В Карелии продолжается обсуждение ситуации, связанной с решениями о закрытии сельских школ. С середины февраля в зоне напряжения оказался Пряжинский национальный район. Под удар попали две сельские школы — в Крошнозеро и Савиново. На днях их посетил уполномоченный по правам ребенка в Карелии Геннадий Сараев.
Перед посещением школ Геннадий Сараев приехал и в Пряжу, чтобы обсудить ситуацию с недавно избранным главой района Романом Петровым. Чиновник пояснил, что закрытие школ — шаг вынужденный. Непопулярные меры связаны со стремлением сократить расходы на содержание зданий. Сэкономленные средства направят на ремонт школы и интерната в поселке Эссойла, где обучаются 360 детей. На уточняющие вопросы омбудсмена о количестве учеников в двух школах, которые планируют закрыть, глава района ответил: \”Не знаю\”.Между тем, в Крошнозеро — 9 учеников начальных классов, в Савиново — 8 дошколят и 3 младшеклассников. Муниципальная власть предлагает организовать подвоз школьников в Ведлозеро и Эссойлу. Родители высказались против планов районной администрации. В начале марта папы и мамы направили открытые обращения главе республики Артуру Парфенчикову, уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой и министру просвещения РФ Ольге Васильевой с просьбой сохранить образовательные организации. Село Крошнозеро и деревня Савиново являются местами компактного проживания карелов. Против закрытия школ в подобных населенных пунктах выступила Наталья Антонова, жительница Ведлозера, которое находится неподалеку. Наталья — координатор языкового гнезда \”N`apukat\” (\”Крошки\”) в Общественной организации \”Дом карельского языка\”. — В Карелии таких почти не осталось. Одно дело – посёлки, созданные под нужды производства, и другое дело — старинные деревни, где есть дух, история и отличия, — пояснила она.Наталья Антонова считает, что такие деревни и сёла нельзя лишать последнего. Люди нашего века, уверена выпускница сельской школы Ведлозера, не хотят, чтобы дети жили в интернате, учились далеко от дома. Но ещё больше взрослые боятся, что с закрытием школы исчезнет деревня. — Пытаемся донести до руководства республики такие предложения, чтобы \”неперспективные\” с точки зрения содержания здания использовались для блага жителей, — рассказывает Наталья Антонова. — Чтобы в них можно было бы развивать в том числе и профориентационную, досуговую, кружковую работу, развивать возможности народного образования. Возможно межсекторное решение, когда о судьбе школьного здания думает не только министерство образования, но и другие ведомства. Сельская культура, социальные вопросы, здоровье и образование, развитие туризма, профилактика алкоголизма — таким количеством направлений развития села можно было бы приостановить отток жителей.О подобном решении говорит и Геннадий Сараев. Детский омбудсмен считает, что здания двух сельских школ — крепкие и теплые. \”Здесь безопасно для детей и взрослых\”, — считает уполномоченный, который уверен, что в Крошнозере необходимо развивать дополнительные образовательные услуги, чтобы кабинеты школы не пустовали.Несмотря на то, что финансирование шло в недостаточном объеме (это подтверждают два директора школ Ирина Евсеева в Савиново и Ирина Богданова в Крошнозеро), претензий надзорных органов по безопасности здесь нет. Руководители не согласны с претензиями к качеству обучения, о которых представители местной власти заявили через паблик в интернете. Оба директора подчеркивают, что родители воспитанников и учеников категорически против закрытия образовательных организаций и подвоза детей в соседние школы. Месяц назад участники VII Республиканского Дня сельской школы предложили объявить мораторий на мероприятия по реорганизации сети образовательных организаций в Карелии, предложенные Министерством образования РК, на год. За это время эксперты рекомендовали провести комплексный анализ ситуации на уровне региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной школы. Предложение поддержал и Профсоюз работников образования Карелии. Председатель профсоюза Евгения Макарова согласилась с тем, что ожидаемые экономические и педагогические эффекты от такой скоропалительной оптимизации будут сомнительны. Ассоциация сельских школ Карелии и Профсоюз работников образования Карелии выступили с предложением организовать обучение управленческих кадров образования регионального, муниципального, локального уровней по вопросам организации и управления реорганизационными процессами, привлечения и включения в эти процессы заинтересованные представители общественности.Предложения участников круглого стола направили в адрес Правительства Карелии и Законодательного Собрания РК. Предполагалось, что итоговый документ учтут при подготовке правительственного часа в парламенте, посвященного проблемам сельских школ. Но обсуждение, запланированное на сегодня, вновь перенесли. Как сообщает \”Руна\”, со ссылкой на пресс-службу парламента республики, это произошло \”из-за невозможности присутствия основного докладчика\”. Однако, есть мнение, что перенос мероприятия связан с возможной отставкой министра образования Карелии Александра Морозова.
Между тем, в Крошнозеро — 9 учеников начальных классов, в Савиново — 8 дошколят и 3 младшеклассников. Муниципальная власть предлагает организовать подвоз школьников в Ведлозеро и Эссойлу. Родители высказались против планов районной администрации. В начале марта папы и мамы направили открытые обращения главе республики Артуру Парфенчикову, уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка Анне Кузнецовой и министру просвещения РФ Ольге Васильевой с просьбой сохранить образовательные организации.
Село Крошнозеро и деревня Савиново являются местами компактного проживания карелов. Против закрытия школ в подобных населенных пунктах выступила Наталья Антонова, жительница Ведлозера, которое находится неподалеку. Наталья — координатор языкового гнезда \”N`apukat\” (\”Крошки\”) в Общественной организации \”Дом карельского языка\”.
— В Карелии таких почти не осталось. Одно дело – посёлки, созданные под нужды производства, и другое дело — старинные деревни, где есть дух, история и отличия, — пояснила она.
Наталья Антонова считает, что такие деревни и сёла нельзя лишать последнего. Люди нашего века, уверена выпускница сельской школы Ведлозера, не хотят, чтобы дети жили в интернате, учились далеко от дома. Но ещё больше взрослые боятся, что с закрытием школы исчезнет деревня.
— Пытаемся донести до руководства республики такие предложения, чтобы \”неперспективные\” с точки зрения содержания здания использовались для блага жителей, — рассказывает Наталья Антонова. — Чтобы в них можно было бы развивать в том числе и профориентационную, досуговую, кружковую работу, развивать возможности народного образования. Возможно межсекторное решение, когда о судьбе школьного здания думает не только министерство образования, но и другие ведомства. Сельская культура, социальные вопросы, здоровье и образование, развитие туризма, профилактика алкоголизма — таким количеством направлений развития села можно было бы приостановить отток жителей.
О подобном решении говорит и Геннадий Сараев. Детский омбудсмен считает, что здания двух сельских школ — крепкие и теплые. \”Здесь безопасно для детей и взрослых\”, — считает уполномоченный, который уверен, что в Крошнозере необходимо развивать дополнительные образовательные услуги, чтобы кабинеты школы не пустовали.
Несмотря на то, что финансирование шло в недостаточном объеме (это подтверждают два директора школ Ирина Евсеева в Савиново и Ирина Богданова в Крошнозеро), претензий надзорных органов по безопасности здесь нет.
Руководители не согласны с претензиями к качеству обучения, о которых представители местной власти заявили через паблик в интернете. Оба директора подчеркивают, что родители воспитанников и учеников категорически против закрытия образовательных организаций и подвоза детей в соседние школы.
Месяц назад участники VII Республиканского Дня сельской школы предложили объявить мораторий на мероприятия по реорганизации сети образовательных организаций в Карелии, предложенные Министерством образования РК, на год. За это время эксперты рекомендовали провести комплексный анализ ситуации на уровне региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной школы. Предложение поддержал и Профсоюз работников образования Карелии. Председатель профсоюза Евгения Макарова согласилась с тем, что ожидаемые экономические и педагогические эффекты от такой скоропалительной оптимизации будут сомнительны. Ассоциация сельских школ Карелии и Профсоюз работников образования Карелии выступили с предложением организовать обучение управленческих кадров образования регионального, муниципального, локального уровней по вопросам организации и управления реорганизационными процессами, привлечения и включения в эти процессы заинтересованные представители общественности.
Предложения участников круглого стола направили в адрес Правительства Карелии и Законодательного Собрания РК. Предполагалось, что итоговый документ учтут при подготовке правительственного часа в парламенте, посвященного проблемам сельских школ. Но обсуждение, запланированное на сегодня, вновь перенесли. Как сообщает \”Руна\”, со ссылкой на пресс-службу парламента республики, это произошло \”из-за невозможности присутствия основного докладчика\”. Однако, есть мнение, что перенос мероприятия связан с возможной отставкой министра образования Карелии Александра Морозова.
Карелия
Фото автора
Комментарии