Коллектив учителей средней школы села Балакаево Оренбургской области обратился в редакцию “УГ” с вопросом: существует ли сейчас такой тип государственных образовательных учреждений, как национальная школа? Если нет, то по какому учебному плану теперь должны заниматься общеобразовательные учреждения, где преподавание ведется на русском (неродном) языке?
На вопрос читателей отвечает ведущий специалист Департамента общего и среднего образования Министерства образования РФ Ирина КОРНУТА:
– Такого института, как национальная школа, на сегодняшний день не существует. Теперь такие школы принято называть, в зависимости от того, на каком языке ведется обучение, средними общеобразовательными учреждениями Российской Федерации с родным (нерусским) или с русским (неродным) языком обучения. Что касается второй части вопроса, то 9 февраля 1998 года в Министерстве общего и профессионального образования РФ вышел приказ “Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации”. В связи с этим, помимо базисного, были разработаны и примерные учебные планы, в которых четко указано, сколько часов отводится на изучение русского и родного языка и литературы в школах с русским (неродным) языком обучения. При проведении итоговой аттестации учителям подобных школ необходимо опираться на нормативы, установленные в этом документе.
Александр Соколов из Белгородской области попросил нас помочь разобраться в следующем вопросе: имеет ли право школьный учитель выставлять текущие оценки за четверть на основании баллов, полученных за решение отдельных заданий итоговой областной контрольной работы? Может ли служить мотивацией подобных действий корректировка реальной оценки учащегося в связи с большим количеством пропущенных занятий?
За ответом мы обратились к завучу 1018-й московской школы Римме Ковальчук, заслуженному учителю РФ. Она прокомментировала эту ситуацию следующим образом: “Поступая подобным образом, учитель нарушает норму выставления оценок, принятую в отечественной дидактике. Как правило, за любую контрольную работу выставляется одна отметка, зависящая от количества правильно выполненных заданий. Если же ученик пропустил много занятий, то преподаватель должен спросить его дополнительно по тем темам, на разборе которых он отсутствовал.
И.Д. Сорокина , педагог дополнительного образования из г. Моршанска Тамбовской области, спрашивает: как опубликовать собрание авторских работ в форме стихотворных спектаклей и защитить авторские права?
В отделе книгоиздания Министерства образования нам ответили, что прежде всего надо найти какое-нибудь издательство и заинтересовать его своей рукописью. После того как вам это удалось, все остальные заботы берет на себя издатель. Для того чтобы книга вышла с пометкой “Рекомендовано к использованию в учебном процессе” или “Допущено в качестве учебного пособия”, ее нужно представить в Федеральный экспертный совет, но этим опять же занимается издатель. Таким образом, основная работа автора – это подготовка рукописи и поиск издательства, которое захочет ее напечатать, несмотря на отсутствие финансовой поддержки со стороны министерства. Что же касается авторских прав, то подтвердить их и защитить можно в порядке, установленном соответствующим Законом об авторских правах.
Ф.П.Лычков из Читинской области попросил нас объяснить через газету, что такое мониторинг географических знаний.
Отвечает Ольга Крылова, доцент кафедры АПК и ПРО, учитель географии школы 1305 г. Москвы:
Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, в том числе и в обучении географии. (В отличие от самостоятельных и проверочных работ, которые проводятся учителями с целью контроля).
Мониторинг предполагает сравнение полученных фактических результатов качества обучения с нормой. В связи с этим возникает по меньшей мере несколько вопросов:
во-первых, что есть норма качества обучения географии;
во-вторых, что понимается под качеством обучения?
При проведении мониторинга могут использоваться и тестовые задания, но при этом многое определяется их содержанием. Сначала следует проверить усвоение теоретических знаний, а также умения применить их, потом усвоение практических умений (прежде всего картографических), и наконец, вопросы и задания мониторинга должны достаточно полно охватывать содержание каждой отдельной темы курса географии.
Екатерина КУТАЛОВА,
Ольга ФИЛИППОВА
Комментарии