях. На вертикальном – это взаимодействие профильных классов с соответствующими вузами. Студенты и ученики участвуют в совместной деятельности, развиваясь в интеллектуальном, научном и профессиональном планах. На горизонтальном – это сетевое взаимодействие в школе по организации международного сотрудничества на базе дипломатического клуба «Патриот».
Можно лишь присоединиться к авторитетному мнению эксперта и завершить наш рассказ о школе №1 с углубленным изучением английского языка города Ставрополя в мажорной тональности. Именно в таком оптимистичном настроении, в парадигме развития и постоянного движения вперед живет и работает сегодня первая из первых школ города и края. И, как показала практика, достигать желаемых результатов помогает и детская дипломатия – одна из возможностей для ребят достучаться до взрослых. А для взрослых – услышать их голоса. Пусть дипломатия станет для тех и других стилем и образом жизни.
Ирина ДИМОВА
Комментарии