Елена КИКТЕНКО, методист Центрального окружного методического центра: – Одним из приоритетных направлений работы ЦАО стало обеспечение равных стартовых возможностей по подготовке к обучению детей 5-6 лет. Сегодня охват детей этого возраста дошкольным образованием составляет у нас 97%. В подавляющем большинстве эти дети воспитываются в условиях детского сада. Но в течение последних трех лет открываются дошкольные группы в центрах образования и средних общеобразовательных школах, в том числе в школах с этнокультурным компонентом, в школах с углубленным изучением отдельных предметов. Как показывает практика работы этих дошкольных отделений, наибольшую эффективность с точки зрения качества образовательного процесса и психологического комфорта имеет работа в тех школах, в которых открыты две группы для дошкольников.
Мы проанализировали причины открытия дошкольных групп в школах и центрах. Учитывая, что одной из причин стала недоукомплектованность первых классов, а как следствие этого, наличие свободных площадей, в то время как очередность в детские сады остается достаточно высокой, окружное управление образования выдвинуло идею открытия дошкольных групп в школах где-то в добровольном, а где-то даже в принудительном порядке.
Новое всегда сложно и ответственно. Руководители столкнулись с большим количеством проблем, некоторые из которых остаются нерешенными и по сей день.
Мы разработали алгоритм действий руководителя, решившего пойти по пути развития и открытия у себя в учреждении дошкольного отделения.
Важный аспект в работе директора школы – наличие у него нормативно-правовой базы. Директора школ обратились с предложением создать сборник таких документов. И это предложение было поддержано начальником дошкольного отдела.
Немаловажный вопрос, возникающий у администрации школы, – организация отдельных помещений для сна детей, проведение занятий, игр, прогулок, создание в них предметно-развивающей среды, а также оптимальное использование всего образовательного пространства школы (спортивного и музыкального залов, библиотеки и так далее).
Если говорить о кадровом обеспечении, то все директора школ, в которых сегодня успешно действует дошкольное отделение, считают, что с дошкольниками не должны работать учителя начальных классов, которые как бы ни старались, но переносят школьные методы обучения в работу с детьми. Нас порадовало, что руководители образовательных учреждений понимают значимость дошкольного периода детства и необходимость привлечения специалистов с дошкольным образованием.
Выбор комплексных и парциальных программ в дошкольном отделении должен соответствовать принципам преемственности с начальной ступенью и в целом образовательной концепции своего учреждения. В округе проходят семинары, где специалистов дошкольных отделений знакомят с полным перечнем всех программ, существующих в дошкольном образовании.
Мы считаем, что дошкольное отделение должно максимально использовать ресурс социума и осуществлять тесное сотрудничество с организациями культуры, здравоохранения, дополнительного образования.
Несмотря на то что еще остаются нерешенными многие проблемы (например, организация медицинского обслуживания дошкольников, лицензирование медицинских кабинетов, согласование с СЭС вопросов питания детей и так далее), полученные результаты вдохновляют и вселяют уверенность в том, что выбранная стратегия округа по открытию таких групп правильная и перспективная.
Мы составили подробный план мероприятий до 2012 года. Реализация этого плана ставит задачу не увеличения количества дошкольных отделений, а улучшения качества содержания дошкольного образования. Для этого создано профессиональное сообщество, куда вошли не только методические службы, директора школ, но и руководители ДОУ. Это сообщество занимается вопросами организации среды, внедрением современных дошкольных образовательных технологий, организацией мониторинга, систематического повышения квалификации, проведением детских праздников и конкурсов (интеллектуальных, творческих, спортивных).
Людмила ПАВЛЮЧЕНКО, директор Центра образования №627:
– В 2006 году на базе нашей школы открылись две группы для детей-дошкольников 5 и 6 лет. Надо сказать, что, когда строили новое здание для нашего ЦО, в проекте было предусмотрено отвести часть здания под дошкольников, поэтому нам удалось создать для них комфортную, уютную и красивую обстановку, установить мебель, различное оборудование, подобрать игровые материалы, которые соответствуют психофизиологическим особенностям детей. В дошкольных группах работают квалифицированные педагоги, использующие игровые методы, активизирующие самостоятельность и инициативу ребенка, его творческие способности. Основные направления деятельности – физическое, познавательное, трудовое, эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, а также охрана и укрепление здоровья детей. Соответственно проводятся занятия по развитию речи, грамоте, чтению, математике, английскому языку, окружающему миру, живописи, лепке, музыке, хореографии, физкультуре. Во второй половине дня проводятся дополнительные занятия по компьютерной азбуке, основам танца, английскому языку. По запросам родителей предоставляются индивидуальные консультации и занятия психолога, логопеда. Большим успехом пользуются замечательные праздники, на которых малыши уверенно демонстрируют не только свое обаяние, но и немалые творческие успехи. Наши дети отлично танцуют, поют, декламируют, а также талантливо играют в спектаклях. В скором будущем они станут нашими учениками – первоклассниками, и мы довольны, что соблюдается преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы.
Юлия МОРОЗОВА, заместитель директора школы №1247:
– Каждый новый учебный год связан для нас с надеждами и ожиданиями успехов наших воспитанников. В школе с этнокультурным литовским компонентом образования имени Юргиса Балтрушайтиса учатся дети 18 национальностей, литовский язык они изучают с первого класса на трех уровнях.
1 сентября 2007 года на базе нашей школы по приказу Центрального окружного управления образования была открыта группа кратковременного пребывания дошкольников «Будущий первоклассник» для детей 5,5-6 лет. На сегодняшний день в группе 21 воспитанник. Учитывая принцип преемственности между ступенями, мы работаем по программе «Предшкольная подготовка» ОС «Школа-2100». Однако сами по себе программно-методические материалы не могут гарантировать желаемого конечного результата. В связи с этим напомню, что в организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать культурно-историческую концепцию психического развития детей дошкольного возраста (социальную ситуацию развития, игровой тип деятельности, эмоции, воображение).
Воображение признано основой новой, неповторимой и уникальной творческой личности. Целенаправленное формирование воображения на этапе дошкольного детства позволяет избежать многих проблем, характерных для этого возраста. В группе проводятся занятия под руководством психолога – «Игры с элементами драматизации», «сюжетно-ролевые игры», «Игры народов мира».
Воспитанники группы принимают участие во многих проектах начальной школы: «Читаем в школе и в семье», «Открываем Москву» (который у дошкольников называется «Рисуем сказки Пушкина»), «Рождество».
Начало занятий в школе в 9.30, а ГПК работает пять дней в неделю с 8.30 до 12.10. Воспитанники приходят в школу первыми. Они первыми попадают в спортивный и хореографический залы, в кабинет музыки, что способствует соблюдению СанПиНов.
Учебная нагрузка складывается из трех учебных занятий в день и игровой развивающей деятельности, например, в четверг – «Веселые нотки», развитие речи «По дороге к Азбуке» и «Это – я!» – социально-личностное развитие.
Для социализации дошкольников должны быть расширены возможности общения со взрослыми и детьми-сверстниками в процессе собственной активной деятельности, стимулируемой взрослыми. На занятиях художественно-продуктивной деятельностью в кабинете этнографии мы знакомим детей с русскими и литовскими народными промыслами (свистульки из глины), рассказываем детям об искусстве плетения букетов из вербы (вербу пинимас), плетения из соломы (содас – сад с райскими птицами, счастье), украшения яиц к пасхе – маогутис, симметричного вырезания из белой бумаги – карпиняй (искусство зародилось в ХIV веке с развитием бумажной промышленности, карпиняй украшали дома, полки для утвари, зеркала, бедные люди имитировали кружево из бумаги).
На занятиях по развитию речи знакомство с мифологией древних литовцев мы начинаем через рассматривание и изучение панно, расположенных в холле второго этажа. При рассматривании панно мы обращаем внимание детей на любовь литовцев к симметрии: два лица у бога Патримпаса, два ужа, два близнеца, два коня. Мы возвращаемся к этому на занятиях по формированию элементарных математических представлений и занятиях по курсу «Синтез искусств». На занятиях в школе искусств формируется умение организовывать свое рабочее пространство, дети учатся самостоятельности, у них воспитываются трудолюбие и ответственность, это особенно важно при выполнении коллективных работ.
Основной вид деятельности дошкольников – игровая деятельность. Игра создает зону ближайшего развития ребенка, в ней зарождается более прогрессивный вид деятельности – учебный.
В режим работы ГКП включено занятие «Игры народов мира», которое проводится в атриуме школы. В проведении этих занятий принимают участие учителя школы, при знакомстве с литовскими народными играми лютуанисты разучивают с детьми хороводные литовские игры, например «Сауле швеси, сауле браньги» (Георгий мастерок), в которой надо развеселить и умаслить солнышко. Дети вспоминают известные им русские народные хороводные игры, ищут сходства и отличия литовских и русских игр, например, устанавливают, чем отличаются игры «Шальтинелис» и «Ручеек».
Кроме фронтальных занятий с воспитанниками предусмотрены индивидуальные занятия: корригирующая гимнастика, профилактика плоскостопия, нарушения осанки и так далее. Для того чтобы дошкольники стали успешными учениками, они должны увлеченно играть и учиться соблюдать правила в игре.
Центральной психической функцией в дошкольном возрасте становятся эмоции. Вся деятельность группы направлена на развитие эмоциональной сферы детей. Каждый успех ребенка закрепляет в нем положительные эмоции.
В этом году наша школа начала работу в рамках ГЭП «Компетентностный подход в создании информационного пространства начальной школы», а значит, работу по новым образовательным стандартам. Сегодня мы используем ИКТ и на занятиях в дошкольной группе: мобильный класс «Макинтош», цифровые микроскопы, цифровые камеры. В учебный план школы входит третий урок двигательной активности – «Хореграфия/народный танец» (интегративно). Дети с удовольствием посещают группу, им нравится самостоятельно подводить итоги дня после музыкальной релаксационной паузы, которая проводится в атриуме школы.
Мы ведем в ГКП такую документацию, как журнал регистрации путевок, учебный план ГКП, табель учета рабочего времени, журнал учета проведенных занятий. В момент предоставления путевок родителям происходит регистрация путевки в журнале, далее мы заключаем договор о взаимодействии между участниками образовательного процесса. Учебный план мы ежегодно согласовываем с окружным управлением образования и окружным методическим центром. Фиксирование рабочего времени педагогов осуществляется в разработанном нами табеле учета рабочего времени, поскольку надо поминутно расписать режим труда каждого сотрудника, ведь для большинства из них это становится внутренним совместительством.
Наша группа уже стала неотъемлемой частью школы. Благодаря ГКП «Будущий первоклассник» педагоги нашей школы успешно строят индивидуальные образовательные траектории для своих учеников, так как есть возможность проследить всю образовательную цепочку. Это и есть настоящая преемственность. Так начинается «Школа будущего».
Ригина КОРЧАГИНА, заместитель директора Центра образования №1840:
– Говорить о шестилетках можно по-разному. Если спросить специалиста по дошкольному воспитанию, каковы наиболее характерные черты шестилетнего ребенка, мы услышим, что шестилетка – старший дошкольник, его развитие определяется игровой деятельностью. Если задать тот же вопрос специалисту по школьному возрасту, мы узнаем о возникновении интереса к школе, к учению, о зарождении учебной деятельности, которая становится в этом возрасте ведущей. Получается, что шестилетка – это уже не дошкольник, но еще и не школьник. Его «портрет» будет состоять из описания тех качеств, которых еще нет, или, наоборот, из тех, которые уже исчезли.
Наверное, не случайно сейчас в структуру школьных учреждений стали входить дошкольные группы. Как же правильно организовать эту работу и дать ребенку то, что ему необходимо в этот период?
1 сентября – это праздник не только для первоклассников и учеников школы, это первый яркий, запоминающийся день и для наших дошколят. Они принимают активное участие в торжественной линейке. Традиционно первоклассники передают малышам свои игрушки, тем самым показывая, что они переходят на следующую ступеньку. Они уже взрослые, ученики, место игрушек в их жизни займет книга. При работе с детьми мы не заменяем психологическое развитие ребенка информационным. Мы не обучаем ребенка-дошкольника математике, чтению и другим дисциплинам, а развиваем в нем школьно значимые функции: память, внимание, произвольную деятельность, умение осуществлять самоконтроль и многое другое. Проще говоря, ребенок получает психологическую и физиологическую подготовку к школе.
Первая половина дня – самое насыщенное время. Дети с большим желанием и удовольствием занимаются, получают знания в игре.
На занятиях проводится работа в тетрадях. В них яркие иллюстрации, интересные задания, устная речь – фундамент, на котором строится вся учебная деятельность в школе. Поэтому работе над связной речью отводится большая роль. Основная программа, по которой мы работаем, – программа, разработанная коллективом ученых под руководством М.Васильевой. Эта программа по всем разделам обеспечена методическими пособиями, что во многом способствует успешному обучению и развитию ребенка.
По принципу игры строятся занятия по формированию математических представлений. Дети изучают числовую последовательность, у них формируются навыки определения геометрических фигур. Предметные занятия проводятся с учетом плана, составленного в соответствии с программой воспитания и обучения дошкольников. Дети постоянно экспериментируют, проводят опыты, изучают природу не по картинкам. Живые и настоящие предметы окружающего мира придают детям эмоциональный настрой и формируют практические навыки. Работает экологический кружок, где ребята ухаживают и заботятся об объектах живой природы.
Трудовое воспитание – обязательный компонент развития базовых и творческих способностей ребенка. Мы развиваем навыки элементарной трудовой деятельности, желание трудиться и повышаем интерес к труду взрослых.
В практику дошкольной группы введена здоровьесберегающая педагогика. Физкультура – моменты детского счастья и радости, моменты доброго соперничества, моменты доброго соперничества, моменты поражений и побед.
Мы стараемся привить интерес к музыкальной грамоте, формируем умение выразительно исполнять песню, танец, проявлять творчество, учим детей высказывать свое мнение об услышанном. Дети импровизируют, сочиняют и развивают свои музыкальные способности. На занятиях по рисованию ребята работают не только кисточками и карандашами, но и поролоном, пальчиками, ладошкой и даже нитками. Дети рисуют на ткани и на камне, участвуют в детских выставках, конкурсах творческих работ.
Активные участники воспитательно-образовательного процесса в дошкольной группе – психологи. Они не только занимаются развитием психических функций ребенка, но и становятся первыми помощниками родителей в воспитании ребенка. Коррекционно-развивающую работу с детьми ведут учителя-логопеды и дефектолог. Логопеды занимаются постановкой правильного звукопроизношения, что, безусловно, главное в этом возрастном периоде, они ведут большую работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, развитию связной речи, мелкой моторики.
Специалисты, работающие в группе, проводят стартовую диагностику для построения индивидуальных воспитательно-образовательных маршрутов развития каждого дошкольника. Без ее проведения и обсуждения результатов этой медицинской и педагогической диагностики нельзя получить достоверные данные о физическом и психическом развитии ребенка, состоянии его здоровья, в результате чего невозможно правильно составить индивидуальный план развития ребенка и разработать программу, работа по которой максимально подготовит дошкольника к переходу в начальную группу. Коллектив педагогов составляет индивидуальную программу развития детей группы риска.
Главная задача работы всех педагогов, работающих в дошкольной группе, – принятие любого ребенка, создание для него ситуации успешности и развитие его в соответствии с индивидуальными особенностями. Без тесного сотрудничества и взаимодействия это просто невозможно. Этот процесс у нас налажен достаточно хорошо и ежегодно совершенствуется, пополняется новыми формами организации, приемами работы.
Вторая половина дня не менее интересная и важная, дети занимаются в различных кружках и секциях, мы проводим спортивные праздники, праздники, связанные с календарными датами, проводим конкурсы, викторины и многое друге.
Досуговая деятельность рассматривается нами как приоритетное направление, в организации досуговой деятельности ребенка принимают участие не только учитель музыки, но и воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования. Организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и общего развития.
Говоря об организации работы нашей дошкольной группы, нельзя не сказать о процессе преемственности. Он состоит и в том, что школьники принимают активное участие в проведении праздников, занятий, других различных мероприятий.
В рамках преемственности проводятся общие методические объединения воспитателей, учителей начальных классов, специалистов психолого-педагогической службы, на которых выявляются наиболее острые, проблемные вопросы развития и воспитания детей, вырабатываются единые требования к детям. Воспитатели отслеживают адаптацию детей в первом классе, оказывают необходимую педагогическую помощь «бывшим» дошкольникам, их родителям, учителям.
Посещение нашей дошкольной группы помогает детям преодолеть в первом классе межличностный барьер «учитель – ученик», так как с учителями, с режимом школы они уже знакомы, нет страха и перед старшими детьми, старшеклассники становятся их друзьями и помощниками.
Работая с дошкольниками, мы предлагаем каждому из них самые разнообразные виды деятельности, в которых он развивается физически, творчески, психологически и эмоционально. Программа ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Мы стремимся решать задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возрастных особенностей детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.
Мы стремимся к тесному сотрудничеству с родителями. При первом знакомстве мы устраиваем чаепитие, на котором рассказываем о своих требованиях, о режиме работы сада и школы. Мы приглашаем родителей на занятия, устраиваем дни открытых дверей. Атмосфера добра, доверия между родителями и педагогами помогает развитию творческих и личностных возможностей ребенка. Родители чувствуют со стороны педагогов тепло, ласку и понимание их ребенка.
Школьная среда не становится для наших дошколят новой, она становится своей, близкой и естественной. Сама атмосфера учебного заведения и организация правильной работы всех педагогов вызывают у дошкольников большое желание пойти в первый класс.
Комментарии