Кто же в этом году избрал для себя профессию учителя и какие факультеты были наиболее востребованы, а какие, наоборот, не дождались своих студентов? Что меняется в программах высшего педобразования и каков реальный процент тех, кто после получения диплома пойдет работать в школу? Об этом наш сегодняшний разговор.
СтатфактПо данным Татьяны Ивановой, ответственного секретаря приемной комиссии Московского гуманитарного педагогического института, наибольший конкурс в МГПУ был на факультеты английской филологии и менеджмента организации на дневном отделении и факультет педагогики и методики дошкольного образования на заочном отделении.
По результатам приемной кампании еще до 28 августа был открыт дополнительный прием на математический, биолого-химический и химический факультеты, добор студентов также проводился на факультеты физики и информационных технологий, технологии и предпринимательства и музыкальный Московского педагогического госуниверситета. Согласно порталу приема статистики сайта МПГУ на технические специальности, например на физический факультет, действительно вышел недобор в среднем на пять человек.
Почему выпускники российских школ не идут в педвузы, а если и идут, то зачастую рассматривают их скорее как необходимое зло для получения «корочки о высшем», чем как возможность сеять разумное, доброе и вечное? Причем картина повсеместная. И если в регионах нежелание молодых людей связывать свою жизнь с преподаванием вечных истин можно объяснить, например, невысоким уровнем заработной платы (хотя, по уверениям местных властей, она неуемно стремится достигнуть планки «в среднем по региону»), то объяснить тем же аналогичные проблемы в столице, где зарплата педагога в среднем свыше 30 рублей в месяц, совсем сложно.
Отсутствие престижа в профессии учителя в России загадочно и непостижимо. Само слово «учитель» предполагает если не пиетет, то некоторое уважение к человеку, положившему годы на преподавание знаний подрастающему поколению. Казалось бы, есть приоритетный национальный проект «Образование», одна из целей которого – повышение авторитета роли учителя. Есть новые методики подготовки учителей в педвузах, включающие в себя информационные технологии и последние психологические исследования. Однако же согласно данным Фонда «Общественное мнение» каждый второй россиянин все равно считает, что профессия учителя не пользуется уважением. При этом, по тем же данным, претензии возникают у населения в том числе и к профессиональным навыкам педагогов. В опросе звучали комментарии: «необразованные учителя»; «если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?»; «потому что их, в свою очередь, плохо учили – и они ничему не могут научить».
Ради справедливости надо отметить, что претензии эти относились в большей степени к учителям старшего поколения. К молодым и прогрессивным, а таких, по мнению 40 процентов респондентов, все-таки большинство, в плане новых методик нареканий нет. Зато 17 процентов респондентов, напротив, уверены, что педагоги суть люди несовременные, так как «в школах работают одни бабушки» (семь процентов) низкого культурного уровня (три процента), которые боятся всего нового и работают по старинке (два процента).
Глава Минобрнауки России неоднократно цитировал статистику, согласно которой после выпуска из педвузов в преподавание окунаются только 30 процентов выпускников. Казалось бы, в школах должно хронически не хватать педагогов. Однако недавно глава ведомства отметил, что поскольку в России демографическая яма и количество школьников уменьшилось за последние десять лет с 22 миллионов до 13, то соотношение количества школьников на одного учителя у нас поистине рекордное – девять ребят на одного педагога. Соответственно, чтобы достигнуть уровня, приближенного к общеевропейскому (15 на одного), надо сократить до трехсот тысяч учителей.
Еще одна проблема вузов (и педагогических в том числе), что Россия, похоже, страна лириков. В среднем по России физику в этом году сдавали 22 процента ребят. По сути, это те, кто изначально планировал пойти в технические вузы на технические специальности. Но ведь для поступления, скажем, на факультет физики и информационных технологий МПГУ тоже нужна физика, а на математический факультет в тот же вуз – информатика. Есть при этом ряд регионов, где сами учителя уговаривали детей не сдавать дополнительные предметы, так как это в итоге может плохо сказаться на результате педагогической работы.
Вот и получается замкнутый круг – в педвузах недобор на технические специализации из-за того, что в школах эти самые технические специализации сдавать не только не агитируют, но и даже не советуют. В результате профессиональных педагогов по физике становится меньше, и соответственно еще ниже вероятность того, что в светлом будущем выпускники массово будут сдавать физику.
Комментарий специалиста
Анатолий ВОЛЫНЦЕВ, начальник учебного управления Московского городского психолого-педагогического университета:
– Все три волны зачисления резко отличались друг от друга по баллам. Самый большой конкурс был на факультетах социальной психологии и психологического консультирования. На первый, например, был конкурс даже среди целевиков – 2 с небольшим человека на место. Инвалидов и сирот в этом году у нас было раза в два меньше, чем обычно. В итоге мы получили почти стопроцентный набор. Только на специальность «теория и методика преподавания иностранных языков и культур» мы не добрали трех человек.
Преподаватели говорят, что выпускники по уровню знаний стали гораздо слабее. Я думаю, связано это с тем, что в школах перестали давать знания и начали натаскивать на сдачу ЕГЭ. Ребята не профориентированы, и им все равно, куда поступать.
Комментарии