search
main
0

Детство – это страна

Я люблю этот предмет под названием “Граждановедение” уже потому, что я, например, могу задать своим воспитанникам такой вопрос: “Кто такой родной человек?”. И что вы думаете, мы докопались на одном уроке до осознания того, что родство может быть, что называется, “по крови” и “по душе”, и это большая разница. А порой бывает, что неродной человек роднее и что родство душ – вещь хрупкая, или, как писала М. Цветаева: “Родство по крови грубо и прочно. Родство по избранию – тонко”.

Проводя мини-опрос, я с радостью узнавала, что дети и взрослые солидарны в ответах на вопросы: что вас радует и огорчает? Среди радостей – хорошая учеба и поведение, похвалы, радость близких, ожидание гостей, прогулки всей семьей, помощь, просто что-то приятное, подарки, семейные праздники, прощение. А среди того, что нас огорчает, были: ссоры, непонимание, неудачи, болезнь, невнимание, молчание близких, испортившиеся отношения с друзьями.
И помня о том, что еще в средние века родилась мудрость “мой дом – моя крепость”, мы размышляли: а зависит ли прочность этой крепости от нас, 13-15-летних детей?! Ребята однозначно ответили: да! И аргументировали это так: дети – радость семьи, иногда дети могут помирить родителей, так как ради детей родители готовы на все. (Надо же, и это они знают!)
Дети могут во многих делах быть помощниками. Прочность семьи зависит от каждого домочадца.
Разговор плавно перешел к проблеме воспитания: кто кого и какими методами должен воспитывать?
Часть ребят в минуту решили проблему, отдав все полномочия родителям, другая часть “узурпировала власть” в своих руках, доказывая, что родители ровным счетом ничего не смыслят в современном мире и именно дети способны им это объяснить. И лишь в итоге дискуссии мы пришли к мысли о том, что этот процесс взаимен.
На этом уроке присутствовали родители. И тут при всем классе отцы и дети начали решать жизненно важные проблемы, делясь тем социальным опытом, которым каждый из них располагал, вспоминая самые сокровенные моменты детства.
Например, мы узнали, кому мамы пели колыбельные песни и кто собирается убаюкивать своих будущих детей нехитрой мелодией. Наташка открыла нам секрет, что вместо маминых песен у нее в детстве были папины сказки, которые он сочинял сам. А Пашкина мама призналась, что однажды дошла вот до такого конфуза: сын, слушая изо дня в день одну и ту же сказку, сказал маме: “Давай я сам тебе ее рассказу!!!”, после чего маме не оставалось ничего другого, как пойти в библиотеку!
Эти откровения, по-моему, лучший учебник, лучший путь к взаимопониманию отцов и детей. На уроках мы узнали, что среди традиций в семьях одноклассников есть дни рождения членов семьи, день свадьбы родителей (и в том, и в другом классе дети не сразу вспомнили эту дату), день, когда родители познакомились, день приезда в Ульяновск. Среди традиций, очень любимых детьми, на первом месте – семейные прогулки в лесу. И несмотря на то, что все уезжали в разных направлениях (на дачу, в парк, на Волгу, за город), воспоминания об этом неизгладимые! И ребята очень сожалеют, что теперь подобные прогулки редки. И семи-, и девятиклассникам я задавала один и тот же трудный (а может, легкий?) вопрос: “Что из традиций вашего родительского дома вы бы хотели взять в будущую семью?”. И среди праздников, дней рождений, совместных походов были ответы:
– то уважение, которое у нас есть в семье друг к другу;
– понимание… И я постараюсь понимать своих детей так, как понимают меня родители;
– а я сделаю так, чтобы в доме всем было уютно…
Душа, ибо “не хлебом единым” и необходимостью добывать его связывают нас семейные узы.
В доме должен быть особенный дух родства, нужности, верности. В доме, где живут два, а то и три поколения под одной крышей, должен быть дух уважения и понимания друг друга. Где научиться этому искусству отношений взрослых и детей? И в чем, собственно, различия взрослых и детей? Может быть, действительно в стоимости их игрушек?!
Шалва Амонашвили, на мой взгляд, очень тонко подметил: “Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек. Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное”. Вопрос лишь в том, как мы обращаемся с этим даром.
Но вернемся к детям. Последнюю часть урока с девятиклассниками я начала с незатейливой песенки Вероники Долиной:

Мне сын рассказывает сон.
Мне, слава Богу, верит он.
Я растолкую и пойму,
Зачем приснился сон ему…

И здесь мы говорили о тонкостях взаимоотношений, которые окрашивают нашу жизнь, делая ее разноцветной. Мы узнали, что дома у детей есть совершенно другие имена: солнышко, мой сын, Наташка, Зеня, Тата…
“Детство – это страна, где все остается ТАК и ТАМ”, – писала М. Цветаева. Воспоминания детства, запах детства мы храним как самое светлое и дорогое, а отсюда и вопрос: впадаем в детство или возвышаемся до него?
Как научиться взрослым возвышаться до детства? Если бы знать все тонкости! Но я пожелала моим собеседникам удачи в этом вопросе и, вернувшись к эпиграфу урока, вновь открыла знакомую моим ученикам книжицу с афоризмами М. Цветаевой, чтобы прочесть фразу, адресованную и отцам, и детям:
“Сначала дети родителей любят. Потом дети родителей судят. Потом они их прощают”.
И дай нам Бог мудрости и терпимости, чтобы пережить все эти этапы и не перестать любить друг друга. И помните: “Дети не поймут? Дети слишком понимают!” – М. Цветаева.
Идея этих уроков выросла из проблемы, над которой работает школа, занимаясь экспериментальной работой, – проблемы новых форм и методов отношений ученик – родитель – учитель.
Этот триумвират – залог успешности процесса воспитания, т.к., если возникает противодействие трех сил, результат будет, как в крыловской басне – “воз и ныне там”…
Простенькая тема! И на первый взгляд здесь уже все известно, но… попробуйте подняться над суетой!

Марина ШКРОБОВА,
кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте