Существует устойчивое мнение, что коррекционный детский сад может отправить ребенка только в коррекционную же школу. А вот выпускники детского сада №1196 поступают в массовую и учатся там очень хорошо.
Территория детского садика №1196 большая, ухоженная, зеленая. Всюду цветы, кустарники, зеленая травка, по которой так и хочется пробежать босиком, чтобы ощутить ее прохладу и мягкость. Ольга Юрьевна Кононова тут же объясняет, что один из газонов они специально для этого и отвели, ведь детям полезно походить босиком. Тут же на травке в особо жаркие дни ребята могут поваляться всласть и принять солнечные ванны. Правда, дворникам приходится особенно тщательно очищать этот газончик, но это нужно делать обязательно, чтобы под босую ножку воспитанника не попался камушек или маленькая колючая веточка. Заведующая называет себя молодым руководителем – заведует детским садом всего два года, но до этого работала здесь же пять лет воспитателем. Ее до руководителя вырастили, да и сама она себя растила – у Ольги Юрьевны два высших образования – педагогическое и экономическое, и оба получила еще в ту пору, когда была воспитателем. (Кстати, тут кадровая работа на высоте: детский садик не ждет, что кто-то со стороны придет к ним, а выращивает кадры сам, например, совсем, кажется, недавно пришли к ним на работу два помощника воспитателя, но их выучили и воспитали так, что сегодня они успешно трудятся воспитателями.) Сейчас все кстати, ведь, как говорит сама Кононова, переход на экономическую самостоятельность требует именно экономических знаний. А высшее педагогическое тоже необходимо, ведь садик необычный, а коррекционный, и к детям тут нужен особый подход.
Этот детский сад изначально был открыт в 1980 году как детский сад-ясли общего типа для детей с нарушениями речи. Сразу были подобраны эффективные методики для работы с такими детьми, поэтому уже через несколько лет он стал детским садом компенсирующего вида. Сегодня много детей, нуждающихся в коррекции речи и соответствующей подготовке к школе, поэтому в детском садике вот уже несколько лет комплектуются только старшие и подготовительные группы. Направляют детей сюда из всего Строгино психолого-медико-педагогические комиссии в мае-апреле, причем в состав комиссии входят логопеды, психологи, психоневрологи, дефектологи, которые отбирают тех малышей, у кого есть серьезные нарушения звукопроизношения, ослаблен фонематический слух, есть проблемы в построении фразы и связного рассказа. В этом году детский сад выпускает сразу пять групп, и все выпускники пойдут в первый класс массовой школы (всего в детском саду 9 групп). Это Ольга Юрьевна считает большим достижением педагогического коллектива, который за основу берет программу массового детского сада, но занятия строит с учетом особенностей и возможностей детей. План работы и занятий с детьми намечают совместно воспитатель и логопед, учитывая психологические и возрастные возможности детей, значимость каждого вида занятий для коррекции дефектов речи. Большая роль при этом отводится методу дифференцированного подхода, ведь темп работы у каждого ребенка свой, и нужно сделать так, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Поэтому и используют педагоги при работе с каждым проблемным ребенком определенные методы и приемы, стимулирующие и облегчающие учебный процесс.
Трудно ли так выстраивать педагогический процесс? Конечно, непросто, но есть несколько правил, которые в этом детском саду соблюдаются неукоснительно. Ранимого ребенка нельзя при всех порицать, впечатлительного – пугать, заторможенного – наказывать за отставание, ко всем нужно относиться вдумчиво, бережно и индивидуально. Ольга Юрьевна говорит, что педагоги-дефектологи и воспитатели коррекционных групп выбрали для себя как руководство к действию мудрое изречение какого-то древнего греческого философа: «Нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить; мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго». Видимо, у воспитателей этого детского сада хватает и терпения, и мужества, и мудрости, чтобы работать с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию.
Как относятся родители к детскому садику? С добротой и желанием помочь. Правда, помощь эта настоящая, человеческая, не предполагающая никаких поборов, которые портят отношения педагогов и родителей. Например, клумбу сделать родители могут, в субботнике поучаствовать. Да и если надо что, сразу откликнутся. А как иначе, ведь тут все делают ради их детей, ради того, чтобы подготовить их к хорошей учебе в школе, к успешности в жизни. Например, регулярно в детский сад приходит врач-психоневролог, который может назначить ребенку лечение, поскольку наблюдает за детьми, беседует с ними. Тут открыли массажный кабинет, чтобы делать детям укрепляющий или расслабляющий массаж (в зависимости от рекомендации врача). На участке цвет цветов подбирают так, чтобы радовали глаз, были теплыми и оптимистичными. На территории есть грядки с клубникой, маленький огородик (детки сами сажают и ухаживают за овощами и зеленью), вишневый и яблоневый сады, уютные прогулочные площадки, весьма продуманно оборудована спортивная площадка. Даже система безопасности и та продумана весьма тщательно, территория огорожена, есть домофон, а охранник всегда находится неподалеку от гуляющих детей и готов предотвратить любую сложную ситуацию. Как говорится, все есть в этом детском садике, но Ольга Юрьевна сетует, что нет в штате еще и нейропсихологов. Такие специалисты работают в районных психологических центрах, а детей, нуждающихся в их помощи, много (в этом детском садике в каждой группе – от трех до пяти детей), и не все могут ее получить.
У родителей в этом детском саду особая роль: ведь мама и папа для ребенка ближе всех, а потому могут стать очень серьезным связующим звеном между ним и педагогами. Поэтому весь коррекционный воспитательный процесс и строится прежде всего на сотрудничестве семьи и детского сада. Это, по мнению педагогического коллектива, необходимое условие успешного воздействия на ребенка, его развития и обучения. Помимо того что таким образом оказывается помощь ребенку, который лучше усваивает учебный материал, комфортнее чувствует себя в детском саду, повышает уровень своего психического и речевого развития, получают помощь и сами родители. Они становятся активными и компетентными помощниками педагогов, для них проводятся индивидуальные консультации с логопедом и воспитателем, общие и групповые родительские собрания, им помогают вести себя правильно индивидуальные тетради, в которых записываются данные о ежедневной работе с детьми и даются задания для родителей, в детском саду много самых разных стендов с информацией, которая интересует родителей.
Мы идем с Ольгой Юрьевной по детскому садику, заглядываем в уютные спаленки, комнаты для занятий, видим везде логопедические уголки. Помимо логопеда и воспитателей, психолога в детском садике есть еще и те педагоги, которые могут вести с детьми музыкальные и спортивные занятия так, как этого требует решение коррекционных задач, связанных с особенностями детей с речевой патологией. Для них полезны плавание, ритмика, теннис, танцы и хореография. Из окна видно, с каким увлечением и азартом ребятки играют в волейбол, гоняют большие надувные мячи по площадке.
На память о посещении детского садика нам дарят цветные фотографии и красивые поделки из цветной бумаги. Мне достается работа выпускника детского садика Алеши. «Жаль тебе расставаться с детским садиком?» – спрашиваю я его и слышу в ответ: «Я будут приходить сюда на дни встречи с выпускниками». Значит, и это есть в этом удивительном детском саду. Пожалуй, дни встречи с выпускниками больше всего говорят о том, как детям было хорошо в детском садике, ведь туда, где плохо и неинтересно, никто приходить на станет.
Комментарии