Накануне нового учебного года завершилось мое 29‑летнее пребывание в должности директора Брянского кооперативного техникума, куда я попал в результате модных тогда альтернативных выборов трудового коллектива. А уволили меня «по собственному желанию» руководства организации, являющейся теперь учредителем и собственником зданий учебного заведения. Такая ситуация, да еще с учетом возраста, вполне естественна в наше время. Руководители приходят и уходят… Образование же вечно. Учебные заведения продолжают жить и развиваться.
Что же удалось сделать за такой немалый срок работы? Чем можно гордиться? Что из достигнутого сегодня можно передать преемникам в качестве своеобразного агента будущего? Что осталось незавершенным? Эти и многие другие вопросы теперь, когда появилось больше свободного времени, волнуют, будоражат, требуют критического самоанализа и строгой оценки деятельности.Главным, что позволило добиться каких-то результатов и успехов, испытать огромное счастье, оказалась возможность остаться учителем, заниматься прежде всего воспитанием и образованием молодежи, не превратиться в старшего завхоза или быть «чистым менеджером». В реализации задуманных начинаний и новых идей создавался коллектив единомышленников, работающих под девизом «Ни дня без новизны».Постоянный поиск нового, стремление к идеалу позволили внедрить и постоянно совершенствовать живую педагогику, улавливающую дыхание жизни. Не случайно все выдающиеся педагоги-мыслители всегда считали, что тайна учебно-воспитательного процесса кроется именно в живых отношениях учителя и ученика, в их синергетическом (самоорганизующемся) взаимодействии.Важное требование живой педагогики – деятельностное образование, обучение в работе, в действии. Роль знаний никоим образом не принижается. О необходимости формирования деятельностного знания говорил еще Я.А.Коменский: «Молодежи нужно уже заранее преподносить все, что ей встретится в жизни, чтобы в жизни им не могло встретиться такого, в чем бы они не упражнялись в школе. Незаметно располагать душу к жизненным делам».На базе учебного заведения созданы коммерческие структуры, которые представляют собой стартовые площадки для приобретения студентами практического опыта в предпринимательстве. Это действующий учебно-производственный магазин «Надежды Меркурия», студенческий кафетерий, бизнес-центр «Компьютерные услуги», учебная торговая фирма. Успешно функционирует студенческое потребительское общество, дающее студентам возможность уже с первого курса стать пайщиками, учиться действовать, распоряжаться общим капиталом и для своей выгоды, и для общей пользы. Действует в техникуме и торговый отряд, который обслуживает торжественные вечера, дискотеки, студентов в общежитии. На любом городском празднике можно увидеть наших коробейников.По типу студенческих строительных отрядов ежегодно создается областной торговый отряд для работы в районных потребительских обществах. Во время летних каникул он организует выносную, лоточную, торговлю овощами, фруктами, кондитерскими изделиями, мороженым. Работают студенты и на подмене продавцов в период отпусков в сельских магазинах, в детских и молодежных кафе.Проводятся совместные мероприятия с Ассоциацией молодых предпринимателей Брянской области, различные промоакции, ярмарки, дегустации кооперативной продукции, аукционы, веселые конкурсы. А теперь студенты включились и в профессиональные состязания WorldSkills.Нам удалось реализовать многоуровневую профессиональную подготовку кадров. При техникуме было кооперативное училище, которое готовило продавцов, поваров, пекарей, кондитеров. А затем на базе техникума в течение 15 лет успешно работал Брянский филиал Российского университета кооперации.О совместном творчестве студентов и преподавателей, разнообразных формах и методах работы в наших профессиональных учебных заведениях удалось рассказать в книгах и учебных пособиях, многочисленных газетных и журнальных публикациях. Уже сами названия раскрывают суть проводимой работы: «Учимся вместе», «Увлекательный менеджмент», «Менеджмент. Обучение с развлечением», «Любовью зажигать сердца», «Обогащение культурой», «Воспитывать любя, а не воюя» и др.В размышлениях о проблемах и перспективах дальнейшего развития нельзя обойти вопрос нищенского существования. До сих пор остается не реализованным наиболее перспективное направление экономики образования – превращение ее в инвестиционную сферу. Трудно понять незаинтересованность предприятий в своем кадровом обеспечении и обновлении. Чуть ли не главной задачей учебным заведениям ставится повышение экономической состоятельности и финансовой защищенности. Все больше утверждается диктатура денег. Образование ускоренными темпами превращается в бизнес-проект. Очень хочется верить, что придет время, не может не прийти, осознания того, что на школе, на образовании, на науке не экономят.Учитывая, что требованием времени становится интеграция работодателей в учебный процесс, необходимо активнее переходить от разовых мероприятий и действий к системным формам и механизмам взаимодействия. Своим преемникам, всем, кто сегодня работает в системе образования, хотелось бы напомнить, что это сфера принципиально открытая для постоянного индивидуального и коллективного творчества всех участников образовательного процесса. «Любимым учителем, – как отмечал В.А.Сухомлинский, – становится тот, кто каждый день открывается перед пытливым юным разумом и пламенным сердцем какой-то новой гранью. Заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать». Знакомство преподавателей с богатыми традициями своего учебного заведения, уважительное отношение к ценному педагогическому наследию, желание сохранять и приумножать достигнутое порождают стремление к поиску, вырабатывают потребность всегда много и успешно работать, думать в первую очередь об учениках. А завершить свои раздумья хочется словами нашего знаменитого земляка Федора Ивановича Тютчева: «Не все, что здесь цвело, увянет. Не все, что было здесь, пройдет».Брянск
Комментарии