Испокон века среди людей, особенно среди философов, идет спор о том, что сильнее – добро или зло и как правильно отвечать на зло, вообще, как к нему относиться. Ответы неоднозначны…
Кто-то вспоминает китайского мудреца Конфуция: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло по справедливости», кто-то – христианскую заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя», а кто-то – советскую формулу «Добро должно быть с кулаками». Создатели фильма «Сила добра» – сценаристы Лолита Наранович, она же режиссер, и Константин Шабалдин, продюсер Галина Фесенко – взяли за основу три школьных рассказа – «Честное слово» Леонида Пантелеева, «Горячий камень» Аркадия Гайдара, «Юшка» Андрея Платонова – и два переложения поэм французского классика Виктора Гюго Львом Толстым – «Бедные люди» и «Сила детства». Все эти произведения пронзительны по своей правдивости, цельности и высокой устремленности к образам тех, кого принято называть добрыми и порядочными людьми, а главное, как воспитывать в детях все эти принципы.
Следует отметить, что очень вовремя взялись за такой фильм авторы, потому что современным подросткам как воздух нужны подобные вещи: увидев ровесника, который, играя в войну со старшими мальчишками в парке, не посмел даже в темноте оставить пост часового, потому что дал честное слово старшему по званию, они навсегда усвоят урок чести (писатель – Артем Крылов). А вместе с героем гайдаровской сказки про горячий камень, разбив который можно было начать жизнь сначала, они четко поймут, почему израненный в боях за Родину хромой старик (Евгений Покрамович) не воспользовался этим волшебством, так дорога была ему его настоящая жизнь.
Ну а в гениальной платоновской новелле «Юшка» как раз на одной тропе сталкиваются добро и зло: безответного чахоточного «старика» – на самом деле ему лет сорок, – работавшего помощником кузнеца, бесконечно третировали сельчане, их бесила кротость божьего человека, а более всего тайна, сокрытая в нем. Юшку (Сергей Демидов) оскорбляли, толкали, били, но никак не могли выведать, куда он уходит «в отпуск» каждое лето, на что тратит деньги. Именно этот рассказ можно было назвать «Сила добра», потому что только после смерти Юшки, которая случилась по воле «доброго» человека, сильно толкнувшего его в грудь, публика узнала, что все годы старик содержал сироту, вначале в московском семействе, потом в школе с пансионом, и вот теперь она окончила университет, стала врачом. Девушка разыскивала Ефима Дмитриевича, который впервые не приехал ее навестить летом… Работать она осталась в этом селе: лечила больных чахоткой. А юным читателям и зрителям будет о чем поразмышлять, например, над этой цитатой Платонова: «…Юшку похоронили и забыли его. Однако без Юшки жить людям стало хуже. Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство».
Рассказы «Бедные люди» и «Сила детства», переработанные Толстым из поэм Гюго, рассказывают о человеческом великодушии и милосердии, причем в таких ситуациях, когда человек совершенно неожиданно для себя оказывается способен к проявлению этих великих чувств. В «Бедных людях» рыбачка (Анна Мустина), уложив спать пятерых детей и дрожа от страха, потому что за окном разыгралась буря, ждет возвращения мужа с моря. Не в силах сидеть в хижине, идет проведать больную соседку-вдову и обнаруживает, что та мертва. Рыбачка спонтанно берет колыбельку с двумя спящими малышами и идет домой. Что-то скажет ей муж? Они сами едва сводят концы с концами… А муж (Роман Грибков), едва оставшийся в живых и не поймавший ни рыбины, услышав, что соседка умерла, отправляет жену… за ее детьми. Еще жестче ситуация в «Силе детства», где толпа горожан с криками «Убить!.. Застрелить!.. Горло перерезать!..» под прицелом ведет на площадь городового (Андрей Носков), руководившего накануне расстрелом людей (у Гюго рассказ назывался «Гражданская война»). Стороны полны ненависти друг к другу. Но неожиданно в задних рядах толпы раздается детский голосок: «Батя! Батя!.. Что они с тобой делают? Постой, возьми меня!» Крики в той стороне останавливаются, и толпа, расступаясь перед ребенком, «как перед силой», пропускает его к отцу. Тот отправляет сына к соседке, поскольку матери у него нет, и обещает прийти попозже… Крики еще раздавались, но с бесновавшейся толпой «случилось что-то совсем непонятное… один и тот же дух проснулся во всех этих за минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала: «А знаете что, пустить бы его…» Толпа расходится, человек, упав на колени, рыдает – «силой детства» побеждены все.
Кинокомпания «Катарсис» вместе с Толстым и Гюго напоминают зрителям об основных ценностях жизни, о том, что главное – в любых обстоятельствах оставаться человеком. Фильм снят в тональности лучших советских лент, и это главное его достоинство. Впечатляет музыкальное оформление новеллы «Бедные люди».
Альманах экранизаций принял участие более чем в двухстах кинофестивалях сорока стран. Отмечен призами в России, США, Великобритании, Канаде, Италии, Индии и других странах, всего более полусотни наград, включая шесть Гран-при. «Сила детства» участвовала в конкурсе кинофестиваля FILMETS в Барселоне с квалификацией Британской академии кино и телевидения. Производством картины занималась кинокомпания «Катарсис».Часть средств была привлечена с помощью краудфандинга (народное финансирование), проект поддержали более 800 человек. «Литература и кино способствуют воспитанию будущего поколения, – сказала режиссер фильма Лолита Наранович. – Для нас очень важно работать над правильными фильмами. Я хотела бы, чтобы как можно больше детей и взрослых посмотрели наш фильм, где раскрыты фундаментальные нравственные ценности». Подростки и молодежь, как утверждает статистика, часто копируют поведение героев фильмов, поэтому так важны положительные примеры. 75 процентов школьников, участвовавших в опросе, решили сделать доброе дело после тестовых показов «Силы добра», а 85 процентов захотели перечитать рассказы.
Литература стала источником вдохновения для всей команды фильма. Подобных альманахов на данный момент в России нет. Уникальность проекта и удачный подбор рассказов отмечают учителя литературы из разных регионов России, большинство из них готовы вести свои классы на просмотр «Силы добра». И если ближайший кинотеатр не возьмет фильм в прокат, педагоги могут оставить заявку, и фильм непременно покажут. Картина будет интересна не только школьникам, их родителям и учителям, но и широкому зрителю.
Комментарии