Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова
Школьнику на заметку: что нужно сделать для бесплатного отдыха в «Артеке»
Строительство школ, выплаты кураторам, ремонт педвузов: какие поручения дал Владимир Путин правительству
Британская школьница подала судебный иск на учебное заведение из-за требований носить защитную маску
На языке школьников: ОНФ будет рассказывать об «Обыкновенных героях» в TikTok
На майских праздниках с детьми младшего школьного и детсадовского возраста чаще всего остается один из родителей
Стали известны имена школьников, победивших в конкурсе исследований «Наука для жизни»
Мультфильм 13-летней школьницы из Сибири получил награду престижного международного кинофестиваля
«Помни!»: на «Большой перемене» стартовал новый тематический месяц
Награды нашли победителей: итоги Всероссийского космического диктанта подвел летчик-космонавт Федор Юрчихин
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова Школьнику на заметку: что нужно сделать для бесплатного отдыха в «Артеке» Строительство школ, выплаты кураторам, ремонт педвузов: какие поручения дал Владимир Путин правительству Британская школьница подала судебный иск на учебное заведение из-за требований носить защитную маску На языке школьников: ОНФ будет рассказывать об «Обыкновенных героях» в TikTok На майских праздниках с детьми младшего школьного и детсадовского возраста чаще всего остается один из родителей Стали известны имена школьников, победивших в конкурсе исследований «Наука для жизни» Мультфильм 13-летней школьницы из Сибири получил награду престижного международного кинофестиваля «Помни!»: на «Большой перемене» стартовал новый тематический месяц Награды нашли победителей: итоги Всероссийского космического диктанта подвел летчик-космонавт Федор Юрчихин
Раздвигая границы

Диалог с современниками и давно ушедшими поколениями

Как его наладить?
УГ - Москва, №45 от 5 ноября 2019. Читать номер
Автор:

В XXI веке никого не удивишь сообщениями о непопулярности чтения книг, газет, журналов. Увеличение числа нечитающей молодежи совпадает по времени с бумом персональных компьютеров, компьютерных игр, веб-серфинга.

Молодежь перестает читать тексты длиннее одной страницы. Планшеты, смартфоны, телевизоры, социальные сети, контакты и чаты, Всемирная паутина – Интернет – вытесняют традиционное смысловое чтение, когда человек читал и находил в этом занятии удовольствие. Чтение сегодня рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Чтение – посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Сегодня все чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из базовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чтения и понимания.

Что же делать?
Идеально, если родители могут быть примером для ребенка в домашнем чтении, а учитель – авторитетом, человеком, который сам читает много и увлеченно, и не только профессиональную литературу. Книга способна объединять семью.
Было бы замечательно еще в дошкольных группах иметь специалиста со знанием детской литературы, детской психологии. Надо, чтобы профессионал рекомендовал родителям современную книгу, читал детям вслух, обсуждал с детьми прочитанное, приучал к бережному отношению к книге и слову. Такое чтение может сопровождаться игровыми моментами. Очень важно знать, что и как читать детям от года до шести (хотя мы все абсолютно уверены, что знаем, что и как), направлять и поощрять детское чтение, развивать будущего ученика.

Чтение и школа
Специалисты признают, что отечественной системе образования не удается решить задачу приобщения школьника к чтению. По данным исследований (Левада-Центр), интерес к чтению резко падает при переходе от начальной школы к средней. К девятому классу интенсивность чтения у школьников снижается, нарастает отношение к нему как к принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно.
Литература не входит в перечень обязательных предметов при сдаче ЕГЭ, что делает важнейший предмет второстепенным, необходимым только гуманитарию. Получается, что современному инженеру знание классической литературы ни к чему? До 1917 года русская литература не была отдельным предметом и входила в учебный курс русского языка. Тем не менее чтение было популярно. Отказ от книг, считают ученые, «негативным образом влияет на успеваемость подростков из-за отсутствия у них усидчивости и внимательности». Кроме того, этот феномен может «негативно влиять на их политическую грамотность и способность воспринимать сложные проблемы, заключают ученые. Подростки стали медленнее взрослеть – в этом уверены современные психологи».
Катастрофическое сокращение гуманитарного цикла в школах непременно принесет свои разрушительные плоды. Речь идет о навыках владения русским языком и способности адекватно выражать свои мысли. Классический литературный текст становится недоступен для понимания современного школьника. Еще в 90‑е годы прошлого века были предложены нормативы по чтению вслух и молча для каждого класса средней школы. Выпускник школы должен читать вслух со скоростью 180 слов, молча – 330 слов в минуту. По результатам исследования, в Москве средние показатели чтения молча – 160‑180 слов в минуту. Если сравнить среднюю школьную скорость чтения с объемом учебного материала, который учащиеся должны усвоить, то легко установить, что этот объем значительно превышает возможности. Квалифицированный читатель должен владеть разными скоростями чтения, пониманием текста.
Чтение – один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества. Без чтения невозможны интеллектуальное развитие и самообразование, которые продолжаются в течение всей жизни. В современном мире все более очевидными становятся тенденции смены ценностных приоритетов. Среди основных критериев оценки развития общества центральное место занимает образование. К сожалению, традиционная школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Ранее целью средней школы было дать ученику минимальный набор знаний, необходимый человеку в повседневной жизни. На сегодняшний день перед государством в сфере образования стоит приоритетная цель – обеспечить высокое качество российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Помочь современному ученику можно только совместными усилиями. Для этого стоит обратить внимание на огромный недостаточно востребованный потенциал библиотек, особенно школьных. Большую часть времени ребенок проводит в школе, и влиять на подсознание ребенка можно через книгу. Поддержка и продвижение чтения, библиотечные проекты, психологическая разгрузка, перезагрузка между основным и дополнительным образованием – все это под силу библиотечному специалисту школы. Использовать педагога-библиотекаря только как вспомогательного сотрудника школы, обеспечивающего учебный процесс (работа с учебным фондом), пожалуй, слишком расточительно.
В нашей школе библиотека радует глаз. Она светлая, современная, востребованная. Приходите учиться в нашу любимую школу, и вы обязательно встретите единомышленников, у вас появится желание найти время для чтения!

Татьяна БУРИНА,
педагог-библиотекарь школы №1564


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt