Согласно мировой статистике, 85% школьников главной целью посещения школы называют общение со сверстниками. Сегодня даже первоклассники имеют при себе мобильный телефон, смартфон или еще какой-нибудь гаджет, позволяющий им постоянно находиться на связи с друзьями и родителями. Может показаться, что дети уже достаточно знают, и нам не нужно тратить время на обучение и закрепление навыков пользования ИКТ.
Да, сегодня большинство детей разбираются в информационных технологиях лучше, чем мы, взрослые. Однако они не всегда понимают, каким образом можно использовать современные технические средства для расширения горизонтов, повышения уровня владения всеми предметами, и, в частности, английским языком. Удивительно, но факт: даже умудренные жизнью подростки в основном используют для виртуального общения только свой родной язык. Почему важно объяснять школьникам возможности всемирной сети как инструмента для общения и сбора информации, почему необходимо стимулировать их интерес, знакомить с сайтами на других языках? Причин много. Назовем самые важные.
Психологи и социологи давно установили, что двуязычные дети развиваются быстрее, добиваются больших успехов в жизни. В идеале все наши школьники должны быть двуязычными, ведь они начинают изучать иностранный (обычно английский) язык в младших классах. Однако проучившись в школе 11 лет, многие выходят в жизнь, так и не научившись свободно говорить на другом языке. Значит, у нас не все благополучно обстоит с методиками преподавания, с учительским составом.
Однако любой желающий может найти нужную информацию в интернете. Сегодня существует много высококачественных образовательных сайтов, которые бесплатно предоставляются современные материалы, аудио и видео для любого уровня. Я уж не говорю о популярном среди молодежи сайте YouTube, где можно найти буквально все. Достаточно лишь набрать в строке «Поиск» интересующую тему.
Сравнивая различные способы освещения одинаковых событий, мы обучаем детей критическому мышлению, заставляем их задуматься о жизни в целом. Подростки с удовольствием обсуждают политические события, культуру и литературу, жизнь знаменитостей, мир животных.
Есть другая большая проблема, требующая внимания. И здесь я сделаю небольшое лирическое отступление. В детстве я как-то залезла высоко на сосну, повисла на большой ветви и с восторгом обозрела окрестности. А потом посмотрела вниз – и поняла, что не сумею спуститься! Кто-то из соседок позвонил на работу моему отцу. Он примчался и прямо в костюме с галстуком мгновенно взобрался на дерево, что потрясло мое воображение сильнее, чем вид сверху. Сначала он велел мне перебраться к нему на спину, потом быстро спустился вниз, поставил меня перед собой и тихо сказал: «Запомни! Прежде, чем куда-то залезть, проверь, сумеешь ли вылезти!» И я запомнила.
Войдя в очередной раз в интернет-кабинет школы, я увидела, как двое подростков, хохоча, тыкают пальцем в экран компьютера. Оказалось, они взломали школьный сайт и пририсовали бороды и усы на фотографиях директора, завуча и всех нелюбимых учителей. Боюсь, первая реакция у меня оказалась совсем не педагогичной. «Почему вы не пририсовали усы мне?!» Мальчики посмотрели на меня так, как будто бы я сказала неимоверную глупость, и ответили: «Кто же будет вам пририсовывать?! Вот ей…» Я спросила, знают ли они, как вернуть все в нормальное состояние, и тут-то они понурились. Оказалось, не знают. Я повторила бесценный совет моего отца и пошла общаться с дирекцией. Мы решили не вызывать в школу родителей, потому что неизвестно, какие меры наказания могут ожидать умников дома. Пригласили консультанта – специалиста по ИКТ, оставили ребят после уроков в школе, и они поработали над сайтом вместе со взрослым. Урок получился хороший.
Любой учитель, любой родитель знают универсальный ответ на все вопросы, особенно характерный для подростков. «Кто тебе позвонил? – Никто. Что тебе написали? – Ничего». Бесполезно спрашивать детей, почему они сделали то или это, они реально не могут ответить. Подросток вломился в базу данных Пентагона просто потому, что сумел это сделать. А вот каковы последствия, что будет дальше, он просчитать, продумать не способен. Видимо, нам стоит обратить внимание на двустороннюю проблему использования ИКТ в образовании. С одной стороны, нужно учить пользоваться техникой как инструментом для получения и закрепления новых знаний по всем предметам, в том числе пользуясь своими (в идеале) постоянно растущими познаниями в иностранном языке. С другой стороны, прежде, чем что-либо делать, нужно подумать о последствиях и проверить, умеет ли школьник исправлять цифровые ошибки.
Международные проекты – прекрасный способ вовлечь весь класс в полезную активность. Начинать можно с обмена электронными посланиями. Международные организации предлагают массу проектов для учеников всех уровней, учитывая различные интересы. Обычно проект рассчитан на одну-две четверти или на весь учебный год. Необходимость соблюдать график очень дисциплинирует. Школьники пишут эссе, создают собственные интернет-страницы, читают труды своих сверстников из других стран. Работа над проектом помогает развивать и закреплять традиционные навыки и умения; кроме того, возникает понимание необходимости изучать иностранный язык и использовать его как важный инструмент общения со всем миром.
Полезные сайты:
Google.com
YouTube.com
The freedictionary.com
IEARN.org
Teachingenglish.org.uk
Нина Коптюг, кандидат филологических наук
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.
. The freedictionary.
Комментарии