Увеличение сочетанных нарушений речевого и психического развития у наших воспитанников создало необходимость пересмотра организационно-содержательных аспектов логопедической помощи, поиска новых вариативных форм организации коррекционно-речевой работы с дошкольниками с ОВЗ.
Важнейшая цель логопедической работы с детьми с ОВЗ – развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания, для того чтобы обеспечить ребенку наибольшее понимание его речи окружающими.
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
В нашем дошкольном учреждении коррекционно-речевая работа с воспитанниками с ОВЗ дополнительно организована в рамках проектной деятельности. Эта проектная деятельность направлена на развитие связной речи детей с помощью сюжетных картинок, схем описания и мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей, обогащение словарного запаса, на развитие у воспитанников умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки, развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
Работа ведется приоритетно в групповой форме, в инклюзивной группе, в которой находятся воспитанники с нормальным физическим слухом и сохранным интеллектом одного возраста и воспитанники с ОВЗ с разным уровнем речевого развития.
Организация коррекционно-развивающего процесса в этой группе происходит следующим образом: учитель-логопед кроме индивидуальных и подгрупповых занятий проводит один раз в неделю фронтальное занятие по развитию связной речи. Занятия построены в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей.
При проведении коррекционной работы важная роль отводится речевому образцу педагога, применению разнообразных игровых приемов. На занятиях учитель-логопед использует различный иллюстрационный материал. Это помогает разнообразить формы работы, привлечь и удержать внимание детей, вызвать у них интерес к занятиям на протяжении года.
В рамках проекта «Развитие связной речи у воспитанников дошкольного возраста» обучение начинается с формирования у дошкольников навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам.
Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных картин, мнемотаблиц и отдельным сюжетным картинам. На занятиях то и дело звучит: «Покажи».
Игры и интересная практическая деятельность способствуют активизации речи, развивают понимание. Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок независимо от тяжести нарушения полноценно смог влиться в общество.
Марина ВЕРТЕЙ, учитель-логопед школы №1861 «Загорье»
Комментарии