search
main
0

Дидактика

Чем смазать телегу?

огда Льва Николаевича Толстого спросили, о чем роман “Анна Каренина”, он ответил, что ему придется пересказать каждую страницу. В хорошей книге важны подробности. То же самое можно сказать и об интересном учебнике.

Книга “Современная дидактика”, которая вышла в Новокузнецке (автор Виталий Кузьмич Дьяченко), – двухтомник. Первая часть – “Содержание и формы организации обучения” – начинается с острого вопроса: “В чем сущность мирового кризиса образования?” Того самого кризиса, который разразился в западных странах еще в шестидесятых годах. А в октябре 1967 года собрал в США международную конференцию. Как удивительно похожа та ситуация на нашу сегодняшнюю. Качество образования падало, росли второгодничество и перегрузки учителей и учеников… Меж тем бросалась в глаза беспомощность управленческого аппарата. Издавались приказы и указы, вводились инновации, совершались перестановки кадров, а школа пробуксовывала. Американский исследователь Ф.Кумбе и его Международный институт стратегии и планирования образования пришли тогда к выводу, что кризис вызван четырьмя причинами: резко возрос интерес народа к образованию (школы же не смогли удовлетворить его), не было денег, да и сами школа и общество страдали инертностью, нечувствительностью нового… Дьяченко не соглашается: это были не причины кризиса, а лишь сопутствующие ему факторы. Гораздо ближе к истине, по его мнению, один из заместителей генерального директора ЮНЕСКО, который некогда высказался: “В области обучения мы сталкиваемся с допотопной технологией, которая пожирает средства, не принося дохода… Методы обучения и приемы заучивания… напоминают ржавую скрипучую телегу”. Приемы эти: зубрежка (иначе говоря, стремление запомнить без понимания смысла), поспешное и бессистемное заглатывание материала. Итак, чем же смазать телегу?

Прежде чем ответить на этот вопрос, Дьяченко предлагает разобраться: что же такое сама эта “телега”? Сегодня она представляет собой простенькое устройство типа ГСО – групповой способ обучения, грубо сколоченную классно-урочную систему. Это и есть единственная причина кризиса образования, считает автор учебника. Возникает естественный вопрос: почему?

Разберем “телегу” на дощечки и посмотрим, что же они собой представляют. Многие педагоги и ученые-дидактики – М.Скаткин, М.Махмутов, Н.Сорокин, Ю.Бабанский и другие – считали и считают, что наиболее важны в уроке его психологические моменты. С этой точки зрения наша “телега” – вряд ли предмет осязаемый и вполне может не существовать в реальности, скорее в наших мечтах и мыслях. Дьяченко придерживается другого взгляда на обучение. По его мнению, обучение, которое является одной из центральных категорий дидактики, – не столько “вооружение детей знаниями”, не столько “общение”, “труд” (как считал американский педагог Д.Дьюи) или “познание”, не столько передача “социального опыта”, сколько материальный процесс. Как странно думать, что многие годы эта мысль не признавалась в ученом мире. Меж тем, считает автор учебника, материальность “телеги” – тот самый фактор, без которого невозможно “телегу” отремонтировать или перестроить по-новому. Если признать, что обучение не материальный процесс, значит, дидактика не строгая наука, и ее вообще не следует изучать. Не существует же такой науки в США – там она заменена на педагогическую психологию, и ничего, американцы выбрались из своего педагогического кризиса шестидесятых. Если же обучение – процесс материальный, значит, физический и, как всякий физический процесс, может быть вполне точно описан языком математики. Значит, его можно усовершенствовать, изучить законы, по которым он работает, заглянуть в его историю и будущее. Такой именно путь и предлагает автор учебника.

Но так ли уж важны эти подробности? Важны, отвечает Дьяченко, потому что отсутствие теории обучения приводит в школе к неразберихе и разноголосице новшеств, к манипуляциям с учебными программами и планами, переводу учащихся с двойками из класса в класс, к ориентации всех студентов на индивидуальные занятия, то есть к шараханью в крайности.

Не признавая материальность “телеги”, ее, однако, пытаются усовершенствовать путем прибивания к ней новых предметов. Например, логики. Забывая о том, что был уже такой опыт в сороковых-пятидесятых годах. Логику изучали все выпускники. Считалось, что от этого они станут мыслить логичнее. Не стали. Не стали ученики и глупее оттого, что логику из программы убрали. Потому, считает Дьяченко, что эстетическое и умственное воспитание – это все-таки физический процесс. И сколько бы лет дети ни изучали иностранный язык в школе, они не будут его знать, если он будет преподаваться кое-как, без математически выверенной методики.

Итак, дело не в обьеме знаний, которые получает ученик в школе, не в изобилии учебных предметов, а в ГСО. Автор предлагает отказаться от группового способа обучения и перейти на КСО – к коллективным формам. Вспомним, например, учебник математики для пятого класса Э.Нурка и А.Тельгмаа. Сегодня весьма распространена форма работы с учебником по карточкам. Дело хорошее, карточки позволяют работать в сменных парах, но ведь учителю потребуется сделать для всего класса от 6 до 10 тысяч таковых! Усовершенствуя “телегу”, стоит ли забывать об удобствах учителя – он ведь тоже на ней едет? Анализируя многие педагогические технологии, Дьяченко с увлечением рассказывает о манском опыте, из которого потом вырос красноярский эксперимент. Суть его в том, что учитель обьясняет новый материал не всему классу, а лишь сильным ученикам. Сделать это гораздо проще. Затем знания распространяются по цепочке, в группах по два-три человека. Учителю остается сформулировать вопросы и цель занятий. Как показывает эксперимент, практически не остается таких детей, которые бы не поняли материал. Ведь его приходится пересказывать своими словами товарищам… Не поймешь сам, не обьяснишь. Дьяченко пишет о том, с каким энтузиазмом работают школьники в группах. И работают все. Лангепасский вариант этой технологии предполагает, что первоначально не учитель обьясняет этот материал, а ребята сами изучают его по учебнику. Кроме того, опыт показывает, что самостоятельно разобраться в материале не могут лишь те ученики, у которых вообще потерян интерес к знаниям или которые потеряли нить знаний несколько месяцев назад. Ну а если сместить время изучения материала сильными и слабыми учениками? Оказывается, успех достигается быстрее. Сильные начинают помогать слабым.

Это лишь одна из многочисленных подробностей учебника. По названию глав можно понять, что сделана попытка создания теории обучения. “Противоречие в целях обучения и воспитания”, “Противоречие в характере деятельности учащихся”, “Противоречие между темпом обучения и способностями”, “Противоречие в структурах общения и передовой педагогический опыт”… Сделана добросовестная попытка создания проблемного живого учебника. Потому-то он и читается как роман.

Ирина РЕПЬЕВА

Физика

Хайям, Басе

и закон Ома

звестно, что усвоение изучаемого материала в значительной мере зависит от того, насколько педагогу удается пробудить в ребенке интерес, заставить его думать, творчески работать в школе и дома. Чтобы активизировать внимание детей на уроках физики, можно применять отрывки из произведений художественной литературы, где ярко, образно показаны физические явления. Однако пособий с такими материалами в арсенале учителя физики практически нет. Книга С.А.Тихомировой “Дидактический материал. 7-11. Физика в художественной литературе” (М.: Просвещение, 1996) дает широкий спектр возможностей использования “лирики” при изучении точной науки.

Пособие включает фрагменты из литературных произведений, в которых отражены те или иные физические явления. Эти отрывки служат своеобразными условиями для сформулированных к ним физических вопросов и задач. Дидактический материал структурирован в соответствии с основными разделами предмета.

Книга красочно оформлена, иллюстрирована сюжетными картинками.

“Физика в художественной литературе” развивает образное мышление, фантазию, столь необходимые любому настоящему ученому. Физические явления, увиденные писателем под неожиданным углом, живо и наглядно описанные, обогащают и дополняют сухое академическое повествование традиционных учебников.

Нынешним детям книгу все чаще заменяют телевидение, видеофильмы, причем далеко не всегда с положительным воспитательным эффектом. Вместо развития творческих качеств личности происходит ее размывание, приспособление к некоему “среднему уровню”. В пособии С.А.Тихомировой среди цитируемых авторов – в основном мастера слова, известные широтой и глубиной своих философских взглядов, энергией и силой творческой мысли: Пушкин и Толстой, Гете и Ломоносов, Басе и Хайям, Платонов.

Книга будет полезна как начинающим учителям, так и преподавателям с большим опытом работы.

Петр САМОЙЛЕНКО,

доктор педагогических наук, профессор

Учителю на заметку

NB!

В Издательском доме “Генжер” вышли “Разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс”. Авторы М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк.

Дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся по всем темам курса алгебры 9-го класса.

Они составлены в трех вариантах, отличающихся по уровню сложности заданий. Вариант 1-й ориентирован на достижение учащимися обязательного уровня математической подготовки. Для многих упражнений даны указания, пошаговые инструкции, образцы решения, некоторые данные для самоконтроля. Вариант 2-й обеспечивает постепенный переход от заданий обязательного уровня к более сложным заданиям. Вариант 3-й усложнен по сравнению с вариантом 2-м как в техническом, так и в эвристическом плане. В книге есть задания, требующие творческого подхода и свободного оперирования изученным материалом.

NB!

Издательство “Просвещение” выпустило новые учебники по иностранному языку:

* И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева. “Английский язык” – учебник для V класса школ с углубленным изучением иностранного языка, являющийся основой комплекта, в который входят также “Книга для чтения”, “Книга для учителя”, “Рабочая тетрадь” и звуковое пособие.

* “Счастливый английский 3” (авт. коллектив под руководством В.П.Кузовлева, работавший совместно с Британским советом) – учебник базового курса, рекомендованный Министерством образования РФ для 8-го класса общеобразовательных школ. В комплект входят “Книга для чтения”, “Книга для учителя”, “Рабочая тетрадь” и аудиокассеты.

* Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина “Синяя птица” – “Сборник упражнений. Чтение и письмо” – одно из основных компонентов учебно-методического комплекта для учащихся 6-го класса общеобразовательных учреждений.

* К.Л.Гузеева, Т.Г.Трошко “Справочные материалы” (книга для учащихся). Содержит разделы, посвященные фонетике, графике, правилам чтения, лексике, морфологии, синтаксису и пунктуации. Материал изложен на русском языке, а примеры на английском даны с переводом.

NB!

Издательство “Просвещение” подготовило новые учебники по зарубежной литературе.

“ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. СРЕДНИЕ ВЕКА” и “ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ”. Автор книг И.О.Шайтанов. Пособия адресованы старшеклассникам. В них дан широкий контекст культуры и искусства Западной Европы. Книги содержат одновременно элементы справочника, хрестоматии и практикума. В них не только сведения о том или ином жанре или писателе, но и образцы анализа художественных произведений, а также вопросы, по которым учитель вместе с учениками могут проанализировать произведения самостоятельно.

В книге “Зарубежная литература. Средние века” раскрываются все жанры средневековой литературы: героический эпос, провансальская лирика, рыцарский роман, народная драма. В ней представлены образцы анализа классических программных произведений (“Песнь о Роланде”, “Легенда о Тристане и Изольде”, “Божественная комедия” и т.д.)

Книга “Зарубежная литература. Эпоха Возрождения” знакомит с сонетами Петрарки, новеллами Боккаччо, трагедиями Шекспира. Структура пособия довольно проста. Первый раздел характеризует общественно-эстетическое содержание эпохи, знакомит с крупными историческими явлениями и художественными открытиями (прежде всего в литературе), каждая глава сопровождается краткими комментариями, вопросами для самостоятельной работы учащихся. Второй раздел представляет основные литературные жанры эпохи: сонет, новелла, роман. Третий раздел посвящен индивидуальному творчеству наиболее известных писателей. В небольшом очерке рассказывается о биографии автора, предлагается текстуальный анализ его прозы или поэзии.

Пособия сочетают материал учебника и хрестоматии и рекомендованы Министерством образования РФ.

Растите духовно и помогайте расти другим. В этом вся жизнь.

Лев ТОЛСТОЙ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте