search
main
0

Детский сад – самым маленьким. Cоздание адаптационной модели для родителей и детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет

В настоящее время потребность в общественном воспитании детей раннего возраста становится все актуальнее. Проблемы материнства и детства на современном этапе развития нашего общества невозможно разрешить без помощи общественного воспитания. Целью образовательной политики города Москвы в области дошкольного образования стала реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.

Для обеспечения плавного перехода малыша из семьи в дошкольное учреждение особая роль отводится взаимодействию педагогов-психологов КП, ЦИПР и групп кратковременного пребывания. Уже весной КП и ЦИПР начинают знакомить педагога-психолога ГКП с семьями будущих воспитанников, передают данные диагностик нервно-психического и речевого развития, после совместных наблюдений за игрой ребенка с родителями обсуждают уровень активности, инициативности, самостоятельности каждого ребенка.

Т.АВВАКУМОВА,заведующая ЦРР – детским садом №1777;И.КОЛОДИЦКАЯ,Т.ФЕДОСОВА,И.ГУТОРОВА,педагоги-психологи

У педагогов и специалистов нашего центра развития ребенка – детского сада возникла необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста, введения новых форм дошкольного образования, опираясь на творческий подход.

Основные задачи нашей работы:

– создать условия для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;

– обеспечить большую открытость, сотрудничество и взаимодействие центра развития ребенка и родителей;

– развивать новые формы дошкольного образования, направленные на оказание помощи родителям, имеющих детей младенческого и раннего возраста.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Кроме того, нередко переживания и страх родителей за своего малыша усугубляют протекание адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Таким образом, главная роль в проведении процесса адаптации принадлежит родителям и педагогам, взаимодействующим с детьми раннего возраста. И мы решили: чем раньше начнется включение родителей и детей в воспитательно-образовательный процесс, тем легче пройдет у них процесс адаптации. Мы разработали свою адаптационную модель для родителей и детей от 7 месяцев до 3 лет. Все дети, поступающие в детский сад, проходят определенные ступени этой модели.

Основная цель создания адаптационной модели – безболезненное преодоление симбиотической связи ребенка и матери, ранняя социализация и всестороннее развитие малышей, адаптация детей и родителей к условиям дошкольного учреждения, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

Консультативный пункт для родителей и детей, не посещающих дошкольные учреждения, – одна из первых ступеней адаптационной модели нашего центра развития. Это структурное подразделение открыто для оказания психолого-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей, содействия эмоционально-благополучной адаптации ребенка к дошкольному учреждению; социализации детей в коллективе сверстников; поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Наш консультативный пункт посещают дети от 1 года до 7 лет, но большинство из них – 87,5% – составляют дети раннего возраста. С детьми и родителями взаимодействуют педагог-психолог, учитель-логопед и старший воспитатель.

Основные направления работы КП:

Консультирование родителей с детьми от 1года до 7 лет по различным вопросам развития, воспитания и обучения.

Диагностика психического развития.

Подгрупповая развивающая работа с детьми раннего возраста с целью их социализации и адаптации к ДОУ.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста.

Особенность работы нашего консультативного пункта – тесное сотрудничество между собой всех специалистов. Первичный прием родителей с детьми от 1 года до 3 лет педагог-психолог и учитель-логопед проводят совместно, за счет этого удается наиболее полно понять особенности развития ребенка, дать эффективные рекомендации и выстроить индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

Сегодня в нашем КП работают три подгруппы для детей раннего возраста вместе с родителями. В основном приходят мамы, но иногда и оба родителя. Дети объединяются в подгруппы по возрасту. На подгрупповые занятия с детьми в возрасте от 1 года до 1,6 месяцев и 1 год 6 месяцев до 2 лет мы приглашаем в первую очередь тех детей, у которых уровень развития активной речи находится на нижних границах возрастной нормы. В этих подгруппах, состоящих из четырех детей и их родителей, игровые сеансы проводят педагог-психолог и учитель-логопед.

Игровые сеансы с детьми от 2 до 3 лет проводят педагог-психолог совместно со старшим воспитателем. Отличительная особенность детей, посещающих эту подгруппу, – достаточно хороший уровень познавательного развития, но им присуще чувство тревожности.

Главной целью подгрупповых игровых сеансов стали социализация детей и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками.

Подгрупповой игровой сеанс длится 40 минут и состоит из двух частей. Первая часть (20 мин) – развивающие игры, вторая часть (20-25 мин) включает в себя самостоятельную деятельность ребенка, обсуждение вместе с родителями вариативности проведенных игр и возникающих вопросов. В конце игровых сеансов родителям даются домашние задания. Такая форма работы приводит к тому, что родители раскрепощаются. Между родителями и специалистами возникает доверие.

Большинство детей быстро адаптировались в КП, это проявлялось в хорошем эмоциональном настрое и их высокой познавательной активности. В игровых сеансах дети научились слушать взрослого и выполнять предлагаемые игровые задания, наблюдается активизация речи детей, дети проявляют активное участие в совместных играх со взрослым и другими детьми.

В связи с тем что консультативный пункт охватывает в своей работе малышей в возрасте от 1 года, а запрос родителей на получение консультативной помощи нередко касается вопросов воспитания детей более раннего возраста, мы посчитали целесообразным открыть Центр игровой поддержки ребенка для детей в возрасте от 7 месяцев до 3 лет. Центр игровой поддержки ребенка наряду с консультативным пунктом для многих малышей и родителей также стал первой ступенью адаптационной модели. Но есть дети, для кого посещение Центра игровой поддержки – следующий этап развития ребенка, начатый в консультативном пункте.

Основная цель создания ЦИПР – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых средств и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, психолого-педагогическое просвещение родителей в выборе и использовании игрового оборудования, создании предметно-развивающей среды в условиях семьи.

Основные направления работы ЦИПР:

– оказание содействия в социализации и адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

– диагностика психического развития ребенка с целью определения актуального состояния и динамики развития в процессе игровых сеансов;

– оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбора игровых средств и оборудования;

– обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Первичный прием проводит педагог-психолог, на приеме выясняется запрос родителя, составляется социальный портрет семьи, выявляется актуальный уровень развития ребенка. С детьми проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые игровые сеансы.

На сегодняшний день в нашем Центре игровой поддержки ребенка работают три подгруппы детей, которые сформированы по возрастному принципу:

1-я подгруппа (7 месяцев – 1 год);

2-я подгруппа (1 год – 1 год 6 месяцев);

3-я подгруппа (1 год 6 месяцев – 3 года).

Продолжительность игровых сеансов в ЦИПР – 1 час 30 минут 2 раза в неделю. Работу с детьми ведут несколько специалистов одновременно и в присутствии родителей. Поэтому и малыши, и их мамы чувствуют себя спокойно и уютно, как дома.

В каждом игровом сеансе присутствует:

совместная деятельность взрослого и ребенка;

самостоятельная деятельность детей;

взаимодействие детей друг с другом.

В ходе игрового сеанса с детьми и родителями взаимодействуют педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по театрально-художественной деятельности. В Центре игровой поддержки ребенка созданы условия для развития познавательной активности и экспериментирования детей, проводятся игры с природными материалами (дерево, ракушки), крупами, песком и водой. Родители принимают активное участие в проведении занятий.

Посещение ЦИПР оказывает благоприятное влияние на психическое развитие детей (способствует развитию предметной деятельности, познавательному развитию, познавательной активности), помогает преодолеть симбиотическую связь с матерью, способствует развитию самостоятельности, помогает малышам научиться взаимодействовать со сверстниками и незнакомыми взрослыми, обогащает жизнь детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями, облегчает адаптацию к поступлению в дошкольное учреждение. Родители становятся компетентными в вопросах развития ребенка и взаимодействия с ним. Большинство воспитанников консультативного пункта и ЦИПР в дальнейшем плавно переходят в группы кратковременного пребывания. Это следующая ступень нашей адаптационной модели.

Пребывание в группах кратковременного пребывания для многих детей наиболее сложно в эмоционально-личностном плане, так как дети впервые надолго остаются без родителей, но в нашем дошкольном учреждении процесс адаптации проходит мягко и безболезненно.

Для обеспечения плавного перехода малыша из семьи в дошкольное учреждение особая роль отводится взаимодействию педагогов-психологов КП, ЦИПР и групп кратковременного пребывания. Уже весной педагоги-психологи КП и ЦИПР начинают знакомить педагога-психолога ГКП с семьями будущих воспитанников, передают данные диагностик нервно-психического и речевого развития, после совместных наблюдений за игрой ребенка с родителями обсуждают уровень активности, инициативности, самостоятельности каждого ребенка.

С детьми группы кратковременного пребывания работают воспитатель, педагог-психолог, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физо, старший воспитатель, младший воспитатель.

Адаптация детей к дошкольному учреждению – это сложный процесс, ведь это переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. В наших силах этот переход сделать более плавным, безболезненным как для детей, так и для их родителей. Для этой цели мы в апреле-мае проводим собрание с родителями будущих воспитанников групп кратковременного пребывания, на котором определяем график приема детей в сентябре. Дети поступают к нам в дошкольное учреждение не все вместе в один день, а постепенно, не более 4-5 новых детей в неделю, это необходимо для того, чтобы педагоги и специалисты могли уделять им максимум времени. Также на собрании мы определяем день, когда к нам приходят родители с детьми на прогноз адаптации. Прогноз адаптации проводится в мае-июне. С родителями мы проводим беседу по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, выясняем психолого-педагогические параметры готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение. На основании полученных результатов составляем рекомендации каждому родителю с учетом индивидуальных особенностей его ребенка. Мы рекомендуем приучать детей к горшку, снять памперсы, отучить от сосок и пустышек, приучать к самостоятельности, к общению со сверстниками и взрослыми, подготовить к режиму дошкольного учреждения. Все это мы делаем для того, чтобы облегчить процесс адаптации, привыкания ребенка к новым условиям жизни, а также чтобы подготовить родителей к тому моменту, когда им приходится оставлять своих малышей одних в дошкольном учреждении.

С самого первого дня пребывания детей в дошкольном учреждении мы заводим на каждого вновь прибывшего ребенка адаптационный лист, разработанный кафедрой физиологии развития детей под руководством К.Печоры. В результате наблюдений за детьми мы анализируем течение процесса адаптации к дошкольному учреждению, который позволяет сделать выводы. Например, дети, посещавшие Центр игровой поддержки ребенка и консультативный пункт, легче адаптируются к условиям дошкольного учреждения: 10 детей адаптировались за 1-3 дня, 3 ребенка – за 8 дней, 5 – за 16 дней, 2 – за 30 дней. У детей, не посещавших Центр игровой поддержки, процесс адаптации проходит тяжелее (дети имели отдельные отрицательные проявления в период адаптации, чаще болели).

После Нового года, когда все дети адаптируются к дошкольному учреждению, привыкают к режимным моментам, дети начинают с удовольствием посещать бассейн и приходят в неописуемый восторг от игр на воде.

Три раза в год – в начале года, в 2 года 6 месяцев и в 3 года – совместно с воспитателем группы мы проводим диагностику уровня нервно-психического развития детей третьего года жизни по методикам, разработанным Н.Аксариной, К.Печорой, Г.Пантюхиной. Сравнительный анализ уровня нервно-психического развития детей группы кратковременного пребывания за 2008-2009 и 2009-2010 учебные годы показал, что в 2009-2010 учебном году число детей, имеющих первую группу развития, увеличилось на 16%.

Посещение детьми Центра игровой поддержки ребенка и консультативного пункта положительно влияет не только на адаптацию детей к новым условиям жизни, но и на показатели нервно-психического развития детей раннего возраста, их посещаемость и заболеваемость.

В рамках реализации пилотного проекта Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», будучи экспериментальной площадкой 1-го уровня, Центр развития ребенка – детский сад №1777 разработал:

– методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми раннего возраста в условиях семьи;

– серии игровых сеансов для детей и родителей, включающие детское экспериментирование с песком, водой, магнитом, бумагой.

Открытие в центре развития ребенка новых форм позволило охватить дошкольным образованием малышей начиная от 7 месяцев, создать модель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения, повысить профессиональный уровень педагогов и психолого-педагогическую компетентность родителей. Внедрение адаптационной модели в образовательный процесс ДОУ помогло педагогическому коллективу скоординировать действия всех сотрудников учреждения и обеспечить безболезненное вхождение ребенка в новые социальные условия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте