Во многих странах мира в последние годы наблюдается повышение интереса к воспитанию детей дошкольного и раннего школьного возраста. Детство рассматривается как инновационный потенциал человечества в целом и отдельной личности в частности.
В педагогическом колледже №6 уже два года работает сетевая ГЭП второго уровня «Развитие практико-ориентированного профессионального образования в педагогических колледжах». Ее создание обусловлено возрастающим вниманием к качеству подготовки педагогических кадров для учреждений дошкольного образования и специалистов разного уровня квалификации для работы с детьми дошкольного и раннего школьного возраста. Концепция развития практико-ориентированного профессионального образования в педагогических колледжах была представлена на обсуждение на городской НПК в прошлом году и на заседании отделения профессионального образования РАО. Бюро отделения профессионального образования РАО одобрило экспериментальную работу, проводимую НИИРПО и педагогическими колледжами города Москвы по развитию практико-ориентированного профессионального образования и рекомендовало распространение опыта сетевого взаимодействия, накопленного сетевой городской экспериментальной площадкой на базе педагогических колледжей, в отраслевые колледжи Москвы.Деятельность ГЭП второго уровня – «Проектирование практико-ориентированной модели педагогического колледжа, обеспечивающего профессиональное образование студентов и подготовку взрослого населения к профессиональной деятельности по воспитанию ребенка дошкольного и младшего школьного возраста» – позволит педагогическому колледжу занять свою нишу в системе профессионального образования России с учетом основных направлений его модернизации.Целесообразность реализации в педагогических колледжах программ прикладного бакалавриата – одно из первых положений нашей концепции развития практико-ориентированного профессионального образования. В этой ситуации очень важно ознакомиться с зарубежным опытом. Группа сотрудников московских педколледжей приняла участие в международном симпозиуме в Израиле, мы получили возможность подтвердить многие положения, представленные в нашей концепции, в том числе и по бакалавриату.Система высшего образования в Израиле вобрала в себя все положительные особенности в организации профессионального образования зарубежных стран (США, ФРГ, Англии). В нее входят университеты и неуниверситетские учебные заведения: педагогические колледжи, педагогическая школа и учительские семинарии. Все университеты присваивают выпускникам академические степени (бакалавр, магистр, доктор). Колледжи готовят специалистов в конкретных областях (техника, педагогика, искусство) и присваивают первую академическую степень (бакалавр). Программу обучения на степень бакалавра можно выполнить за три года в университете или за четыре года в колледже. Программы бакалавриата в университетах имеют академическую направленность, а в колледжах – практическую.Педагогические колледжи Израиля независимы как в академической, так и в административной сфере и ограничены только рамками своего бюджета. Несмотря на то что около 50% их текущих расходов и около 15% расходов на развитие покрывается поступлениями из государственных фондов, их нельзя назвать государственными университетами, так как плата за обучение и различные взносы студентов составляют около 15-20%, а остальная часть – поступления из благотворительных и прочих источников.Очень интересные занятия были организованы для нас в педагогическом колледже им. Давида Елина, который стал самым современным педагогическим учебным заведением в Израиле. Колледж предлагает студентам несколько академических программ: «Ранний детский возраст» (для подготовки учителей детских садов и первого-второго классов начальной школы); «Начальная и средняя школа» (подготовка учителей для работы в средней школе); «Повышение квалификации» (программа для выпускников университетов, которые обучаются в ПК 1200 часов, чтобы получить степень бакалавра педагогики и право преподавать).Колледж включает ясли, детские сады, группы первого-второго классов, действующие вместе в составе одного гибкого интегрированного отдела. Студенты израильского колледжа (как обязательный компонент формирования компетенций) оказывают услуги для детей, нуждающихся в специальном воспитании, ведут занятия с детьми, нуждающимися в коррекционном воспитании, реализуют оздоровительные программы. Эти занятия требуют много раз повторять одни те же упражнения, использовать дорогостоящих специалистов тут нерационально. В ходе волонтерской практики студенты под контролем преподавателя оказывают нужные ребенку услуги, формируют умения, входящие в профессиональные компетенции. Студенты принимают участие в консультировании преподавателями родителей детей, в разработке программы индивидуального развития, в проведении и анализе диагностики.В израильском колледже реализуется большое количество неакадемических программ в области восстановительно-трудовой терапии, для занятий с умственно отсталыми детьми и детьми, требующими специального обучения дома, для занятий в области музыкальной и художественной терапии.В Израиле нам показали интересные программы зоотерапии, направленной на решение очень большого спектра воспитательных задач для нормативных детей и на оказание при помощи домашних животных специальных услуг для детей с повышенной возбудимостью, имеющих гипертонус мышц, писхоэмоциональные нарушения и травмы.Интерес у всех участников семинара в Израиле вызвала презентация программы по самостоятельному изготовлению игрушек для умственно отсталых детей. В рамках проектной деятельности студенты на заданную тему делают дидактические пособия с учетом особенностей восприятия детей с такими нарушениями. Их изготовление требует не только хороших теоретических знаний, но и четкого представления особенностей общения с ними. В наших колледжах тоже ведутся такие занятия, и, возможно, целесообразно их выделение в специальную, отдельную программу с практическими занятиями с детьми на этих пособиях. Опыт израильской системы педагогического образования показал эффективность объединения колледжей и детских садов (детские сады выражают свою заинтересованность в таком объединении).В феврале на ГМО по технологии реализации ФГОС мы обсуждали похожий подход к формированию компетенций и практических занятий студентов с детьми. В рамках компетентностного образования традиционная система практики в детских садах недостаточна. Теперь студенты не могут на практике вырабатывать первичные умения, которые должны формировать в колледже, а на практике они должны полноценно работать и накапливать опыт профессиональной деятельности. Опыт таких практических занятий требует тщательной проработки для его использования в педагогических колледжах Москвы, мы уже начали эту работу.Учреждения среднего профессионального образования всем ходом реформ подведены к необходимости менять содержание и формы образования, ставить эксперименты, опробовать новые технологии.Наталья МИХАЙЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, ученый секретарь НИИРПО, зав. лабораторией НИИРПО
Комментарии