Сегодня разговор идет о том, что же такое одаренность.
Есть несколько парадоксов психологии одаренности. Это прежде всего термино-понятийный парадокс: все признают, что одаренность – дар (от Бога, от природы, от родителей), но «дар» – это не научное понятие. Вслед за Б.Тепловым все признают, что одаренность не сводится к способностям, но практически вся диагностика одаренности и одаренных детей построена на оценке уровня развития тех или иных способностей. Все признают, что одаренность – это системное, и в этом смысле целостное качество психики, однако теоретические подходы к пониманию одаренности построены на разных основаниях, вследствие чего каждый подход высвечивает в одаренности только одну из сторон ее проявления, фиксирует в ней только отдельную ее часть – ту, которая соответствует теоретическим и методическим рамкам данного подхода.Налицо проблема: если одаренность не сводится ни к одному из своих феноменологических (продуктных, частных) проявлений, то правомерно ли вообще ставить вопрос о психологической природе одаренности, то есть о наличии такой психической реальности, которая лежит в основе ее разноликих проявлений, хотя и не сводится ни к одной из них? Если правомерно, то каким теоретико-методологическим требованиям должен отвечать такой подход к одаренности? В качестве такового предлагается экопсихологический подход к развитию психики, согласно которому одаренность рассматривается как процесс и продукт актуализации творческой природы развития психики в виде психических процессов (например, абсолютный музыкальный слух), психических состояний (всем известно состояние озарения «Эврика!»), такой черты личности индивида (структуры его сознания, если хотите), которая выражается в постоянной потребности в проявлении своей одаренности, которая антиципирует восприятие, мышление, переживания и поведение данного индивида («подчиняет их себе») и которая поэтому выступает ведущим фактором (стимулом) его психического развития. Отсюда следуют позиции, определяющие специфику развиваемого нами экопсихологического подхода к развитию одаренности:- одаренность как проявление творческой природы психики может присутствовать в психике конкретного человека как в актуальной форме (явная, проявленная одаренность), так и в форме возможности (скрытая и потенциальная одаренность);- актуализация творческой природы психики в виде одаренности возможна лишь при наличии природных и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме природных задатков, склонностей и способностей. Понятно, что эти условия могут как способствовать проявлению и развитию одаренности, так и, напротив, создавать внешние или внутренние барьеры для ее проявления и развития;- единицей анализа развития одаренного ребенка должна выступать ситуация развития как система, взаимодействующие компоненты которой в равной мере ребенок с его природными задатками и склонностями – с одной стороны, и с другой – семейные, образовательные и иные социальные условия;- ситуация развития одаренности должна выстраиваться таким образом, чтобы способствовать проявлению интереса и способностей, а затем превращению одаренности в ведущую структуру сознания (черту личности) одаренного ребенка. Общая логика такова: от одаренности в виде психического процесса к одаренности в виде переживания психического состояния «эврики»), от эпизодически проживаемых состояний «эврики» к превращению этих состояний в антиципирующую структуру сознания (черту личности) ребенка;- акцент практической работы с одаренными детьми смещается от диагностики одаренности и развития явной или скрытой одаренности к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики, а затем к развитию одаренности и сохранению одаренности ребенка в последующей взрослой жизни.Более конкретно речь идет о создании ситуаций развития, включающих в качестве последовательных и обязательных этапов: ситуацию безоценочного самовыражения, экстериоризации и опредмечивания индивидом в той или иной форме своего творческого психического состояния (творческого порыва). Существенно, что это должна быть ситуация проявления максимальной субъективности, которая подкрепляется только положительной оценкой со стороны других людей; ситуацию, способствующую обучению и овладению необходимыми инструментальными навыками. Здесь вектор развития меняет свое направление от экстериоризации к интериоризации, то есть к усвоению социально принятых инструментальных действий и их оценки. Следовательно, здесь должно быть сочетание как положительных, так и отрицательных оценок со стороны других людей; ситуацию, способствующую и социально подкрепляющую потребность индивида в самовыражении (опредмечивании, экстериоризации) своих психических состояний в соответствии с социально принятыми формами и критериями оценивания.Сегодня актуальны требования к образовательной среде для одаренных детей: обогащенность, напряженность, субъектность, принятие другого, открытость, исследовательские возможности, содействие проявлениям творческого потенциала и овладению учебными, допрофессиональными и профессиональными навыками, совместно распределенная учебная и внеучебная деятельность.Виктор ПАНОВ, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития Психологического института РАО, доктор психологических наук, профессор
Комментарии