В декабре 2006 г. исполняется год как ушел из жизни главный редактор издательства «Дрофа», автор «Истории Средних веков» Максим Юрьевич БРАНДТ – человек высочайшей культуры, творческий, обладавший огромным чувством юмора, готовый выслушать и понять, дать мудрый совет и всегда тепло улыбнуться. В нем органично сочетались мальчишеский азарт и профессиональная четкость, ум, талант и душа. Наверное, поэтому и в его учебнике есть та необыкновенная магия, которая будет увлекать еще не одно поколение.
«Что мы будем изучать в этом году?», «Что такое Средние века?», «Кто и почему их так назвал?», «Если средние, то они между чем находятся?», «Средние, средние…», «Как школа… средняя», «Это промежуток», «Промеж жуток…», «Прямо жуть…» – этими репликами встретили меня шестиклассники на первом уроке по истории Средних веков. Знакомимся с учебником. Представляю автора – Максим Юрьевич Брандт. Историк, в недавнем прошлом главный редактор издательства «Дрофа» – человек мне лично знакомый, которого, к великому сожалению, год назад не стало.
Я начинаю рассказ с того, что когда-то Максим Юрьевич, будучи студентом-выпускником Московского государственного педагогического института, консультировал меня, абитуриентку Новосибирского государственного педагогического института, перед началом моих вступительных экзаменов по истории и английскому языку. Детская заинтересованность усиливается: «Вы знали Максима Юрьевича?» Отвечаю с гордостью: «Да, знала!» Восторг в глазах: «Вот это да! Знать автора учебника!»
Замечаю, что это становится для них интригой – значит курс увлечет их. Страница за страницей, от урока к уроку проживали и постигали мы учебник, который предлагал нам яркие образы, информацию о событиях, интересные факты, вопросы – проблемы, четкие карты, с любовью подобранные фрагменты источников и редкие для школы иллюстрации.
Тридцати четырех программных часов явно не хватает, чтобы изучить учебник. А мы с учениками все продолжаем и продолжаем знакомиться с ним. Мы так полюбили его, что нам не хочется переходить к чему-то другому. Время сжимается, необходимость выполнения программы задает жесткий ритм движения в материале, а нам хочется подольше поработать с иллюстрациями, внести изменения в карты и, конечно, поразмышлять над разделом «Эпоха в лицах». Ведь тогда со страниц учебника нам навстречу «выходят люди», демонстрируя свои достоинства и недостатки, заявляя свою позицию, свое отношение к миру, к происходящим событиям.
За каждой фразой учебника автор – яркий, неординарный, точный, сомневающийся, переживающий. За каждым словом – Максим Юрьевич Брандт.
Чтобы подкрепить данное восприятие и отношение к материалу учебника, хотелось бы представить один из уроков курса. К примеру, тема «Столетняя война. Век XV». На первом уроке были изучены причины, позиции и претензии воюющих сторон, ход войны и основные сражения. Обращаемся к разделу в учебнике «Эпоха в лицах». Предлагаемый второй урок по теме разработан на основе этого раздела .
Тема урока «Образ Жанны д’Арк в учебной литературе и кинематографе»
Основная проблема урока: интерпретационная противоречивость образа Жанны д’Арк в литературе и кинематографе.
Цель урока: реконструкция образа Орлеанской девы.
Отбор основных текстов для интерпретации и восприятия образа Жанны д’Арк осуществлялся в замысле новой технологии исторического образования Ю.Л. Троицкого, связанной с подготовкой документально-методического комплекса (ДМК) урока.
Документально-методический комплекс состоит:
1. Письмо Жанны д’Арк английскому королю (8 мая 1429 г.) // История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. Ч. 1 / Сост. В.Е. Степанова. М., 1988. С. 254 – 255.
2. Протоколы обвинительного процесса Жанны д’Арк // История Средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. Ч. 1 / Сост. В.Е. Степанова. М., 1988. С. 255 – 261.
3. Миниатюры. XV в. «Жанна д’Арк», «Казнь Жанны» // Брандт М.Ю. История Средних веков. М., 2002. С. 305.
4. Раздел учебника: «Спасение» //Брандт М.Ю. История Средних веков. М., 2002. С. 305.
5. Фрагмент исследования В.И. Райцеса Жанна д’Арк // Брандт М.Ю. История Средних веков: Учебник для 6 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. М., 2002. С. 307.
6. Раздел учебника «Эпоха в лицах». Жанна д’Арк, девушка из Домреми // Брандт М.Ю. История Средних веков. М., 2002. С. 308 – 309.
7. Интересное задание // Брандт М.Ю. История Средних веков. М., 2002. С. 308 – 309.
8. Запорожец Н.И.. «Францию спасет Дева» // Я иду на урок истории: Материалы по истории Средних веков: Книга для учителя. М., 2000. С.269 – 287.
9. Кадры допроса и казни из фильмов «Начало» (режиссер Г. Панфилов), «Жанна д’Арк» (режиссер Люк Бессон).
В начале урока учитель характеризует обстановку во Франции. Объясняет значимость для англичан взятия Орлеана. Акцентирует внимание на том, что именно от исхода борьбы за город зависела судьба Франции.
Учащиеся работают с картой в учебнике на с. 304. Описывают месторасположение города. Приходят к выводу, что Орлеан являлся «ключом» от той части Франции, где правил «буржский король».
Далее учитель поясняет, что спасение Орлеана было бы чудом, и это чудо явилось. Учащиеся самостоятельно знакомятся с разделом текста учебника «Спасение» (С. 305). По ходу чтения на доске выписываются основные события, связанные с деятельностью Жанны.
Следующий фрагмент урока связан с изучением «Письма Жанны д’Арк английскому королю»: «Иисус Мария! Вы, король Англии …. Отдайте деве, посланной сюда Богом, небесным королем, ключи всех добрых городов, которые вы взяли и подвергли насилию во Франции. Она пришла сюда от Бога, чтобы потребовать обратно королевскую кровь….
Если вы, король Англии, не сделаете так, то я беру на себя руководство войной, и, где бы ни настигла ваших людей во Франции, я заставлю их уйти волей или неволей… Я послана сюда Богом, небесным королем как его заместительница, чтобы выгнать вас из Франции… Ибо так хочет Бог, небесный король, и воля его объявлена девой».
Вопросы к тексту
1. Когда написан документ? Какие события во Франции происходили в это время?
2. Какие фразы текста свидетельствуют о том, что автор письма Жанна?
3. Кто дал право Жанне командовать французскими войсками?
4. Как вы понимаете фразу «Она пришла сюда от Бога, чтобы потребовать обратно королевскую кровь…». (Имеется в виду герцог Орлеанский, который был в плену у англичан, Жанна требует его освобождения.)
5. Кем себя считает сама Жанна?
6. Какие требования она предъявляет английскому королю?
После ответов учащихся переход к изучению протоколов допроса.
«… Эта же Жанна, преклонив колени, возложив обе руки на книгу… Клятвой обязала у нее касательно вопроса веры… Затем после такой клятвы мы у этой же Жанны спросили о ее имени и прозвище. На это она ответила, что на родине ее зовут Жаннета, а после того как пришла во Францию, прозвана Жанной… Далее на вопрос о месте рождения ответила, что родилась в деревне Домреми, которая сливается с деревней Грю, и что в деревне Грю находится славная церковь.
Затем на вопрос об имени отца и матери ответила, что отца зовут Жаком д’Арк, мать – Изабеллой. На вопрос, где ее крестили, ответила, что в деревне Домреми… Далее на вопрос, сколько ей лет, ответила, что, как ей кажется, около 19 лет…» (Текст допросов приводится в сокращении.)
Из текста допросов восстанавливается прошлое Жанны, ее привычки, привязанности, увлечения. Учащиеся дают ответы на вопросы:
1. Кто были родители Жанны?
2. Какие занятия ей нравились в детстве и юности?
3. Когда Жанна поняла, что она должна возглавить французские войска?
4. Кто поручил Жанне командование войсками?
Далее ученики работают с текстом раздела учебника «Эпоха в лицах» (с. 308 – 309).
1. Почему А.С. Пушкин назвал историю Жанны «Трогательной и поэтической»? В чем заключается поэзия этой истории?
2. Какие обвинения предъявлялись Жанне?
3. Как вы оцениваете поступок бургундцев, поведение французского короля?
4. Виден ли характер Жанны из текста допросов? Какая она? Дайте не менее пяти прилагательных, описывающих характер Жанны.
5. Как вы считаете, какие чувства испытывала Жанна, когда ей пришлось оставить родителей?
6. Реконструируйте допрос и казнь Жанны по тексту учебника.
Следующий этап урока – просмотр миниатюр в учебнике и фрагментов кинофильмов.
Вопросы к иллюстрациям и кинофильму
1. Опишите одежду Жанны по изображению на миниатюрах. Сравните изображения с костюмами актрис в кинофильмах. Что общего, что различного в них? Как вы считаете, почему?
2. Исходя из просмотренных фрагментов уточните замысел создателей фильма. Что авторы хотели «рассказать» зрителю о характере Жанны?
3. В чем отличие образов Жанны д’Арк, представленных в двух фильмах?
4. Опишите детали, звуковой фон, музыку, которую используют создатели фильмов. Какие чувства у вас вызывает просмотр этих кадров?
5. Изменилось ли ваше отношение к Жанне после просмотра фрагментов кинофильмов?
6. Если бы вы были автором кинофильма, какие кадры вы считали бы главными для понимания образа Жанны? (Придумайте не менее пяти кадров.)
7. Как бы вы предложили режиссеру снять кадры допроса и казни Жанны?
В заключение урока на доске и в тетрадях учащиеся заполняют таблицу.
Образ Жанны д’Арк в литературе и кинофильмах: внутренние качества Жанны; внешние характеристики Жанны.
Анализ таблицы дает основание каждому ученику для реконструкции образа Жанны д’Арк.
Реплики и суждения учащихся помогают перейти (при наличии учебного времени) к текстам В.И. Райцеса. Учащимся предлагается объяснить фразы: «Жанна была не такой, как все», «она хотела, чтобы король овладел своим королевством» (из текста В.И. Райцеса). Заключительная часть урока возможна как некий эпилог, в котором приводятся фразы из текста Н.И. Запорожец: «Перед каждым, кто писал о Жанне д’Арк будь то скромный хронист или ученый-историк, писатель, сценарист, прежде всего возникал вопрос: какой в самом деле была реальная девушка Жанна?»
Этот вопрос становится домашним заданием. Учащимся предлагается написать текст о Жанне д’Арк.
Недавно я рассказала своим ученикам (сейчас они учатся уже в 10 классе МОУ СОШ № 98 г. Новосибирска) о том, что работаю над статьей об учебнике М.Ю.Брандта. И в ответ услышала от них, что это был самый интересный учебник, который заставлял думать, размышлять, выстраивать собственные предположения о событиях эпохи Средневековья. «Мы все время спорили и …соглашались с ним» – вот такой вывод сделали мои ученики.
Оксана Сидорчук, Новосибирский государственный педагогический университет
Комментарии