search
main
0

Детский сад устремлен в будущее

Приоритетным направлением развития дошкольного образования стала для нас реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для психического и физического развития детей как основы их успешного обучения в школе.

В Северном административном округе создана вариативная сеть дошкольных образовательных учреждений, в целом удовлетворяющая запросы населения на образовательные услуги:

– 132 детских сада обеспечивают воспитание, обучение и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет;

– 51 детский сад комбинированного вида осуществляет взаимодействие между специальным и массовым образованием;

– 27 детских садов компенсирующего вида функционируют для детей, имеющих проблемы в здоровье и развитии.

Для удовлетворения растущего спроса жителей округа увеличено количество групп для детей раннего возраста: в этом учебном году работают 185 групп, что на 11 больше, чем в прошлом. В 2009 году предполагается открыть еще 7 групп раннего возраста.

Вместе с тем проблема очередности в детские сады остается по-прежнему актуальной. Благодаря различным мерам по снижению очередности нам удалось создать дополнительно 4375 мест для детей раннего и дошкольного возраста. Это равноценно 35 новым садам по 125 мест каждый.

Тенденциями изменения видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений последних лет в соответствии с запросами населения стали: увеличение количества детских садов с приоритетным осуществлением различных направлений развития воспитанников и рост количества центров развития ребенка. Восемь центров развития ребенка осуществляют комплексный подход к организации работы с детьми, особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию каждого ребенка. В 2008-2009 учебном году запланировано создание Центра развития ребенка-дошкольника в каждом районе округа.

Сегодня система образования в Северном округе активно развивается, появляются новые формы дошкольного образования, идет обновление его содержания, широко развивается инновационная деятельность.

Во многих детских садах созданы центры игровой поддержки детей раннего возраста, где в условиях игровой среды родителям дают рекомендации опытные специалисты: педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, медицинский работник.

Интенсивно развивается сеть консультативных пунктов для родителей, дети которых не посещают ДОУ. Услугами этих пунктов пользуются свыше 2000 родителей округа. Анкетирование родителей подтвердило востребованность этой образовательной услуги, так как в консультативном пункте папы и мамы имеют возможность получить рекомендации специалистов по воспитанию и обучению детей, что повышает уровень родительской компетентности.

Востребована в округе и Служба ранней помощи семье, предназначенная для работы с детьми в возрасте от 2 месяцев до 3 лет с риском нарушения развития, не посещающих образовательные учреждения. Цель службы – организованная педагогическая и социальная поддержка семьи.

Для обеспечения всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные учреждения, а также поддержки многодетных семей в САО открыт Семейный детский сад.

Приоритетный национальный проект «Образование» стал стимулом повышения интереса педагогов к инновационной работе. В Северном округе не только растет количество дошкольных учреждений, работающих в экспериментальном режиме, но и расширяется тематика экспериментальной деятельности. В детских садах ведется экспериментальная работа по формированию поликультурного образовательного пространства на основе изучения народных традиций и культуры, воспитанию позитивного отношения детей и взрослых к своему здоровью, по созданию условий для развития проектной деятельности детей.

Впервые в Москве в Северном округе реализуется уникальный проект – модель непрерывного образования «Детский сад-школа-вуз», в состав которой входят четыре дошкольных учреждения: центры развития ребенка-дошкольника №2507, 2508, детские сады №2526, 2527, Центр образования №1409 и Московский гуманитарный педагогический институт под руководством ректора А.Г.Кутузова. Модель взаимодействия образовательных учреждений – от детского сада до вуза направлена на развитие креативных способностей детей. Ведущий принцип преобразования – ориентация на индивидуализацию и дифференциацию обучения на всех ступенях образования.

В детском саду комбинированного вида №1851 разрабатывается новая социально-значимая, научно-познавательная, творческо-развивающая игровая форма «Детское отделение кафедры ЮНЕСКО», объединяющая в своей основе ученых, педагогов, родителей и детей. Основная цель деятельности учреждения в экспериментальном режиме – совместно с клубами ЮНЕСКО, кафедрами ЮНЕСКО, государственными и общественными организациями способствовать созданию условий для непрерывности образования и воспитания в контексте идеалов и программ ЮНЕСКО. В рамках программы «Образование и воспитание в духе мира» идет работа по формированию единого педагогического пространства, установлению прямых контактов между образовательными учреждениями разных стран, изучению действующих и созданию новых образовательных программ. Программа «Знакомство с культурой и традициями стран, народов мира» – это организация культурных обменов, выставок детского рисунка. В настоящее время опыт работы по организации и проведению «Детской кафедры ЮНЕСКО» обобщен и внедряется в образовательные учреждения Москвы.

В 2007-2008 учебном году в округе на базе Центра развития ребенка-дошкольника №2528 началась работа над созданием модели «Детского сада будущего». В Центре развития созданы все условия для развития, воспитания и оздоровления детей: тренажерный и компьютерные классы, кабинеты физиотерапии, массажа, бассейн. Помещения оснащены новым технологическим оборудованием, современной многофункциональной мебелью, созданы условия для работы психолога, логопеда, социального педагога. На территории игровых площадок – яркие цветные горки, нетравмоопасные спортивные комплексы из облегченных металлоконструкций.

«Детский сад будущего» – это путь к обеспечению физического, психологического здоровья, интеллектуального, эстетического развития малышей; вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку; профессиональный коллектив, «творящий развивающее пространство», направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из важнейших направлений работы в дошкольных учреждениях округа. В детских садах значительно улучшились условия для укрепления здоровья и организации разнообразной двигательной деятельности. Так, например, в 156 детских садах физкультурные занятия проводятся в специальных спортивных залах. В 32 дошкольных учреждениях открыты тренажерные залы. В 45 ДОУ оборудованы уличные спортивные площадки. Особое место в физическом воспитании дошкольников занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. В 30 бассейнах, размещенных в дошкольных учреждениях, проводятся занятия для малышей по развитию физических навыков и закаливанию детского организма.

Работа по здоровьесбережению в дошкольных учреждениях округа ведется с учетом развивающего и личностно-ориентированного обучения, а также современных требований санитарно-гигиенических норм и правил. В ряде дошкольных учреждений внедряются высокоэффективные медицинские технологии для оздоровления детей. В детском саду №1487 используется методика галотерапии – «Соляная пещера», в детском саду №2296 для профилактики простудных заболеваний дети посещают сауну. Эти специфические процедуры оказывают выраженное оздоравливающее действие: снимают эмоциональный стресс и улучшают функциональные, адаптационные и защитные возможности детского организма.

2008 год объявлен в России Годом семьи. В рамках программы «Московская семья – компетентные родители» в дошкольных учреждениях округа проводятся мероприятия, направленные на возрождение авторитета российской семьи. В ДОУ №1578 осуществляется экспериментальная деятельность по формированию основ родительской компетентности через проведение просветительской, профилактической психолого-педагогической работы с родителями.

Отрасль дошкольного образования округа стабильно развивается: появляются новые организационные формы, наполняется содержание образовательных и воспитательных программ. Специалисты, занятые в системе дошкольного образования, увлечены своей работой. Их можно назвать счастливыми в своей беспредельной любви к детям. Только такие люди, приходя в детский сад, остаются там надолго.

Лариса ПОРТЯНСКАЯ, заместитель начальника Северного окружного управления образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте