«Мы говорим с тобой на разных языках. Все буквы те же, а слова чужие. Живем с тобой на разных островах, хотя в одной квартире», – писала 8-летняя Ника Турбина своей бабушке. Всегда ли понимаешь того, кого любишь? Возможно ли проникнуть в помыслы и душу другого человека, не причинив ему этим вторжением страдания, разгадать сокровенные желания именно таким образом, как ему бы этого хотелось? Умеем ли мы слышать друг друга? Почувствовать настроение и мысли самого близкого существа? Предвосхитить обиды от недопонимания? Книга «Семья. Искусство общения с ребенком. Беседы психолога» пытается ответить на самые болезненные вопросы. Сугубо личные. И весьма актуальные для каждого.
Губернатор Московской области Борис Громов в своем обращении к читателям книги называет способность к взаимопониманию чудом, особым талантом. Но он дан каждому, и взрослые вполне могут овладеть искусством понимать детей, ведь для родителей общение с их сыном или дочерью – это их жизнь.
Заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина считает, что этот научный труд – ключ, открывающий дверь в душу ребенка, и обладание этим ключом важно не только для мам и пап, бабушек и дедушек. «Общение с детьми является одним из основных компонентов профессиональной деятельности любого работника системы образования. На педагога и прежде всего классного руководителя ложится задача обучения родителей общению с ребенком. Подробная, очень конкретная, насыщенная практическими рекомендациями книга станет неоценимым пособием в их ежедневной работе».
– Это новое поступление в библиотеку классного руководителя Подмосковья, – объясняет предназначение нового фолианта министр образования правительства Московской области, доктор педагогических наук Лидия Антонова. – Такую библиотеку мы начали формировать при поддержке губернатора области Бориса Всеволодовича Громова с пособия «Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий». Учитель, воспитатель в отличие от родителей не выбирает, когда начинать воспитательный процесс: он встречается со своим подопечным в детском саду или в школе, в хоровом кружке или в спортивной секции. Независимо от возраста это уже человек, личность со своими привычками, предпочтениями, с опытом жизни. Опереться на этот опыт, исправить то, что ранее было сделано неправильно в воспитании малыша, научить его делать добро и противостоять злу, преодолевать трудности и добиваться успеха – эти задачи должен решать педагог. Решать без права на ошибку. Здесь необходимы не только любящее сердце и чуткая душа, но и профессиональные навыки.
Автор «Социальной компетентности классного руководителя: режиссура совместных действий» и редактор книги «Семья. Искусство общения с ребенком. Беседы психолога» член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ профессор Александр Асмолов задается вопросом: с чего начинается человечество?
– Вот передо мной послание, написанное на берестяной грамоте сравнительно недавно – всего-навсего в XV веке: «Пусть разгорится сердце твое, и тело твое, и душа твоя до меня». Это письмо, как и многие похожие на него документы в истории нашей культуры, подсказывает ответ на вопрос о начале начал человеческой истории. И этот ответ я формулирую лаконично и кратко: с любви. В любви происходит переплетение сердец, названное семьей. Не случайно на Руси когда-то бытовало выражение «супружество как дружество». Для того чтобы эта любовь не погасла, мы должны осознать и принять важную истину: родительство – самая трудная из профессий на «Планете людей». Суть этой профессии – выращивание человечности. А шагом на пути к освоению этой величайшей из профессий может послужить книга преподавателей МГУ Светланы Кривцовой и Екатерины Патяевой, которые делятся со всеми нами секретами искусства общения с детьми.
Комментарии