search
main
0

Диктант с подсказками,. или Работа над ошибками

​Ошибка в школе и ошибка в жизни – разные понятия. Если в жизни мы готовы найти массу оправданий для неправильных действий для себя и окружающих (вот и народная мудрость гласит: не ошибается тот, кто ничего не делает), то по отношению к ошибкам в педагогике мы не столь терпимы.

Какова цена ошибки по отношению к ребенку? Она может быть очень велика, она может стоить сломанной судьбы или даже жизни. В итоге общество само заковало школу в броню ложной безошибочности – учителя, мол, не имеют права на ошибку (а некоторые и впрямь верят в свою непогрешимость). Между тем как не бывает дыма без огня, так не бывает человека без ошибок, говорит другая поговорка. Нам всем стоит признать за педагогами общечеловеческое право на ошибку, а учителям – найти алгоритм, помогающий распознавать ошибки, и если ошибаться, то сознательно, задорно и с пользой для детей. Об этом и многом другом я подумала на мастер-классе на одноименную тему, прошедшую в рамках второго съезда учителей Москвы.Первый разворот темы – «Ошибка как заблуждение» – представил Петр Омельяненко, преподаватель обществознания школы №1241. Историк заставил задуматься над тем, могут ли заблуждаться ученые. Оказывается, еще как, они не только ошибаются сами, но и вводят в заблуждение других! Например, знаете ли вы, что такое новая хронология? Интернет доступен сейчас везде, поэтому Петр Андреевич задал поиск в Сети через большой экран, висящий в аудитории. Первая же ссылка была на соответствующую статью в Википедии о псевдонаучной теории радикального пересмотра всемирной истории, созданной группой под руководством академика РАН, математика Анатолия Фоменко.Об этой теории хотя бы краем уха слышали многие: Фоменко утверждает, что существующая хронология исторических событий в целом неверна, насквозь фальсифицирована и что письменная история человечества не прослеживается далее X века нашей эры. Стало быть,  Античности и раннего Средневековья и соответствующих государств просто не существовало, зато в Средние века была гигантская империя с политическим центром на территории Руси. Фоменко замахнулся даже на Христа: по его фантастическим вычислениям получается, что Иисус родился в 1054 году и был «дубликатом» римского папы Гильдебранда (Григория VII)!- А может быть, нам с вами тоже создать новую теорию? – ласково улыбаясь, спросил Петр Омельченко слушателей. – Например, новую арифметику?В ответ на удивленный гул ведущий мастер-класса продемонстрировал, как из 6+9 может получиться… 8. Ловким движением рук, как опытный фокусник, он совместил на экране изображение 6 и 9, при наложении и получилось искомое 8. И таких примеров можно привести достаточно.- И ведь я никого формально не обманываю, правда? – спросил Омельченко. – Но вот будет ли наша новая арифметика столь же успешно продаваться, как книги Фоменко?Аудитория решила, что все зависит от пиара, но все же вряд ли. Потому что в точных науках ввести в заблуждение публику куда сложнее, ведь их постулаты по большей части поддаются проверке эмпирическими методами. В науках, связанных с обществом, нет таких четких критериев, потому что общество стремительно развивается и многие понятия меняются или устаревают.В итоге Петр Андреевич предложил создать памятку для того, чтобы сократить вероятность познавательной ошибки для всех желающих, прежде всего учителей. Слушатели предложили много вариантов, из которых и сложились первый и второй пункты:- собрать как можно больше информации о предмете изучения;- критически относиться к источникам информации.И вот когда публика уже мысленно прощалась с первым спикером, он поднял зал и попросил размять шею. Все с удовольствием проделали несколько нехитрых упражнений, а потом получили неожиданное задание: объяснить свои действия, примерив на себя разные роли – автора бестселлера «От размятой шеи к успешной жизни» или автора научной гипотезы о пользе упражнений. В первом случае это была реклама, во втором – эксперимент. Так родился третий пункт памятки:- надо обращать внимание на смыслы, которые люди вкладывают в свои действия.А смыслы у одного и того же действия и вправду бывают разные, иногда даже противоположные.Особенно лихи в этом филологи, что и доказал на своем примере учитель русского языка и литературы школы №1205 Андрей Романов. Он признался в любви к грамматическим ошибкам (что есть неосознанное нарушение правил языка), правда, к сознательным, сославшись на авторитет классика:Как уст румяных без улыбки,Без грамматической ошибкиЯ русской речи не люблю.(Александр Пушкин. «Евгений Онегин»)В самом деле, если уж Александр Сергеевич грешил подобной вольностью, нам уж тем более разрешается… Ну иногда. В познавательных целях.Раскрепостив слушателей, Андрей Борисович попросил найти различие между схожими вроде бы выражениями «совершить ошибку» и «сделать ошибку». Подумав немного, мы согласились со словесником в том, что в них заложены разные смыслы, и совершить ошибку куда опаснее (как в случае с убийством Герасимом Муму), чем ее сделать. Первое относится скорее к ведению литературы, второе – к области русского языка.И тут ведущий мастер-класса предложил потренироваться в делании последних, то бишь написать диктант. Но не простой, а как бы неправильный.- Диктант – жутко нудная вещь, – искренне признался Андрей Борисович. – Мне самому скучно его диктовать, поэтому приходится что-нибудь придумывать, чтобы он принес и пользу, и удовольствие.Так у Романова придумался диктант… с подсказками.- Когда я объявляю детям, что буду подсказывать, они сначала бурно удивляются, потом радуются, но тут я говорю, что в одних случаях буду подсказывать правильно, в других – нет, и они затихают, – смеется учитель.Причем иногда Романов нарочно подсказывает неправильно так, что это понятно даже самым слабым ученикам. Например, про слово «узкий» он говорит: «В корне пишем «с», проверочное слово – «усы», и дети начинают улыбаться. Делает он это для того, чтобы дети научились критически относиться к любой информации (см. пункт 2 нашей памятки), даже если она исходит от учителя, не полагались на готовые подсказки и учились думать самостоятельно. Вообще-то он предлагает ребятам пройти дополнительный уровень сложности – вот что кроется за веселой и нестандартной формой.Андрей Борисович призвал вспомнить русские пословицы и поговорки об ошибках и сделать соответствующие выводы, а именно: мы должны замечать чужие ошибки, но говорить о них тактично и корректно, а свои – признавать и исправлять. Тогда вам никто лыко в строку не вставит. Итак, вот четвертый пункт памятки:- не бояться признать ошибку и исправить ее.Педагог-психолог школы №171 Михаил Кондратьев предложил сменить ракурс темы и поучаствовать в психологическом эксперименте. Объект – девушка, выходящая с тяжелым чемоданом из подземного перехода. Ей нужно заполучить в помощники, не обращаясь ни к кому конкретно, 10 человек за возможно меньшее время. Для этого она может примерить три образа (три комплекта одежды): повседневные свитер и джинсы; мини-платье и туфли на каблуках; рваные джинсы и куртку-косуху.Как вы считаете, в каком образе девушке помогут быстрее всего? Слушатели в зале и я сама сразу выдали:- Во втором образе: так девушка привлечет больше всего внимания мужчин, затем в первом образе, а медленнее всего ей помогут в третьем наряде – он слишком «хулиганский», отталкивающий.Михаил Дмитриевич покачал головой: а вот и не угадали! И прокрутил видеоролики. Оказалось, что в лидерах оказалось не мини-платье, а косуха – 22 минуты против 23! А девушке в свитере и джинсах и вовсе помогли лишь за 38 минут.- Когда мы получили подобные результаты, оказавшиеся и для нас неожиданными, то пришли к новой гипотезе: дело не в том, какой стереотип мы транслируем людям, а в том, насколько наш образ заметен окружающим, – прокомментировал ситуацию психолог.Так третий ведущий мастер-класса подвел собравшихся к психологическому понятию «установка» (по одному из определений, это влияние наших знаний, представлений и прежнего опыта на восприятие человека). Ведь действительно, в данном случае сработали наши стереотипы восприятия. И именно наша установка стала причиной ошибки.В педагогике в этом контексте говорят об эффекте Пигмалиона. Кондратьев привел в пример известный эксперимент: психологи передали педагогам список детей, чей интеллектуальный уровень имеет шанс вскоре повыситься, и спустя год оказалось, что учебные результаты этих школьников и впрямь улучшились. Сработала установка – в данном случае позитивная, и уже не важно, что в список ребят отбирали случайным образом.Этот пример помог сформулировать последние пункты памятки:- ситуацию нужно рассматривать с разных точек зрения и учесть как можно больше контекстов;- к детям следует относиться с позитивной установкой. Это как презумпция невиновности: если мы не знаем, какой «знак» ставить в отношении ребенка, ставьте знак «+».Последнее замечание утонуло в аплодисментах, которыми, конечно, наградили всех ведущих мастер-класса: последний ведь оказался не только интересным с точки зрения фундаментальных понятий, но и познавательным и, как принято сейчас говорить, практико-ориентированным.- Я лично многое для себя конкретного почерпнула из мастер-класса литератора Андрея Романова, – поделилась своим мнением в кулуарах учитель русского языка и литературы Елена Нечаева. – Но и другие спикеры натолкнули на важные мысли, подтолкнув пересмотреть многие стереотипы, взглянуть на привычные вещи с неожиданной стороны.- И памятка опять-таки очень полезная вещь, вот приедем домой, выведем ее на листочек и повесим в классе, чтобы поменьше ошибаться, – дополнили комментарий к мастер-классу другие учителя.В самом деле, оказалось, что ошибка не так страшна, как ее малюют. И она вполне может стать способом обучения.ПамяткаДля того чтобы сократить вероятность познавательной ошибки, нужно:    собрать как можно больше информации о предмете изучения;    критически относиться к источникам информации;    обращать внимание на смыслы, которые люди вкладывают в свои действия;    рассматривать ситуацию с разных точек зрения и учесть как можно больше контекстов;    относиться к детям с позитивной установкой;    не бояться признать ошибку и исправить ее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте