С 1 сентября 2011 года более 10 тысяч первоклассников только в Юго-Западном округе приобщились к совершенно новой образовательной среде, которая основной своей целью ставит раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.
У нас уже есть опыт работы по новым стандартам, ведь в сентябре 2010 года работа по введению ФГОС НОО была начата в 14 пилотных образовательных учреждениях ЮЗАО и предполагала мониторинг и апробацию: кадровой обеспеченности образовательного процесса в начальной школе; нормативного закрепления изменений, связанных с введением ФГОС; организации внеурочной образовательной деятельности; информационно-методического обеспечения образовательного процесса; материально-технического обеспечения образовательного процесса.По результатам апробации были сделаны некоторые выводы.Кадровое обеспечение образовательного процессаВ ходе апробации шла работа по развитию профессиональной компетентности учителей начальных классов, внедряющих новый образовательный стандарт, по таким направлениям, как: приобретение учителями начальных классов ИКТ-компетентности в работе с использованием новых образовательных технологий; освоение учителями начальных классов системно-деятельностного подхода, ориентированного на формирование у младших школьников универсальных учебных действий; освоение учителями начальных классов способов осуществления педагогической диагностики, позволяющей отслеживать динамику становления универсальных учебных действий; освоение учителями начальных классов современных методов оценки образовательных достижений младших школьников (портфолио, методов самооценки и др.); освоение учителями начальных классов способов реализации внеурочной образовательной деятельности.Результатами работы стали: развитие мотивации учителей начальных классов к повышению квалификации; отказ значительной доли учителей от репродуктивных методов и способов обучения, развитие проектной деятельности младших школьников; освоение учителями начальных классов способов проектирования рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной образовательной деятельности, духовно-нравственного воспитания младших школьников.Наиболее эффективными способами развития профессиональной компетентности учителей начальных классов пилотные школы назвали: освоение современных технологий организации образовательного процесса в составе школьных проектных групп; обмен опытом реализации стандарта в рамках районных и окружных методических объединений учителей начальных классов.Вместе с тем к числу рисков кадрового обеспечения пилотные школы отнесли: формализацию системно-деятельностного подхода, оценки качества образовательных достижений младших школьников; перенос во внеурочную образовательную деятельность учебных методов и способов работы.Нормативно-правовое обеспечениеНормативное закрепление изменений, связанных с введением ФГОС НОО в пилотных школах, шло по таким направлениям: проектирование основной общеобразовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС; приведение локальной нормативной базы школы в соответствие с требованиями ФГОС.Результатами работы стало то, что 90% образовательных учреждений, участвовавших в ведении ФГОС, подготовили и утвердили основную образовательную программу начального общего образования.Наиболее эффективными способами нормативного закрепления изменений, связанных с введением ФГОС, пилотные школы считают: определение групп условий, реализация которых требует изменения локальной нормативной документации; «инвентаризацию» документов, разработанных в ОУ, с точки зрения требований ФГОС; формирование полного перечня документов, необходимых для нормативно-правового обеспечения введения ФГОС.Вместе с тем к числу рисков нормативного закрепления изменений, связанных с введением ФГОС, пилотные школы отнесли: отсутствие единых рекомендаций по приведению нормативной базы общеобразовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС, что может привести к рассогласованию в локальных актах общеобразовательных учреждений; отсутствие четкого механизма и формы договора с социальными партнерами по организации внеурочной образовательной деятельности.Организация внеурочной образовательной деятельностиВ ходе апробации внеурочной образовательной деятельности работа шла по определению эффективной модели внеурочной образовательной деятельности. Результатом работы стало то, что 100% общеобразовательных учреждений, участвующих в апробации, нынче реализуют различные модели внеурочной образовательной деятельности.Наиболее эффективными способами организации внеурочной образовательной деятельности пилотные школы назвали: использование внутренних ресурсов образовательного учреждения для организации внеурочной деятельности младших школьников; проектирование широкого спектра программ внеурочной образовательной деятельности учителями начальных классов по различным направлениям.Вместе с тем к числу рисков организации внеурочной образовательной деятельности пилотные школы отнесли: отсутствие четких механизмов включения внеурочной образовательной деятельности в основную общеобразовательную программу; отсутствие четких механизмов финансирования внеурочной образовательной деятельности.Информационно-методическое обеспечение образовательного процессаИнформационно-методическое обеспечение образовательного процесса в пилотных школах осуществлялось по таким направлениям, как: создание в школе информационно-развивающей образовательной среды; обеспечение пилотных классов УМК, входящим в федеральный перечень учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям ФГОС; информирование родительской общественности по вопросам введения стандарта.Результатом работы стало то, что 100% пилотных школ подготовили и реализуют график методической работы по подготовке учителей начальных классов к введению ФГОС; определили в соответствии с федеральным перечнем и утвердили перечень учебников, по которым обучаются младшие школьники; организовали информирование родительской общественности по ключевым вопросам введения ФГОС (100% школ через родительские собрания, 99% школ используют для этой цели школьный сайт).Наиболее эффективными способами информационно-методического обеспечения образовательного процесса пилотные школы определили: использование школьного сайта, возможностей форумов для обсуждения вопросов подготовки к внедрению ФГОС; привлечение учащихся к использованию компьютерной техники для решения учебных и учебно-практических задач; ведение электронных журналов и электронных дневников учащихся.Вместе с тем к числу рисков информационно-методического обеспечения образовательного процесса пилотные школы отнесли недостаточное обеспечение школ новым оборудованием, устаревший фонд учебников учебной и учебно-методической литературы в школьной библиотеке.Материально-техническое обеспечение образовательного процессаМатериально-техническое обеспечение образовательного процесса заключалось в: обеспечении библиотеки или другого помещения компьютерной техникой, медиатекой, обеспечении свободного доступа учителей и учащихся к ресурсам сети «Интернет»; обеспечении кабинета начальной школы учебным и лабораторным оборудованием.Результатами работы стали: 100% пилотных школ обеспечены необходимым оборудованием: учителя имеют персональные компьютеры, подключенные к сети «Интернет», сканеры и принтеры для тиражирования материалов, все учителя начальных классов имеют свободный доступ к ресурсам сети «Интернет»; 100% пилотных школ оснащены мобильными компьютерными классами для обучающихся; 100% образовательных учреждений, участвующих в апробации, имеют лабораторное оборудование для проведения экспериментов и исследований по предметам естественно-научного цикла.Наиболее эффективными способами материально-технического обеспечения образовательного процесса для пилотных школ были: анализ имеющегося ресурсного обеспечения школы, определение необходимого ресурсного обеспечения пилотных классов; перераспределение внутренних ресурсов для обеспечения доступа младшим школьникам к необходимым ресурсам школы.Вместе с тем к числу рисков материально-технического обеспечения образовательного процесса пилотные школы отнесли отсутствие дополнительного финансирования для обновления материальной базы школы.Итоги работы пилотных школ округа в 2010-2011 учебном году стали фундаментом для разработки плана работы округа по введению ФГОС НОО в 2011-2012 учебном году. Очевидным стало то, что на базе пилотных школ округа должны быть сформированы ресурсные центры, которые станут базой для методического сопровождения и поддержки учителей, начинающих работать с новой информационно-образовательной средой и внедряющих в практику работы информационные технологии.В нынешнем учебном году помощь учителям первых классов оказывают все 14 пилотных школ округа: учителя проводят серии открытых уроков, на которых их коллеги в режиме реального времени могут увидеть, как ученики первых и вторых классов работают с мобильными компьютерными классами, цифровыми микроскопами; организованы мастер-классы по работе с новым учебным и лабораторным оборудованием. На базе 11 пилотных школ округа функционируют стажировочные площадки. Вчерашние учителя, сегодня ставшие преподавателями кафедры развития начального образования МИОО, осуществляют курсовую подготовку по направлению «ИКТ-компетентность учителя начальной школы» 18 групп слушателей. На своих занятиях тьюторы обучают учителей работе с ноутбуками Apple, которые были поставлены в каждое образовательное учреждение города, создают учебные материалы с использованием текстового редактора и редактора презентаций, цифровых фотоаппарата и видеокамеры, мультимедийных сред ПервоЛого, размещают разработанные материалы в информационной среде на портале nachalka.seminfo.ru. За этот учебный год курсовую подготовку пройдут около 1500 учителей 1-х и 4-х классов, заместителей директоров по УВР I ступени.В округе успешно работает служба тьюторской помощи, цель которой которой оказание точечной помощи образовательным учреждениям, имеющим затруднения при организации первого этапа работы с мобильными классами. Методисты лаборатории начального образования постоянно проводят мониторинг работы учителей первых и вторых классов пилотных школ в информационной среде, дают рекомендации по качественному улучшению их работы. Ежедневно обновляется информационное пространство методистов на сайте mioo.seminfo.ru, постоянно открыты форумы для организации дистанционного взаимодействия учителей и методической службы округа.Девиз современного этапа развития образования, на наш взгляд, звучит так: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами!»М.МАЙСУРАДЗЕ, руководитель лаборатории начального образования ОМЦ ЮЗОУО;Н.БАРКОВЕЦ, методист лаборатории начального образования ОМЦ ЮЗОУО
Комментарии