search
main
0

Девочка с персиками. Библиотекарь из Радонежья – краевед, историк, экскурсовод, филолог

Хотя 21 год живет Галина Алексеевна Гаврилова в Хотькове и 21 год иногда просто столбенеет от здешней красоты и еще оттого, что судьба забросила ее сюда. Пять лет работает библиотекарем, ведет уроки краеведения и факультатив в начальной общеобразовательной школе № 3, но по-прежнему на любом семинаре, открытом уроке – где бы ни была, слышит: «Надо же, человек из Киргизии, а так любит наш край!» Уже и рукой махнула объяснять: это ведь не потому, что издалека она, – все же на русской культуре воспитаны.

Восемь лет назад по ее инициативе в 3-й была открыта экспериментальная площадка «». Все эти годы здесь пытаются возродить русские культурные традиции, народную культуру. Для этого создана достаточно стройная органичная система. «Ее составляющие, – рассказывает Татьяна Владимировна Туйкина, – предмет и факультатив «». Музейные уроки на их базе. Факультатив «Краеведение», кукольный театр «В гостях у Петрушки», фольклорный коллектив.Уроки по своей авторской программе ведет Галина Львовна, используя при этом сезонные игрушки – самоделки из природных материалов и обрядовые предметы, собранные ею в экспедициях по стране. Их набралось так много, что в 3-й получился уникальный, единственный в России, особенный музей – «».

Школьный вирус

Спрашиваю, а как родители-то оказались в селе Беловодском?

– Ой, вот как раз сейчас я этим занимаюсь: время, что ли пришло. Наверно, только под 50 понимаешь, какая трудная жизнь была у родителей – детей вынужденных переселенцев. Три года назад умер отец, и у меня остался вот такой коробок писем от него. Я его успела выспросить обо всем, что только могла. У отца было удивительное чувство слова, и получи он образование, стал бы настоящим детским писателем. Жаль, выразился только в письмах. А сегодня, думаю, письма, занятие своей родословной для меня – своеобразный способ выживания. Потому я в ней разбираюсь, что дом далеко. Это совсем другая республика, все живут базаром. Старенькие мама, тетя, сестра в Бишкеке бедствуют, а я даже не имею возможности их навестить. Оттого и покою нет душевного.

Биография собеседницы типичная для многих русских из Азии в 80-е. Закончила Бишкекский госуниверситет, истфак. Четыре года отработала в школе. И хотя задерживаться там поначалу не хотела, как говорится, «поймала» школьный вирус. В Подмосковье оказалась случайно, хотя в случайности не верит – приехала к подруге да и вышла замуж за местного парня. Конечно, первым делом направилась в гороно, куда ж еще. Мест не было. Устроилась в профсоюзную, потом в городскую библиотеку. «Хорошая работа, но, знаете, после школы она вообще не по мне. Можно сказать, я здесь второй университет закончила, филфак. Там работали люди с таким кругозором, обширными познаниями… А когда младшая дочь училась в 3-м классе 3-й школы, администрация попросила вести уроки краеведения. Настя школу закончила, уходит, и понимаю, что я уйти отсюда не могу», – признается Галина Алексеевна. Пришла к бывшему директору Ольге Борисовне Кузьминой: «Хочу у вас остаться». Слухами, верно, земля полнится. Видимо, уроки Гавриловой нравились. Директор сразу предложила ей писать свою программу. И снова вмешался случай. Приходит Гаврилова после каникул вести краеведение, а тут уходит школьный библиотекарь. Галине Алексеевне, профессионалу, и карты в руки – библиотека переходит ей в наследство.

– Оказалось, это просто идеальное, универсальное сочетание в начальной школе – учитель, он же библиотекарь. Теперь обе – мои любимые профессии: урок веду и выставку могу сделать, сама книги выдам, сама спрошу и проверю.

Что касается программы по краеведению, так Галина Алексеевна составила уже пять вариантов. Программа постоянно в работе. Только по Сергиеву Посаду, говорит, их можно делать несколько. По Абрамцеву и того больше.

Обнявши башню…

«Мы живем в удивительном краю, – пишет Галина Алексеевна в пояснительной записке к последней программе «Страницы истории Радонежья». – На небольшой территории Сергиево-Посадского района сосредоточены памятники истории и культуры, по которым можно изучать прошлое России с древнейших времен до наших дней… Ощущать себя частицей своего рода, гражданином своего великого Отечества – нет большего чувства защищенности для человека в любые времена, а в сегодняшние особенно… Запоминание исторического материала – не самоцель уроков. Очень важно познать, что за всеми успехами и неудачами, героизмом и предательством стоят живые люди».

Вот и Вера Мамонтова, «Девочка с персиками» для ее маленьких учеников и слушателей не персонаж, вошедший в классику мирового искусства, а их живая сверстница. Благодаря показам и рассказам педагога, отрывкам из редких книг успевают полюбить, привязаться к «картинной» девочке. Они ее просто видят. Как она, бойкая, шустрая, вечно в игре и шалостях – «атаман в юбке» «позировала» Серову, ерзая на стуле. И как через два месяца, наконец, встала и убежала, и забыла…

А получился шедевр.

И когда малыши идут в музей, они на самом деле идут в гости к Вере. Остановятся у Васнецовского портрета уже взрослой девушки. Подойдут к церкви, где ее могила, и серьезные будут стоять молча, как это бывает, когда поминают близких…

– У нас кругом живая история. Я о чем-нибудь говорю в классе, и тут же легко это подтвердить, – и Галина Алексеевна рассказывает действительно удивительные вещи. Проходили тему польско-литовской интервенции, героической обороны Троицкого монастыря: «воевали» вместе с его защитниками, переживали за крементьевских крестьян Николая Шилова и Петра Слоту, которые проникли во вражеский подкоп и взорвали его, а сами «ту же в подкопе сгореша». Пришли с экскурсией на место боев.

– Вы бы ахнули, что они сделали! – восклицает Галина Алексеевна. – Дети просто подошли к угловой Пятницкой башне – ее и хотели взорвать поляки – и все ее обняли. Башню.

И так во всем, что ни возьми. Про преподобного Сергия заговоришь (сто раз были в нашем Покровском Хотьково монастыре), и тут вдруг выясняют, что мощи его родителей в нем хранятся. Целое потрясение!

Приходили в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Прихожане подходят к раке святого, свечки ставят. Дети стоят, смотрят: раз встали в очередь. Сами. Как будто тут и были. Ну у нас же не воскресная школа, никто не занимается религиозной пропагандой. Они уже сами готовы к подобным открытиям и откровениям.

«В похвалу Сергию»

«Я была сестрой Григория Борисовича Долгорукого-Роща. Было смутное время. За стенами Троицы Сапега и Александр Лисовский, все они наши враги. Все они со своими армиями. Армию Лисовского все называют лисовочками. Я помогала брату – носила стрелы, таскала троицкий чеснок. Когда наступала конная армия, мой брат и остальные брали его и выбрасывали за стены Троицы. Да при этом еще брат мой и шутил: «Ну, вороги, угощайтесь нашим чесночком».

– Саши Петрухиной мини-сочинение «Я защитник Троице-Сергиевой обители». Какие колючки! – смеется Галина Алекссевна. И поясяет, как оправдывается:

«Краеведение у меня, конечно, на первом месте, и всю работу в эту сторону поворачиваю». Оно и понятно: каждый урок, факультатив предоставляет неограниченные возможности для сотворчества, постоянного совершенствования и поиска новых, более эффективных способов разговора с учениками о самом главном: о своих предках, о себе, своем месте в жизни.

Скажем, занятие «Поездка из Хотьково на ярмарку в Радонеж» проходит в форме игры и позволяет понять и усвоить, чем занималось местное население в XIV-XVIII веках. Подержать в руках вещи, изготовленные кузнецами, гончарами, древоделами, почувствовать их тепло – такое не забывается.

«Древний город» – обобщающий урок, полностью строится на представлениях, ощущениях детей от предыдущих встреч. Им приходится отвечать на нешкольные вопросы: «Что слышали, подъезжая к городу?» (Колокола, звон из кузницы, лай собак…), «Чем пахнет город?» (Дымом, хлебом, рекой, травой…). После таких часов рождаются целые серии особенных рисунков – «Первые жители Хотьково», «Моя прабабушка»… Всевозможные поделки: это может быть макет избы, городских стен, оружия, посуды. Аппликации: орнамент, украшение избы, одежда.

Заметим, в течение года попутно расширяется и словарный запас учеников. Идет постоянная работа со словом. (Это и подбор однокоренных: «род – родня – Родина», «город – отгородить…»). И объяснение смысла известных пословиц и поговорок. (Например, «Меж двух огней», «Как Мамай прошел» – при изучении темы «Золотая орда»). А прослушивание аудиокассет, просмотр слайдов, чтение стихов не только украшают занятия, но и приобщают детей к поиску дополнительной литературы – энциклопедий, словарей.

Многие идеи, импровизации рождаются прямо на уроке. Именно на одном из обобщающих Галине Алексеевне пришла в голову мысль о такой форме проверки знаний, как сочинение. Первыми и стали работы вокруг обороны Троице-Сергиевой лавры. Ребята оказались большими придумщиками. Макеева Маша, видимо, человек не без таланта, написала маленькие заметочки, прямо чуточные строчки, от лица бойца, монаха, крестьян и даже девушки-сиротки. «Маша, пиши, у тебя получается», – сказала ей Галина Алексеевна.

Другая девочка, Настя Боровикова, послала «маменьке» «Письмо из Троицкой обители» – оттуда ведь, как известно, во время осады весточки до адресатов доходили – от той же Ксении Годуновой, к примеру.

Идея Гавриловой понравилась: «Хорошая подсказка, в следующем году не буду давать абстрактных заданий». Кстати, сочинения пишут добровольцы: «Такое удовольствие, зачем я буду их заставлять да еще двойки ставить? – рассуждает она. – Вот еще!» Тут, пожалуй, немножко кокетничает: пишут почти все, всегда. Несколько уроков посвящены преподобному Сергию Радонежскому. А значит, эта тема включает и Куликовскую битву, и подвиг Дмитрия Донского, и творчество Андрея Рублева с его непревзойденной «Троицей» в похвалу отцу Святому Сергию».

– Иконопись – загадка для нас всех. Я сама ее еще только познаю. А смысл «Троицы» постигают всю жизнь. Но я все равно не боюсь говорить об этом с маленькими детьми. Сначала рассказываю о Феофане Греке, других авторах вариантов этого образа. Потом убираю все и выставляю на доске рублевский.

– Посидите тихо, прислушайтесь, икона вдруг запела…

Вы не представляете себе, какие они пишут сочинения на тему «Когда я вижу «Троицу»…»

«Когда я вижу «Троицу», то у меня она вызывает чувства, что начинается какая-то внутренняя свобода и не хочется думать ни о чем плохом. А свобода такая, что она даже кажется безграничной». Это работа четвероклассницы Ксении Романовой.

Ясно, что все эти работы «произрастают» не на пустом месте: знания, чувства, эмоции переплавляют в такие фразы. «Мой вывод, – говорит педагог: – Рублев свою задачу выполнил: дети XXI века чувствуют и видят то же, что дети XIV. Чудеса».

Детский народный календарь

Признаюсь, я спровоцировала героиню на этот «проблемный» разговор. Не такой она человек, чтобы жаловаться. Тем более о коллегах отзывается прямо-таки с гордостью: «Цвет Хотьково, все их знают. Александр Михайлович Мешалкин – наш бард. Гимн школы сочинил. Ведет кукольный театр «В гостях у Петрушки». Дети его обожают.

Подарок судьбы – Галина Львовна Дайн, известный искусствовед.

Восемь лет назад по ее инициативе в 3-й была открыта экспериментальная площадка «Детский народный календарь». Все эти годы здесь пытаются возродить русские культурные традиции, народную культуру. Для этого создана достаточно стройная органичная система. «Ее составляющие, – рассказывает Татьяна Владимировна Туйкина, – предмет и факультатив «Детский народный календарь». Музейные уроки на их базе. Факультатив «Краеведение», кукольный театр «В гостях у Петрушки», фольклорный коллектив.

Уроки по своей авторской программе ведет Галина Львовна, используя при этом сезонные игрушки – самоделки из природных материалов и обрядовые предметы, собранные ею в экспедициях по стране. Их набралось так много, что в 3-й получился уникальный, единственный в России, особенный музей – «Детский народный календарь».

– Растолкуйте, что за невидаль такая, – прошу Гаврилову.

– А что непонятного, – смеется. – Еще недавно, лет сто назад дети были вовлечены в жизнь взрослых. И жизнь была наполнена праздниками. Наши прадеды жили в постоянном ожидании праздника. Представьте: двенадцать церковных, а потом еще столько народных – то Троица, то Егорий… И постоянно шла подготовка к ним. И во всех праздниках, календарных и православных обрядах участвовали дети. Им отводилась особая роль. На Святках кликали колядки, встречали широкую гостью Масленицу, на Троицу завивали березку…

Кроме того, у ребят был свой собственный календарь. Были сезонные игры и забавы, игровой и обрядовый календарный фольклор. Множество скороговорок, загадок, дразнилок, приговорок.

Празднование шло долго. На ту же Пасху красили яйца, ребята ходили христосовать. Наберут крашенок и идут играть с ними. Пасхальные яйца особенно любили катать – делали лоточек-корытце и кидали с горки – соревновались, чье яйцо заденет чужое, тот и выиграл. По ведру, случалось, набирали.

А Масленицу вспомним – неделя гулянки, санных катаний. И кругом – дети. Они ее закликают, провожают – обзавидуешься. Вот мы все эти традиции, переходившие из поколения в поколение пытаемся вернуть. А сделать это можно только с помощью семьи. Поэтому Галина Львовна Дайн рекомендует взрослым в своих замечательных книгах следовать по календарному кругу, ведь потеря природных связей уносит не только физическое, но и душевное здоровье.

Напрасно все-таки Гаврилова сокрушается, что возрождение народных традиций пока что в зачаточном состоянии. В этом году по рекомендации Департамента образования 3-я школа приняла участие в федеральном конкурсе «Лучшие школы» и стала победителем областного тура в номинации «Школа этнокультурных традиций».

Хотьково, Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте