search
main
0

Диагностика должна быть независимой

Еще несколько лет назад диагностику в столице проводили исключительно на репрезентативных выборках, число участников каждой процедуры составляло 3-4 тысячи человек. Сегодня за счет добровольности участия столичных школ в диагностических процедурах число участников возросло в десятки раз, например, в оценочных мероприятиях в прошлом учебном году принимали участие 24998 классов из 1463 образовательных учреждений, в течение года было проведено 684757 человеко-тестирований.

Наиболее интересным направлением стала диагностика метапредметных результатов обучения, поскольку в связи с внедрением ФГОС оценка метапредметных результатов выходит на первый план по значимости получаемых показателей. МЦКО начал разработку инструментария по оценке общеучебных умений несколько лет назад, а в прошлом учебном году уже предлагал московским школам целый спектр таких мероприятий:    диагностику познавательных метапредметных умений;    диагностику грамотности чтения;    диагностики овладения межпредметными понятиями (естественно-научный и гуманитарный циклы);    диагностику компетентности в области решения проблем;    диагностику коммуникативных и регулятивных умений в рамках проектной деятельности.Это новое направление в оценке учебных результатов завоевывает все больше сторонников среди руководителей образовательных организаций, это подтверждает постоянный рост числа участников. В 2012-2013 учебном году в метапредметных диагностиках:    среди 5-9-х классов проведены 70185 человеко-тестирований, в которых принимали участие 2884 класса из 929 школ;    в 10-х классах проведены 19166 человеко-тестирований, в которых принимали участие 763 класса из 556 школ.Диагностика предметных результатов обучения осуществляется в три этапа – стартовая, рубежная, итоговая – по всем основным предметам учебного плана: русский язык, математика, окружающий мир, история, обществознание, иностранный язык, физика, химия, биология, география, информатика и ИКТ. Предметные диагностики выстаивают трехлетним циклом, чтобы можно было проследить динамику изменения результатов по каждому предмету как в целом по городу, так и по отдельным школам. Практически все школы города активно участвуют в этом виде диагностик, включая независимое тестирование в собственную систему внутреннего мониторинга. В таблице 1 приведены данные об участии образовательных учреждений Москвы в предметных диагностиках в прошлом учебном году.Отдельным направлением выступает диагностика сопровождения введения ФГОС. В настоящее время идет введение стандарта второго поколения в начальной и в основной школе, в прошлом году в этом процессе были задействованы 1 и 2-е классы всех школ Москвы, а также 3 и 5-е классы школ, участвующих в пилотном проекте введения ФГОС. По этому направлению складывается система, состоящая из эффективного сочетания независимых диагностик и процедур внутреннего мониторинга по единым региональным измерительным материалам. В прошлом учебном году проводили такие мероприятия:    изучение готовности первоклассников к обучению в школе;    мониторинг достижения планируемых результатов обучения в начальной школе (1, 2 и 3-е классы) по русскому языку, математике и чтению в рамках внутреннего мониторинга ОУ;    мониторинг метапредметных результатов обучения в 5-х классах;    мониторинг достижения планируемых результатов обучения в 5-х классах по русскому языку и математике в рамках независимой диагностики, а также по биологии, географии, истории, литературе, иностранному языку в рамках внутреннего мониторинга ОУ.В таблице 2 приведены данные об участии московских школьников в этих видах диагностик.Результаты всех диагностик определяют отдельно по каждому заданию, группе заданий, проверяющих один и тот же элемент, содержание или одно и то же умение. При этом анализ результатов проводят на нескольких уровнях:    индивидуальные результаты каждого учащегося;    результаты класса или школы в целом;    результаты по каждому округу и по всей выборке участников диагностики в городе.По итогам выполнения обучающимися тестовых заданий специалисты МЦКО готовят аналитические формы по результатам каждого ученика, класса, образовательного учреждения и размещают их в личных кабинетах образовательных учреждений и личных кабинетах обучающихся в Московском регистре качества образования. Кроме того, специалисты окружных управлений образования получают через систему МРКО обобщенные данные по участию образовательных учреждений округа в диагностических мероприятиях и их результатах.На сайте МЦКО размещают рекомендации для администрации и учителей по проведению анализа результатов диагностик в образовательном учреждении и аналитические отчеты по обобщенным результатам каждой диагностической процедуры.По результатам каждой диагностической процедуры разрабатывают рекомендации по совершенствованию процесса обучения. Подчас они могут касаться частных вопросов изучения, например, какого-либо элемента содержания или формирования какого-то предметного умения, но практически во всех рекомендациях по результатам прошлого года особое внимание уделяют формированию метапредметных результатов на каждом из предметов. Как показывает анализ результатов независимой диагностики, именно эффективностью освоения учащимися наиболее общих учебных умений обеспечивается и академическая успешность изучения различных предметов.По результатам диагностик по русскому языку рекомендовано усилить внимание к коммуникативно-деятельностному подходу в обучении, который обеспечивает формирование функциональной грамотности, делает процесс обучения активным и осознанным; использованию тексто-ориентированного подхода для развития всех видов речевой деятельности в системе и взаимосвязи.По математике рекомендации связаны с необходимостью уделять больше внимания формированию таких общеучебных умений, как работа с текстом математического задания, анализ условия, «перевод» словесных формулировок математических закономерностей на язык математических символов и обратно.В рекомендациях по истории указано, что для формирования предметной исторической компетентности как интегрального качества подготовки учащихся необходимо обращать внимание на развитие познавательных умений учащихся выявлять причинно-следственные связи между событиями и фактами отечественной и всеобщей истории.Для совершенствования образовательного процесса по обществознанию подчеркнута важность освоения методик преподавания курса, нацеленных на компетентностно-деятельностный подход, использование различных приемов формирования логического мышления учащихся, что содействует развитию у них умения сравнивать, устанавливать аналогии, выявлять общее и различное, иллюстрировать теоретические положения примерами.Второй аспект, который стал общим для рекомендаций по результатам большинства диагностик, – необходимость интегрированного взгляда на изучение различных дисциплин, в наибольшей степени это касается изучения информационно-коммуникативных умений. Информатика, как известно, комплексная, междисциплинарная отрасль научного знания, по результатам различных диагностик выявлена важность интеграции предметов, активного использования информационно-коммуникативных умений в рамках преподавания различных предметов, что позволит учащимся приобрести опыт комплексного использования теоретических знаний при решении практических задач и реализовать прикладной характер информатики.Третий важный аспект, который отмечен в рекомендациях прошлого учебного года, – это необходимость усиления практико-ориентированного характера изучения различных предметов, а для предметов естественно-научного цикла еще и усиления внимания к практической части курсов. Например, в русском языке подчеркнута важность умения распознавать разнообразные грамматические явления в живой речи, применять теоретические знания в продуктивной речевой практике, в обществознании – анализирования конкретных прикладных ситуаций, иллюстрирующих теоретическое содержание курса; использования на практике поисковых методов, самостоятельного нахождения учениками материалов о социальных явлениях, их критического анализа и систематизации, в рекомендациях по географии – широкого использования заданий, требующих применения приобретенных знаний в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания, а также умения узнавать существенные признаки географических объектов и явлений в окружающей жизни. При изучении школьного курса физики рекомендовано системно использовать задания, базирующиеся на контексте реальных жизненных ситуаций, чтобы сформировать у учащихся опыт переноса и применения предметных знаний и умений в практическую деятельность и повседневную жизнь, по химии – усилить прикладной аспект формируемых химических знаний, раскрывать роль химии в познании окружающего мира, овладении необходимыми экспериментальными умениями для безопасного обращения с веществами и реактивами, умениями анализировать условия задания, осуществлять самостоятельное преобразование освоенного алгоритма решения задачи.Независимая диагностика предметных и метапредметных результатов обучения позволяет школам в течение года получать обширную объективную информацию об учебных достижениях обучающихся всех ступеней школьного образования. Это дает педагогам и администрации школ возможность принятия обоснованных решений по различным аспектам совершенствования процесса обучения.Продолжение в следующем номере «УГ-М»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте