Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Классный руководитель

Диалог с московской школой

УГ - Москва, №47 от 23 января 2021. Читать номер
Автор:

Диалог как способ получения оперативной обратной связи – шаг в развитии его участников, проявление взаимной открытости и стремления к взаимопониманию. Диалог с московской школой важен для нас, ведь именно в диалоге рождается понимание того, что сегодня необходимо каждой конкретной школе для развития кадрового потенциала. Диалог помогает нам гибко реагировать на потребности школы в решении задач развития системы воспитания и социализации, находясь в постоянном поиске наиболее эффективных способов решения этих задач в интересах ребенка, семьи, общества и государства.

Временные ограничения в условиях самоизоляции не помешали нашему общению с руководителями московских школ, с заместителями руководителей по воспитанию и социализации, с классными руководителями, ставшими активными участниками проекта «Классный руководитель – руководитель класса» в московской системе образования.

В диалогах приняли участие директора московских школ, участники рабочей группы городского проекта: Наталья Андреевна Зуева, директор школы №1637, Максим Николаевич Иванцов, директор школы №814, председатель Ассоциации классных руководителей образовательных организаций, Валерий Анатольевич Тихонов, директор Школы в Капотне, Татьяна Юрьевна Щипкова, директор Романовской школы.

На вопросы отвечали и заместители директоров по воспитанию и социализации Светлана Юрьевна Артемова (школа №2123), Юлия Игоревна Максимова (школа №1155), Ирина Игоревна Ромейко-Гурко (школа №1568), Константин Борисович Урсегов (школа №2065), прошедшие или проходящие обучение по программам «Заместитель директора по воспитанию и социализации в современной образовательной организации».

Полезные отклики и рекомендации для подготовки руководителей класса были получены от педагогов, осуществляющих классное руководство и прошедших обучение по программе «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход в управлении классом»: Анны Сергеевны Артеменко (школа №2109), Светланы Владимировны Ильенко (школа №1560 «Лидер»), Лидии Сергеевны Костик (школа №1517), Аллы Михайловны Михайловой (школа №1506).

Спасибо коллегам за позитивную оценку нашей совместной работы. Именно совместной! В работе на курсах мы, преподаватели-тренеры, сознательно избегаем называть наших обучающихся слушателями. Мы коллеги, совместной деятельностью создающие условия для саморазвития и самореализации личности каждого школьника, его успешной социализации в обществе.

Спасибо коллегам за высказанные советы, предложенные рекомендации, которые в полной мере будут реализованы в новой программе для классных руководителей «Руководитель класса – ключевая фигура в обновлении системы воспитания и социализации», здесь и дальнейшее развитие управленческих функций классного руководителя, необходимых для полноценной реализации важной педагогической задачи по воспитанию подрастающего поколения, и мотивация на включение классного руководителя в разработку рабочей программы воспитания школы, и усиление методической, психологической поддержки в организации взаимодействия классного руководителя со всеми участниками образовательных отношений, ­и многое другое.

Разговор с руководителями подтвердил необходимость создания профессионального сообщества с возможностью неформального общения управленцев, организующих воспитательную деятельность в школе, и за рамками курсов повышения квалификации.

– Какова (или в чем заключается), по-вашему мнению, ключевая задача классного руководителя?

Наталья ЗУЕВА, директор школы №1637:

– Одна главная, лейтмотивная задача руководителя класса – это обеспечить успех каждого ребенка.

Руководитель общеобразовательной организации – это самый главный руководитель класса! Если директор не будет заинтересован сам, то, конечно, результат будет, но не такой, как хотелось бы. По сути, мы оба руководим коллективами: директор школы руководит взрослым коллективом, руководитель класса управляет детским коллективом, и говорить мы должны на одном языке.

У нас единые цели, общие задачи. Руководитель класса должен обладать компетенциями руководителя: командообразование, целеполагание, функции контроля, делегирования полномочий и другое. То есть без прямого включения директора школы этот процесс не будет настолько качественным, как того хотелось бы. В этом я убедилась на личном опыте.

Максим ИВАНЦОВ, директор школы №814:

– Благополучие обучающегося. Эта формулировка включает в себя и психологический климат, и прогнозируемую для каждого ученика систему ценностей, в которой он живет в школе и классе. Чтобы не было к нему не понимаемых и не принимаемых им требований, должна быть установлена структурированная история.

Необходимо содействие его жизненному успеху, подразумевающему и образовательные достижения, и неакадемические. Успешность в выстраивании межличностных коммуникаций – это тоже часть благополучия ребенка и залог его успеха. Успех я бы не стал обозначать как задачу, потому что это цель классного руководителя, это тот конечный результат, которого добивается классный руководитель.

Именно благополучие обучающегося я бы поставил как ключевую цель, включающую в себя помимо прочего и социальное благополучие, если мы рассматриваем классного руководителя в новых условиях, в рамках проекта «Классный помощник». Классный руководитель становится оператором межведомственного взаимодействия по обеспечению социального благополучия ребенка.

Валерий ТИХОНОВ, директор Школы в Капотне:

– Задача классного руководителя – прежде всего создать здоровый коллектив. Здоровый во всех смыслах этого слова. Чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. Если у какого-то ребенка есть особенности, то на этих особенностях нужно сыграть таким образом, чтобы и такой ребенок чувствовал себя в коллективе комфортно.

Татьяна ЩИПКОВА, директор Романовской школы:

– Осуществлять свою функцию формального и неформального лидера в условиях многозадачности.

– С какими трудностями вы как руководитель образовательной организации сталкиваетесь в работе с классными руководителями в условиях изменения подходов к деятельности по руководству классом?

Наталья ЗУЕВА, директор школы №1637:

– Мне, наверное, повезло, потому что с особыми трудностями мы не сталкиваемся по той простой причине, что над изменением подходов к классному руководству мы работаем довольно давно, с 2017 года в нашей общеобразовательной организации существует постоянно действующий семинар.

Мы начали с определения профессиональных дефицитов самих классных руководителей. За эти два года нам удалось наработать большой материал, касающийся «прокачки» компетенций классных руководителей и взаимообучения внутри образовательной организации. Главное – «прокачка» их работы с родителями. Самый главный страх наших классных руководителей заключался во внешних коммуникациях не столько с детьми, сколько с родительской общественностью.

Соответственно, задача любого руководителя сегодня не просто поставить задачу, а выявить профессиональные дефициты каждого руководителя класса, помочь справиться с этим либо ресурсами школы, либо за счет внешних ресурсов. Так или иначе дать руководителям класса определенный инструментарий, чтобы он смог справиться с поставленными задачами.

Условия по созданию новой программы воспитания определены Президентом Российской Федерации: предложена Примерная программа воспитания. Мы тщательно прорабатываем каждый ее раздел, в особенности раздел «Классный руководитель», непосредственно с руководителями классов, для того чтобы они понимали обозначенные в документе цели и задачи и принимали их. Поскольку без принятия качественной работы в этом направлении не будет.

Наши руководители класса являются полноценными участниками управленческой команды. Раз в две недели очно или дистанционно мы проводим семинары. В ходе семинаров классные руководители разрабатывают проекты, делятся идеями с коллегами. Такое взаимодействие всех руководителей класса осуществляется внутри образовательной организации, что очень помогает им в работе в дальнейшем.

Быть руководителем класса очень непросто. Нет одной большой хорошей пилюли, которая бы сразу помогла им стать. Допустим, ты прошел какие-то одни курсы, казалось бы, ты теперь отличный классный руководитель. Нет, этого недостаточно. Нужны опыт, постоянное самообразование, постоянное развитие. А самое главное – это желание работать с детьми и работать с семьями, а это зачастую очень сложно.

Поэтому моя задача как руководителя – все проблемы, которые возникают у классных руководителей, решать вместе и помогать каждому из них выстроить взаимодействие по тем профессиональным дефицитам, которые они для себя обозначили.

Валерий ТИХОНОВ, директор Школы в Капотне:

– Мы давно эту работу провели, давно договорились о том, что у нас меняются условия и подходы. Сейчас работаем с классными руководителями, постепенно выстраивая взаимодействие между всеми участниками образовательных отношений, в том числе и с администрацией. Есть нюансы: классный руководитель не до конца понимает особенности изменений, которые должны произойти. Но это работа с коллективом не на один день.

Проблемы остаются – это недостаточные управленческие компетенции, психологические особенности педагогов. Мы над этим работаем, ставя акцент на том, что классный руководитель должен заниматься профориентационной работой.

Татьяна ЩИПКОВА, директор Романовской школы:

– В результате многолетней кропотливой работы школы классные руководители стали понимать специфику своей работы в условиях изменения функционала и содержания. Стали понимать, что их работа предполагает выполнение и управленческих функций. Они имеют больше прав и выступают инициаторами педсоветов, сотрудничают с заместителями руководителя по различным вопросам, касающимся конкретных детей. Конечно, заместители руководителя не сразу приняли новые роли классного руководителя. Сейчас поняли, приняли.

– Как меняются роль, содержание деятельности, навыки, личностные характеристики классных руководителей в связи с происходящими изменениями в образовании?

Светлана АРТЕМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №2123:

– Классный руководитель работает в системе совместно с другими сотрудниками школы. Реализует управленческую функцию, принимая решения, инициируя какую-либо деятельность, выстраивая взаимоотношения с учителями, с родителями.

Ирина РОМЕЙКО-ГУРКО, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1568:

– Новая роль классного руководителя требует выполнения новых функций. Для этого классный руководитель должен создавать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, быть психологом.

Большая загруженность, нехватка знаний и инструментов вызывают у классных руководителей чувство неуверенности в успешном освоении новой роли. Это связано с тем, что не у всех произошло осознание того, что в системе и в команде работать легче. И очень важно, что в принятии и реализации новой роли классного руководителя необходима поддержка всего педагогического коллектива школы.

– Что дало вам обучение по программе дополнительного профессионального образования?

Светлана АРТЕМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №2123:

– Для меня выстроилось четкое понимание своей работы: нормативная база, структура, роль классного руководителя в системе воспитания и социализации школы.

Трудно выделить что-то одно. Мне было ценно все – непосредственное общение, особенно групповая работа (мы занимались очно), все щедро обменивались опытом, идеями, проблемами, находками, делились осознанием дефицитов в своей работе на фоне работы других школ, особенно в работе над программой воспитания и социализации.

Сложилось общее представление о том, что будет неизменным, а что – вариативным в программе. У нас были прекрасные стажировки в очень интересных школах.
Полученный опыт в процессе обучения дает возможность построить также модель взаимодействия коллектива в своей школе.

Ирина РОМЕЙКО-ГУРКО, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1568:

– Я осознала, что проектная деятельность, проектный подход в управлении – это мое на 100%! Мне это очень интересно! Я просто горю этой темой! Какие-то азы по проектной деятельности, какое-то представление об отдельных элементах проектной деятельности у меня были после учебы в университете. Но на практике проектами не занималась. Больше знаний получила на курсе.

Константин УРСЕГОВ, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №2065:

– Я познакомился со своими коллегами, у нас появилась площадка для обмена опытом. Всегда можно спросить, посоветоваться, что очень помогает в работе!
Привел в соответствие с требованиями нормативную базу школы по воспитанию и социализации.

Полезными были работа в мини-группах и разработка управленческого проекта. На момент моего обучения на курсе в нашей школе уже был проект по классным руководителям. Полученные знания помогли его скорректировать. Формы взаимодействия взял в организацию работы с классными руководителями.
От курсов остался только позитив. Мы продолжаем общение, взаимодействие, и это здорово!

Анна АРТЕМЕНКО, классный руководитель школы №2109:

– Сформировалось более четкое понимание функций, прав и обязанностей руководителя класса. Легче и понятнее стало, как правильно выстраивать работу с классом.

Алла МИХАЙЛОВА, классный руководитель школы №1506:

– Мне понравилась наполненность курса, не было муссирования популярных классических тем. Хотя в формате дистанционной работы мне и моим коллегам пришлось непросто! Но мы имели возможность почувствовать себя в роли своих учеников.

Светлана ИЛЬЕНКО, классный руководитель школы №1560 «Лидер»:

– Благодаря программе удалось привлечь детей к очень важным темам, которые сложно проработать классному руководителю в одиночку. Наш проект «Здоровый образ жизни», разработанный на курсах, реализован через школьный междисциплинарный внутренний проект.

Работа классного руководителя для меня стала более структурированной, в плане выполнения функционала стало проще. Мне стало легче контактировать с детьми, с родителями, быстрее регулировать возникающие конфликтные ситуации.

Лидия КОСТИК, классный руководитель школы №1517:

– Возможность сплотить и адаптировать мой 5‑й класс к средней школе. Опыт разработки и защиты управленческого проекта я использую в сопровождении проектной деятельности обучающихся.

– Изменилось ли взаимодействие участников образовательных отношений вашей школы в результате прохождения курса?

Константин УРСЕГОВ, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №2065:

– Заместитель руководителя по воспитанию и социализации создает условия для работы классного руководителя как управленца, а также предоставляет ему возможность повысить свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации и различных семинарах.

Анна АРТЕМЕНКО, классный руководитель школы №2109:

– Классные руководители осознали свою роль в работе управленческой команды школы.

Светлана ИЛЬЕНКО, классный руководитель школы №1560 «Лидер»:

– Улучшилось взаимопонимание и стали понятнее ожидания администрации от классного руководителя.

Лидия КОСТИК, классный руководитель школы №1517:

– Благодаря алгоритму взаимодействия выстроены конструктивные отношения с родителями, учениками и администрацией школы.

– Какие темы/разделы освоенной программы повышения квалификации вам кажутся наиболее ценными (или важными) для вашей профессиональной деятельности?

Светлана АРТЕМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №2123:

– Очень четкий анализ актуальности и полноты нормативно-правовой базы, содержания программ (особенно в части преемственности и дефицитов). Это помогает выявить все пробелы и недоработки в документации в своей школе. Дается конкретный перечень нормативных документов, образцов локальных актов. Полезны таблицы самоаудита.

Очень доходчиво излагается технология формулирования целей и задач программ с предельно четким алгоритмом. В разработке модели системы воспитания и социализации было учтено все – от миссии до форм работы. И на каждом этапе алгоритмы, примеры из практики.

Юлия МАКСИМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1155:

– Управленческие проекты, которые были созданы в процессе обучения и успешно прошли защиту, продолжают реализовываться. Наблюдается положительная динамика участия в образовательных проектах города, даже несмотря на дистанционный формат многих мероприятий. Классные руководители активно используют такие инструменты, как карта индивидуальной образовательной траектории ребенка, «дорожная карта» проекта для класса, алгоритм взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.

Лидия КОСТИК, классный руководитель школы №1517:

– Управленческий проект. У меня прямо по полочкам все разложилось. Что? Как? Зачем? Анализировали и выделяли общие проблемы, формулировали цель с учетом требований SMART, защищали проекты.

Светлана ИЛЬЕНКО, классный руководитель школы №1560 «Лидер»:

– Управленческий проект. Также активно использую идею интеграции воспитательного процесса в уроки.

Анна АРТЕМЕНКО, классный руководитель школы №2109:

– Раздел «Управленческий проект».

Алла МИХАЙЛОВА, классный руководитель школы №1506:

– Примерное положение о руководителе класса образовательной организации и Примерный регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации. Раздел по эффективному взаимодействию руководителя класса со всеми участниками образовательных отношений. Профилактика и решение конфликтных ситуаций.

– Что бы вы изменили в программе, в которой участвовали?

Ирина РОМЕЙКО-ГУРКО, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1568:

– У меня как у молодого руководителя недостаточно опыта в планировании. По планированию хотелось бы больше командной работы, практической работы в группе, рекомендаций от опытных коллег.

Юлия МАКСИМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1155:

– Все, что есть в программе, нужно для заместителя. Абсолютно. А особенно для тех, кто только вступает в должности. Они обязательно должны видеть всю систему.

– Какой курс, какие программы вы бы порекомендовали своим классным руководителям для совершенствования профессиональных навыков и личностных характеристик?

Валерий ТИХОНОВ, директор Школы в Капотне:

– По развитию управленческих компетенций. Им этого не хватает.

Светлана АРТЕМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №2123:

– Такой курс, который заставляет по-другому посмотреть на свою работу, помогает встроиться в общую картину трендов мирового и московского образования. Мы уже вошли в проект «Успех каждого ученика». Это дает нам возможность осознать дефициты в понимании психологии современных родителей, детей, в том числе и детей с ОВЗ, а также совершенствовать навыки взаимодействия с ними.

Лидия КОСТИК, классный руководитель школы №1517:

– Курсы, освещающие вопросы повышения познавательной мотивации у детей, а также улучшающие знание актуальной нормативно-правовой базы.

Юлия МАКСИМОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1155:

– Важные и ценные ресурсы, которые предлагают город и МЦРКПО. Например, недавно был анонсирован «Тренажер для классного руководителя». Я обязательно хочу записать на него наших классных руководителей, чтобы они прошли тестирование на тренажере.

Алена ТИМАШОВА, начальник отдела МЦРКПО; Ольга ПОКОСОВСКАЯ, эксперт МЦРКПО; Валентина БАРЦЕВИЧ, эксперт МЦРКПО; Елена ТОКАРЕВА, эксперт МЦРКПО


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt