Новый год, как мешок Деда Мороза, одарил просвещенцев целой серией рождественских симпозиумов, “круглых столов” и конференций. Начнем с простого перечисления приглашений, поступивших в редакцию от оргкомитетов.
С 27 по 29 января Международную конференцию “Риторика в современном образовании” провел МПГУ. В эти же самые дни Отдел религиозного образования Московской Патриархии собирал руководителей и преподавателей православных и православно-ориентированных образовательных учреждений на седьмые Международные Рождественские чтения. 40 секций (распределившие педагогов по направлениям в соответствии с их специализацией и интересами) разбрасывали участников в самые разные точки Москвы, адреса которых еле разместились на трех страницах.
Двумя днями раньше все те же лица приглашены были участвовать во Всероссийской конференции “Русская школа как система воспитания и образования”…
Перешло ли количество в качество? Планировалась ли вообще какая-то результативность этих мероприятий? И кто должен по обязанности и по совести просчитать их рентабельность и продумать оптимальные пути использования скудных ассигнований на повышение культурного и образовательного уровня российского учителя в новых условиях? Подчеркнем, объект воздействия везде один – замордованный социальными условиями учитель из глубинки. Мы не раз наблюдали этих участников, жующих в уголке сухой кусок хлеба. Но с тоской и жадностью смотрели они не на бутерброды с колбасой и салаты, а на богатые книжные развалы. И вполне закономерен “детский вопрос” под занавес учительницы из Иркутска, потрясший роскошные стены актового зала Совета Федерации:
– Зачем я Христа ради умоляла проводника провезти меня бесплатно в Москву? С чем возвращусь в свою школу?
Этот вопрос – главный! – мы просто обязаны поставить перед организаторами и координаторами всех этих многочисленных конференций. А здесь в полном взаимодействии должны были работать представители органов образования и деятели духовенства православных епархий. Должны были…
Исторический путь внедрения в нашу общественную жизнь различных конференций, симпозиумов, семинаров и т.п. можно проследить с 70-х годов, когда периферия воспылала жаждой приобщений к большой культуре, широкому образованию, сосредоточенному в ту пору в обеих столицах. Тогда была заложена стройная и жесткая система управления многочисленными, якобы общественными, на самом деле строго контролируемыми и субсидируемыми главным идеологическим органом государства организациями.
Все колесики этой машины, регулярно заводимой одним хозяином, крутились как хороший часовой механизм – от Москвы до самых до окраин… Все конференции и симпозиумы были четко согласованы по срокам, и каждый сверчок знал свой шесток: Всесоюзное педагогическое или общество “Знание” не “наезжало” на аудиторию Всероссийского общества и т.д. Те благостные времена канули в Лету вместе с Советским Союзом, и нам сегодня остается лишь ностальгически вздыхать по резко оборванным культурным и профессиональным связям между коллегами, живущими во всех географических точках бывшего СССР.
Однако за прошедшее десятилетие и положение учителей в российской провинции претерпело значительные изменения. Их интересы, если можно так выразиться, локализовались. Областные или губернские организации, ощутив собственную “самость” и в значительной мере независимость, научились заботиться о себе и выживать по-своему. Глубинка начинает выдвигать прогрессивные педагогические идеи, создает собственную издательскую базу, собирает учителей на областные конференции, зачастую превосходящие по организации и технологиям столичные. Так, мы уже писали на страницах “УГ” о Пермской школе риторики, за десять лет бесперебойной работы обучившей более 600 учителей уральско-сибирского региона. Школа постоянно поддерживает своих выпускников, собирая их на ежегодные конференции и обеспечивая всех без исключения издаваемой своими силами литературой (по содержанию и направленности она не уступает столичным изданиям). Сообщали мы и о вторых Игнатьевских образовательных чтениях в Костроме, организованных Костромской епархией совместно с педагогическим институтом, органами образования и областной администрацией. Тема, сформулированная в докладе академика В.Рубцова “Проблемы и практика духовно-нравственного воспитания и образования в российских школах накануне XXI столетия”, собрала под одной крышей непривычную аудиторию: представителей властных органов области, служителей церкви, ученых и педагогов-практиков. Этот список можно продолжать до бесконечности. Корреспонденты нашей газеты каждый раз привозят уникальный опыт обучения и воспитания в новых условиях из самых отдаленных уголков страны. И всякий раз возникает вопрос: кто должен этот бесценный опыт собрать, проанализировать и установить, где, кому и чему надо на данном этапе учиться? Кому и в чем срочно помочь, направив именно туда необходимые средства, а не сваливая их в неведомые и бездонные московские фонды? А может, легче направить столичных педагогов и ученых за этим отобранным (и отборным) опытом в города и веси России, организовав встречи и “круглые столы” по направлениям, наиболее успешно “идущим” в каждом регионе? Если бы те, кто затрачивает массу сил и времени на организацию малорезультативных столичных собраний, смогли изучить опыт глубинки, опубликовать специальными выпусками и разослать на места, провинция бы в ножки поклонилась.
Проценты и тенденции
Пожалуй, главный эффект прошедших Рождественских чтений в том, что они показали, насколько увеличился по сравнению с прошлыми годами процент “светских” педагогов в аудитории, собранной под эгидой Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии игуменом о.Иоанном Экономцевым. А ведь это лишь малая толика тех, кто мог и хотел приобщиться к общим проблемам православного воспитания и образования. И пусть не обидятся на нас самоотверженные устроители этой многолюдной и многоаспектной конференции, если мы выразим общее неожиданное впечатление: стрельба из пушек по воробьям! Не полезнее для всех было бы записать выступления на видео- или аудиопленку, издать небольшими сборничками в нужном количестве и разослать по регионам в соответствии с запросами? А запросы, повторим, велики. Рождественские встречи обнажили тенденцию роста потребности общества в духовном укреплении через соединение усилий государственных школ с церковью, воссоздание национальных учебных заведений. “Русская школа как система воспитания и образования” – эта конференция уже шестая (!) своевременна именно сегодня, когда руководители государственных школ и детских садов стали ощущать, что русская культура – фундамент и главное духовное достояние России – начинает из наших школ просто исчезать. “Как сон, как утренний туман…” Она ведь создана была на православной основе и корнями уходит в культурообразующую религию. И вот этот страх перед пресловутым шовинизмом сковал наших образовательных управленцев: долго бы еще они разбирались с вопросом, нужна ли в России русская школа, если бы та не возникла спонтанно. Сама собой. Не дождавшись помощи от государственных органов, люди на местах, в глубинке, начинают активно действовать, создавая с опорой на православные церкви такие детские сады и школы, которые удовлетворяли бы их духовным, душевным и интеллектуальным потребностям. Тут и московское “Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования” подоспело. И совсем свежий сборник “Русская православно-ориентированная школа” (М., “Паломник”, 1999). Издатели торопились к названным конференциям, чтобы учителя и руководители школ смогли воспользоваться концепцией столичной православно-ориентированной прогимназии-лаборатории “Пересвет” и накопленным опытом работы по программам, представленным в этом сборнике. Успели. Сами возили пачки прямо из типографии в те аудитории, куда могли доставить. А кто же позаботится об остальных? О тех школах, которые на свой страх и риск, начав переход на православную ориентацию, не знают, на что опереться?
“Центр” и регионы
Итак, как же можно и нужно перестроить работу с учителями в преддверии следующего тысячелетия? Попытаемся свои размышления сформулировать в форме предложений для обсуждения.
Первое – и главное – настало время скорректировать Закон “Об образовании” в соответствии с реалиями времени и встать на прочный путь взаимодействия воспитания и образования школьников, к чему постоянно призывает Патриарх всея Руси.
Второе. Пришло время создать в Москве единый координирующий и направляющий орган – Центр, который через свои отделения в регионах будет изучать реальное положение дел, собирать и обобщать местный опыт и распространять его через светские и религиозные средства массовой информации. Определяя наиболее эффективные направления педагогического поиска в разных регионах страны (там целесообразнее всего и проводить широкие съезды, где смогут принять участие те, кого интересует выбранное ими направление и тот регион, который его успешно решает).
В этот единый Российский центр должны поступать все местные издания по вопросам национального образования и получать объективную оценку высококвалифицированного и, что еще важнее, высоконравственного экспертного совета. В такой единый и авторитетный орган должны, на наш взгляд, войти самые достойные педагоги и священники из регионов, плодотворными деяниями доказавшие свое право на ответственное суждение. Такой орган должен обязательно финансироваться и Министерством образования, и Московской Патриархией – тогда он будет весьма результативен и в достаточной степени независим.
Здесь же, в Центре, должны анализироваться и координироваться региональные конференции, изучаться тезисы докладов и итоговые решения. А затем – отражаться в специальном Вестнике, рассылаемом через региональные отделения во все российские пределы.
Предлагаем коллегам принять участие в обсуждении наших предложений на страницах “Учительской газеты”.
Софья ИВАНОВА, Елена КОМАРОВА
Комментарии