search
main
0

Девятнадцать лет – достаточно для бессмертия Это доказал Артюр Рембо

Книга Пьера Птифиса об Артюре Рембо (М.: “Молодая гвардия”, серия “Жизнь замечательных людей”, 2000) – подробный свод сведений о поэте. Ее нельзя назвать строго научным исследованием, ибо здесь нет ни попытки осмысления творчества Рембо в контексте французской литературы, ни попытки обобщения библиографических фактов в проекции на литературное творчество, ни какой-либо другой попытки осмысления и размышлений, к которым так располагает одна из самых загадочных поэтических биографий.

Книга лишь предоставляет читателю богатый и интересный биографический материал. Это немало. Ведь если переводы стихотворений не произведут должного впечатления, то факты жизни говорят сами за себя. И простое их хронологическое перечисление само по себе убеждает нас в том, что перед нами биография великого поэта.
Жизнь, брошенная на алтарь поэзии. А ведь собственно на литературное творчество приходится от силы лишь пять лет этой жизни. Творческий путь Рембо (по крайней мере в этом убеждают дошедшие до нас рукописи) начался в 1869 году, когда поэту было пятнадцать лет, и окончился в 1873-м, когда ему было девятнадцать. Рембо ушел из литературы сознательно и добровольно. На вопрос, почему он бросил писать стихи, отвечал: “Иначе я сошел бы с ума”. Девятнадцатилетний поэт сжег свои рукописи. Он надеялся начать новую жизнь, без нищеты и мучений, без “творческого проклятия”. Однако эта жизнь не приняла Рембо. Разрыв с литературой не принес ему ни душевного равновесия, ни материального благополучия. Следующие девятнадцать лет его жизни были годами скитаний, беспомощных попыток обустроить быт, заняться коммерцией, обрести под ногами твердую почву. Все это закончилось тяжелой болезнью, приведшей к ампутации ноги и смерти в 37 лет. Лишь после нее сестра Рембо Изабель узнала из газет, что ее брат был не только коммерсантом-неудачником, но и поэтом…
Прижизненная слава Рембо была сомнительной, а его пребывание на поэтическом Олимпе – кратким. Семнадцатилетнего поэта довольно хорошо приняли в Париже, однако вскоре забыли и стали избегать, как зачумленного. Тому способствовало его экстравагантное поведение. “Слава все время была рядом, но он никак не мог с ней встретиться”, – пишет Птифис. Зато после выхода в 1895 году “Полного собрания стихотворений” Рембо (через четыре года после смерти автора) поток литературы о нем не иссякал. На сегодняшний день во Франции издано более 300 книг о Рембо. Более или менее подробной биографии поэта на русском языке до сих пор не было, если не считать небольшой книги Ж.Карре, вышедшей в 1929 году. Книга Пьера Птифиса восполняет этот пробел.
Ольга СТАРОСТИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте