Мне давно хотелось поговорить с моим учителем, руководителем Школы журналистики, которая работает на базе школы №460, Александром ЧУВАШИНЫМ о том, что такое наставничество. И это удалось!
– Александр Валентинович, мы по-настоящему увлечены нашими занятиями по журналистике, а можно ли сказать, что наша деятельность в тренде?
– Медийное образование сегодня самая динамично развивающаяся составляющая предпрофессионального образования. И объясняется это стремительным ростом объема, структуры, средств, скорости коммуникаций и необходимостью обеспечения учащихся качественным и своевременным медийным образованием и медийной культурой.
Такая динамика роста количества медиаклассов, а также детских журналистских объединений, школьных теле- и радиоцентров, редакций характерна не только для Москвы, но наблюдается и по всей стране. Я это говорю не понаслышке, так как в сентябре принял участие в работе XVII Всероссийского открытого фестиваля-форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг»-2022 во Всероссийском детском центре «Орленок», который собрал рекордное количество (более 400) участников, юных журналистов со всех регионов страны. На фестивале-форуме были подведены итоги творческих проектов, представлены лучшие работы юных журналистов, передовые российские и зарубежные практики проведения питчингов, тренингов, семинаров, видеопоказов. Также фестиваль-форум включил в себя большую образовательную программу – «Диалог поколений», «Дети выбирают знание», – по которой с мастер-классами выступили лучшие педагоги и лекторы России. И главное, что состоялся обмен интересным опытом, вышли в свет талантливые работы школьников, загорелись новые юные звездочки журналистики, стали известными интересные творческие объединения детей.
– А кто растит эти звездочки?
– Бывает, что преподавателем является журналист по образованию или, напротив, учитель-предметник. Трудность в том, что из-за бурного роста количества медиаклассов профильные вузы не успели подготовить необходимое количество педагогов. Другая трудность состоит в том, что для медиаобразования в школах нет опробованных учебных программ, методических пособий. Обо всем этом, кстати, говорили представители профессионального сообщества на XIII Всероссийской научно-практической конференции имени Ирины Жилавской «Медиаобразование 2022: современные тенденции в развитии образования», на которой были рассмотрены требования к медиаобразованию в системе высшего и общего образования, и уже принимаются меры по исправлению ситуации.
В Москве к решению этих задач активно подключаются партнерские организации. Как положительный пример – «Учительская газета» и международный проект «Пресса в образовании» «Вечерней Москвы». Профессионалы приглашают юных журналистов на обучающие курсы, мастер-классы, конкурсы, проекты, знакомят с работой корреспондентов, фотографов, редколлегией, предоставляют возможность для публикаций. Я благодарен этим ведущим и авторитетным издательствам, что они находят возможность заниматься с юными журналистами школы №460.
И еще нам повезло с другими «внештатными» педагогами и наставниками. Уже четвертый год партнерами Школы журналистики являются общественные организации: Российский союз офицеров запаса, союз женщин летных специальностей «Авиатриса», Военно-научное общество при Центральном доме Российской армии имени М.В.Фрунзе, Мемориальный кабинет-музей Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, региональная общественная организация поддержки ветеранов военной службы «Офицерский клуб», Российской союз ветеранов.
В Школе журналистики работает экспертный совет педагогов и наставников. Ученые, педагоги, писатели, журналисты, режиссеры этих организаций приходят школу и приглашают нас на свои площадки, проводят с юными журналистами практические занятия, привлекают к участию в семинарах, конференциях, выездных мероприятиях. Мы вместе пишем статьи, снимаем фильмы.
– Расскажите об этих проектах подробнее, пожалуйста.
– В этом году будет издан 3‑й том историко-библиографического сборника «Бессмертный полк моей семьи. Живая память поколений» под редакцией Эдуарда Борисовича Родюкова, руководителя экспертного совета Школы журналистики. Юные журналисты привлечены к созданию этих книг, публикуют свои работы, проводят презентации выходящих в свет изданий. Книги и другие печатные работы юных журналистов пополняют фонды библиотек Москвы, Карелии, Челябинска, Краснодарского края, а также Германии, Белоруссии, Казахстана для поддержки русского языка. В период пандемии, когда детям нельзя было выезжать на экскурсии и они находились в условиях ограничения культурного пространства, наставники от общественных организаций – художники, фотографы, академики российских и международных академий художеств – привезли в школу №460 свои уникальные работы и сделали экспозицию, подарили каталоги картин, литературу о живописи и фотоискусстве, провели мастер-классы. Дети тогда сказали: «Академики пошли в школу», и это стало мемом долгосрочного проекта, имеющего второе название – «Наставники пошли в школу». Проект рос и расширялся, включая в себя другие направления искусства, и кульминацией стало общественное признание и проведение силами Школы журналистики в Общественной палате РФ форума «Академики пошли в школу».
– А в результате это привело школьников к взаимодействию с наставниками?
– Конечно, такая работа не могла пройти бесследно. Наши юные журналисты стали победителями многих конкурсов, проектов, за последние два года премировались поездками в ВДЦ «Орленок» и МДЦ «Артек», где они хорошо себя проявили и вошли в состав творческого объединения «Юнпресс» и Лиги юных журналистов, которые возглавляет большой друг, наставник детей и молодежи доктор педагогических наук, кандидат философских наук Сергей Борисович Цымбаленко.
– Каким вы видите 2023 год – Год педагога и наставника?
– Прежде всего выражаю благодарность нашим наставникам с пожеланиями новых совместных идей и успешного продолжения уже действующих проектов. Считаю, главное, что должно произойти, – это повышение государственного и общественного внимания к сфере образования, более глубокое понимание и уважение труда учителей все страны, в том числе и учителей нашей школы №460, которые в большинстве своем являются и педагогами, и наставниками в самом высоком значении этих слов.
Ежегодно по традиции Школа журналистики в октябре участвует в мероприятиях фонда «Мир ради жизни», посвященных дивизиям Московского народного ополчения. В прошлом году был принят закон города Москвы о ежегодном праздновании 11 октября – Дня памяти Московского народного ополчения. В этом году 2 октября мы были на открытии декады памяти, посетили места формирования 1‑й, 2‑й, 4‑й, 5‑й, 9‑й, 17‑й дивизий ополчения. Был проведен выездной урок истории. Первый день декады получился очень познавательным, эмоциональным и трогательным. Школа журналистики пригласила на мероприятие учителей, родителей, ветеранов педагогического труда, школьников, в их числе и младших, пятиклассников, на пробу пера. И без забавного эпизода не обошлось. Президент фонда «Мир ради жизни» Александр Анатольевич Новиков, увидев ребятишек небольшого роста и возраста, говорит мне: «Ну ты и привел мне еще и карандашей?!» А потом после небольшой паузы добавил: «Это я по-отечески, по-доброму их так назвал. Они сейчас такие маленькие, потом возьмут в руки более серьезные ручки и другие пишущие предметы. А позже станут зрелыми гражданами, которым мы передадим ответственность за судьбу нашего города, нашей страны. И то, насколько они будут хорошо знать историю, хранить и передавать наши традиции, устои, культуру, настолько и счастливее, и радостнее будет в нашей стране».
Наверное, в этих словах есть и истина, и призвание, и большая миссия наших старших товарищей, которых мы называем педагогами и наставниками.
Андрей БОЛДОВ, ученик школы №460 имени дважды Героев Советского Союза А.А.Головачева и С.Ф.Шутова, воспитанник Школы журналистики
Комментарии